Олег Медведев - советник Президента Петра Порошенко. Он давно работает с первыми лицами государства, в частности, был советником премьер-министра и кандидата в Президенты в 2010 году Юлии Тимошенко. Об эффективности парламентской коалиции, иностранцах в исполнительной власти и принципах медиации украинского Президента Олег Медведев рассказал в интервью РБК-Украина.
Олег Медведев - советник Президента Петра Порошенко. Он давно работает с первыми лицами государства, в частности, был советником премьер-министра и кандидата в Президенты в 2010 году Юлии Тимошенко.
Об эффективности парламентской коалиции, иностранцах в исполнительной власти и принципах медиации украинского Президента Олег Медведев рассказал в интервью РБК-Украина.
РБК-Украина: В четверг в Раде была создана коалиция. Как Вы считаете, она крепкая, сплоченная? Какова Ваш прогноз, как долго она просуществует?
Олег Медведев: Конституционно необходимый критический минимум для существования коалиции составляет 226 депутатов. 75 душ в запасе - весомый аргумент для того, чтобы считать коалицию достаточно прочной, таковой, которая может просуществовать довольно долго. Наличие пяти субъектов коалиции означает, что даже выход одного или двух не чреват прекращением ее существования. (Понятно, что конституционное большинство является менее прочным). В Европе, где большинство стран - парламентские демократии, в коалиции входят и выходят, и никто из этого не делает трагедии. Коалиционная динамика является неотъемлемым атрибутом парламентаризма.
РБК-Украина: В коалицию вошло 302 депутата. Это конституционное большинство. Какие изменения в Конституцию можно ожидать в ближайшее время?
Олег Медведев: Уже существует президентский проект изменений в Конституцию, который более или менее успешно прошел экспертизу в Венецианской комиссии. С другой стороны, в коалиционном соглашении провозглашены намерения создать соответствующую комиссию в парламенте по наработке согласованного проекта поправок к Основному закону. Консенсусным является вопрос о необходимости децентрализации власти.
Более того, это направление реформ по сути уже стало и международным обязательством Украины. Поэтому конституционное большинство необходимо для того, чтобы реализовать обещание практически всех участников коалиции - децентрализовать власть. Без изменений в Конституцию это сделать невозможно.
Вторая реформа, которая неосуществима без внесения изменений в Конституцию - судебная.
РБК-Украина: Могут ли присоединиться к этой коалиции группы Еремеева и Хомутынника? Яроша, Березы, Филатова? Идут ли соответствующие переговоры?
Олег Медведев: Переговоров с группами Хомутынника и Еремеева нет и быть не может, так как существует договоренность между всеми членами коалиции, что депутаты, которые голосовали за законы 16 января, не могут быть членами коалиции. Если я не ошибаюсь, то в составе этих групп такие депутаты есть.
Более того, решено, что в формировании коалиции участвуют исключительно фракции, а не депутатские группы или отдельные депутаты. По этой логике, если Ярош и Филатов хотят войти в состав коалиции, они сначала должны определиться через какую фракцию проходит этот путь.
РБК-Украина: У Порошенко всегда были напряженные отношения с Тимошенко. Какова ситуация сейчас? Можно ли назвать их крепкими союзниками?
Олег Медведев: Кто старое помянет, тому и глаз вон. Украинские политики делают выводы из уроков истории. "Батькивщина" Юлии Тимошенко вместе с партией Блок Петра Порошенко объединились в коалицию "Европейская Украина" - и этим все сказано.
Было бы преувеличением - по крайней мере, в это никто не поверит - говорить, что они стали прочными союзниками. Нужно время, чтобы посмотреть. Но факт партнерства по коалиции доказан самим фактом ее существования.
РБК-Украина: Как Вы считаете, есть ли политическое будущее у Тимошенко? Может ли она еще нарастить свой потенциал? За счет чего?
