ua en ru

Операторам предлагают "скинуться" на услугу переноса номеров

Операторам предлагают "скинуться" на услугу переноса номеров По подсчетам УГЦР, на запуск этой услуги не хватает 69 млн грн
Чиновники хотят, чтобы мобильные операторы оплатили запуск MNP (Mobile Number Portability) - услуги, которая позволит их абонентам уходить к конкурентам, не меняя телефонный номер. Эту услугу планируют ввести уже весной 2016 г. Государство даже объявило тендер на создание основной части системы, но денег на это, как оказалось, нет.

Чиновники хотят, чтобы мобильные операторы оплатили запуск MNP (Mobile Number Portability) - услуги, которая позволит их абонентам уходить к конкурентам, не меняя телефонный номер. Эту услугу планируют ввести уже весной 2016 г. Государство даже объявило тендер на создание основной части системы, но денег на это, как оказалось, нет.

По секрету

Во вторник, 29 сентября, представителей мобильных операторов собрали для закрытой презентации. Администратор MNP - Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР) - показал им свои расчеты, согласно которым на запуск этой услуги не хватает 69 млн грн. Общую стоимость оборудования и программного обеспечения, необходимого для построения системы, УГЦР оценил в чуть более 80 млн грн. Из них 11,5 млн он готов вложить сам.

Ключевые затраты на внедрение MNP млн грн в год
Организационные расходы 0,3
Оборудование, ПО и его имплементация 80,5
Всего 80,8
Ключевые затраты на поддержку MNP млн грн в год
Обслуживание оборудования (вендор) 5,75
ФОП 0,688
Техподдержка дополнительного ПО 0,46
Непредвиденные расходы 0,78
Аренда (дата-центры) 0,598
Коммуникационные затраты 0,3
Амортизационные отчисления 8,08
Налог на прибыль 0,423
Норма рентабельности 1,926
Всего 19,005

УГЦР относится к сфере управления Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) и на платной основе предоставляет ряд услуг. Например, выдает разрешения на ввоз и использование различных устройств, или измеряет качество связи. Причем, в течение многих лет предприятие было прибыльным. В 2014 г. на его счетах находилось около 200 млн грн оборотных средств, но их пришлось перечислить в бюджет.

Поэтому теперь предприятие ищет "спонсоров" на телеком-рынке. Каждому из операторов предлагается внести в проект определенную сумму, в зависимости от количества абонентов. Оператору с самой большой абонбазой, компании "Киевстар", достался самый крупный платеж - 28,9 млн грн. Меньше всего денег, 568 тыс грн, требуется от одесского "Интертелекома", который предоставляет услуги мобильной связи в стандарте CDMA.

Операторам также придется ежегодно платить администратору за ведение базы перенесенных номеров. По оценкам УГЦР, такая плата составит порядка 0,3 грн на каждого потенциального пользователя услуги. Это означает, что для разных операторов платеж составит от 0,1 млн грн до 7,9 млн грн, в зависимости от числа абонентов.

"Если операторы откажутся платить, УГЦР останется только взять кредит в банке. Так как придется выплачивать проценты, смета всего проекта вырастет. И администратор вынужден будет поднять ежегодную плату для операторов", - рассказал источник в НКРСИ.

Операторы Количество абонентов, млн Разовый платеж, млн грн Ежегодный платеж, млн грн
Киевстар 26 28,961 7,947
МТС Украина 20,2 22,549 6,188
life:) 13,9 15,544 4,265
PEOPLEnet 0,9 1,001 0,275
Тримоб 0,57 0,634 0,174
Интертелеком 0,51 0,568 0,156
УГЦР 11,543
Всего 62,08 80,8 19,005

Из двух зол

Представители операторов пока не определились, какой из вариантов не нравится им больше.

Начальник отдела по связям с общественностью "МТС Украина" Виктория Рубан заявила, что ее компания готова обсуждать разные варианты финансирования.

"Но предпочтительным будет тот, который окажет наименьшее влияние на наши затраты и финальную стоимость услуги для абонента", - подчеркнула она.

В пресс-службе "Киевстара" сообщили, что оператор примет решение после дополнительных консультаций внутри компании и с УГЦР.

При этом, по словам источника РБК-Украина, из всех операторов только "Киевстар" пытался высказывать критику во время презентации во вторник. Как оператор с самой большой и одной из самых "старых" абонбаз (работает с 1994 г.), он может потерять больше всего абонентов после внедрения MNP.

В то же время информированный источник рассказал РБК-Украина, что сейчас "Киевстар" пытается договориться с регулятором об MNP на своих условиях. Например, ему якобы удалось добавить в проект правил предоставления услуги пункт, согласно которому при переходе к другому оператору у абонента должен быть остаток на счету. Это позволило бы оператору, от которого уходит абонент, заработать, в то же время сделав переход менее комфортным для абонента.

В свою очередь оператор "Астелит" (life:)), который зашел на украинский рынок позже других (в 2005 г.), наоборот, надеется выиграть от переноса номеров.

"life:) готов совместно с администратором выбрать наиболее эффективную модель финансирования, а также оплачивать его услуги, как это предусмотрено законодательством, для того, чтобы услуга переноса номера была запущена как можно скорее и стала доступна для всех пользователей мобильной связи", - сказано в сообщении пресс-службы оператора.

Представитель американской компании iConnective, которая внедряет MNP по всему миру, рассказывает, что похожие модели финансирования есть и в других странах. Например, в Бельгии операторы объединились в консорциум, совместно выбрали решение, на базе которого будет предоставляться услуга, и заплатили за него. Но, в отличие от украинских коллег, им не приходится много платить государству, этот же консорциум является администратором услуги. Причем, плата взимается не за все номера, а только за перенесенные.

Сомнительная инвестиция

Обычно операторы перекладывают свои финансовые риски на плечи потребителей и повышают тарифы. Но в данном случае, если им придется спонсировать создание системы, на абонентской плате за услугу это вряд ли отразится. Ведь ее устанавливает оператор, принимающий абонента, и ему выгодно, чтобы переход для абонента был комфортным. Повышать тарифы на другие услуги тоже рискнет не каждый.

"Если процедура переноса номера будет легкой и быстрой для абонента, то операторы не смогут завышать цены на свои услуги, так как это сразу повлечет за собой отток абонентов в другую сеть", - считают в пресс-службе life:).

Причем, о возврате инвестиций пока речи не идет. Мировой опыт внедрения услуги показывает, что в первые годы ею пользуется от 0,2% до 20,8% абонентов. В России, где услуга появилась относительно недавно, за полтора года свои номера перенесли всего 0,6% абонентов. По мнению аналитиков компании "Діпрозв'язок", которая проводила исследование для НКРСИ, востребованность услуги в Украине не превысит 3-5% в течение первых двух лет.