Олег Стрекаль: В ряде стран ЕС запрещена реализация табачной продукции по ценам ниже себестоимости
На табачном рынке Украины продолжается ценовая война "всех против всех". Начата она в октябре лидером рынка, который нехитрым способом резкого снижения цен решил поправить свое пошатнувшееся положение. Сигареты продаются по ценам ниже себестоимости - на радость потребителям и контрабандистам.
И вот в разгар ценовой войны "независимые" эксперты начинают продвигать идею введения минимальных розничных цен на сигареты. Под заманчивой идеей привлечения в бюджет дополнительных средств и борьбы с искусственным занижением цен на сигареты "проталкивается" минимальная розничная цена на уровне 17 грн за пачку.
Данную ситуацию прокомментировал Олег Стрекаль, который является директором по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobaccо в Украине, Молдове и странах Кавказа.
На ваш взгляд, кто стоит за идеей введения минимальных розничных цен на табачные изделия?
Олег Стрекаль: Идея введения минимальных розничных цен (МинРЦ) принадлежит компании "Филип Моррис Украина". Концепция МинРЦ используется как инструмент антиконкурентной борьбы - в честной состязательности "Филип Моррис", увы, проигрывает и теряет долю рынка. Официальные результаты работы компании в Украине за 3 квартал текущего года таковы: "просели" все ключевые бренды, "Филип Моррис" потерял 3,5% доли рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Показателен статистический пример потерь компании по бренду Bond. Доля рынка этой марки упала на 1,1% за 9 месяцев 2015 г. по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.
Каким образом "Филип Моррис" хочет вернуть утраченное?
Олег Стрекаль: Попытка, на наш взгляд, состоит из двух частей. Во-первых, резкое снижение розничных цен на весь портфель брендов компании (до 30% на отдельные торговые марки). Путем лавинообразного снижения цен "Филип Моррис" пытается отобрать долю у конкурентов.
Вторая часть антиконкурентных усилий - это предложенное введение минимальных розничных цен. Расчет делается на то, что при единой минимальной цене потребитель будет выбирать более раскрученные международные бренды.
Отмечу, что подобная стратегия из двух ходов уже реализовалась на многих рынках, и Украина не стала исключением. Сначала компания обрушивает цены, нагнетает истерику, а потом выступает с предложением по МинРЦ, якобы для восполнения потерь госбюджета.
Кстати, за последние два года это уже третья попытка компании внедрить противоправную концепцию МинРЦ на украинском рынке. Все делалось кулуарно, путем внесения поправок в законодательные акты в самый последний момент. Поэтому сейчас мы хотим сделать процесс как можно более открытым.
Пользуясь возможностью, прошу обратить внимание на вопрос "ценовой войны" и минимальных цен Антимонопольный комитет (ограничение конкуренции на рынке), Министерство экономики (ухудшение бизнес-климата), Министерство финансов и ГФС (сознательная продажа продукции ниже себестоимости), профильные комитеты Парламента. Два первых раза народные депутаты отказались подыгрывать незаконным инициативам. Надеемся, что и в третий раз законодатель окажется на высоте.
Во сколько же обходится компании подобные манипуляции с ценами?
Олег Стрекаль: По нашим расчетам, удержание цен на низком уровне ежемесячно обходится "Филип Моррис" в $10 млн прямых дотаций, ведь часть портфеля реализуется ниже себестоимости. Таким образом, в годовом исчислении "вливания" в убыточный бизнес достигнут $120 млн. Неудивительно, что компания спешит с продвижением идеи МинРЦ, дабы поскорее вернуть себе и долю рынка, и прибыли. Ведь это более простой способ "подняться", чем честно конкурировать, занимаясь долгосрочным развитием портфеля марок и бизнеса в целом.
Насколько институт МинРЦ на табачные изделия согласуется с европейской практикой?
Олег Стрекаль: В Евросоюзе минимальные розничные цены на табачные изделия запрещены как препятствующие экономической конкуренции. По этому поводу есть 6 решений Евросуда (против Ирландии, Бельгии, Люксембурга, Франции, Греции, Италии и Австрии). Кстати, идея МинРЦ противоречит и украинскому законодательству (Закону о ценах и ценообразовании, Хозяйственному Кодексу, Закону о защите экономической конкуренции и т.п.). К сожалению, в борьбе за долю рынка инициаторы введения МинРЦ игнорируют и евроинтеграцию Украины, и национальное законодательство.
Что, в таком случае, может предпринять государство?
Олег Стрекаль: Цены на сигареты и доходы госбюджета должны регулироваться четкой налоговой и акцизной политикой плюс пресечением Антимонопольным Комитетом любых нарушений конкурентного законодательства.
Кроме того, есть и другие действенные инструменты противодействия ценовым войнам. В ряде стран ЕС запрещена реализация табачной продукции по ценам ниже себестоимости.
В других странах Евросоюза снижение цен квалифицируется как ценовое стимулирование. Государство обязует компании уплачивать налоги (НДС, налог на прибыль, акциз), исходя из оригинальных цен до начала "ценовой войны". И логика государства абсолютно понятна: компании могут опускать цены сколько угодно, но налоги придется платить "по полной". Украине стоило бы перенять такой опыт, а не обсуждать мертворожденную и анти-конкурентную идею минимальных розничных цен.