Олег Медведев: Будущее есть всегда, как прошлое и настоящее. И не так уж и страшно, что у Юлии Владимировны теперь такая вот компактная фракция. Во-первых, не по количеству, а по качеству она точно лучше, чем предыдущие три. У Тимошенко в 2002 году тоже была небольшая фракция, но ее оппонентам мало не казалось.
РБК-Украина: Порошенко заявил, что посты в украинских органах власти в ближайшем будущем займут иностранцы. О ком именно идет речь? С кем ведутся переговоры?
Олег Медведев: Я не располагаю информацией о конкретных кандидатурах. Знаю, что партия Блок Петра Порошенко соответствующие переговоры инициировала. Для Украины это несколько непривычный ход, но все, кто изучал историю реформ в других странах, знают, что для проведения преобразований очень важно использовать зарубежный опыт и его носителей. Например, команда Саакашвили привлекала из-за рубежа людей к работе в правительстве.
Особенно важной, с моей точки зрения, является инициатива Президента, чтобы иностранец возглавил Национальное антикоррупционное бюро.
Привлечение зарубежных спецов важно по двум причинам. Во-первых, они носители ценного опыта. Второе их преимущество - потенциальная некоррупционногенность, отсутствие у них каких-либо связей, мешающих принятию эффективных решений. Они никому не кумовья и не братья, они - вне традиционного нашего непотизма. Никому и ничем здесь не обязаны. Соответственно, у них будут развязаны руки.
РБК-Украина: Нужно ли для привлечения иностранных специалистов менять законодательство или они будут принимать украинское гражданство?
Олег Медведев: Я не юрист, поэтому не готов обсуждать правовую сторону этого вопроса. Конечно, нужны изменения в законодательство, которые разрешат на посты, не связанные с государственной тайной, допускать иностранцев. Или же необходимы изменения в законодательство о гражданстве, которые расширят возможности Президента предоставлять украинское гражданство тем людям, которые как менеджеры являют собой ценность для Украины. Существует практика предоставления гражданства за заслуги перед Украиной, которые уже проявлены, а тут, очевидно, следует наделять гражданством в кредит. Пусть отрабатывают.
РБК-Украина: Как Вы считаете, достаточно ли открыт для СМИ и для народа Президент Петр Порошенко? Почему он так редко дает оперативные публичные комментарии и заявления по важным для страны событиям?
Олег Медведев: Более чем. Во-первых, Президент - не комментатор, и его работа не в том, чтобы поскорее добежать до камеры. Действительно, была одна довольно масштабная пресс-конференция, однако обратите внимание, что с крупными пресс-конференциями не частят и Президенты других стран. У Петра Порошенко достаточно много публичных мероприятий, подходов к прессе. Он регулярно выступает с обращениями к нации, в которых объясняет те или иные свои политические решения.
Мнение же о том, что Президент недостаточно активен информационно - точка зрения репортеров, которую можно и нужно понять. Я сам когда-то был политическим обозревателем, и мне очень сложно представить себе телевизионщика или работника печатных или интернет-СМИ, которые были бы удовлетворены количеством предоставляемой им информации. Как бывший журналист по себе знаю, нам всегда мало, сколько не давай.
РБК-Украина: Владимир Путин на 19 декабря планирует большую пресс-конференцию. Он ведь за счет таких мероприятий наращивает свой рейтинг в стране, не так ли? Почему такой технологией не пользуется Петр Порошенко? Когда ждать его очередную большую пресс-конференцию?
Олег Медведев: Украина - не Россия. Мы страны с очень уж разной политической культурой. Президент Порошенко никогда не будет проводить пресс-конференцию в режиме "говорят и показывают все теле- и радиостанции Советского союза". Это не наша технология. Наш Президент дает пресс-конференции по европейским стандартам. Кстати, на большой пресс-конференции, которая была в октябре, он ответил на более чем 20 вопросов. И ни один из них не был заранее подготовлен или инсценирован. Поэтому, пример с того, каким образом проходят пресс-конференции в России, мы брать точно не будем.
Что касается следующей большой пресс-конференции, то она обязательно будет, причем скоро.
Беседовал Михаил Криволапов