Нужны ли Украине инвестиции, или как провалить закон о Doing Business
Нужны ли Украине инвестиции? Разумеется, нужны. Но, как только речь заходит о крайне необходимых законах по дерегуляции и эффективной защите прав инвесторов, все реформаторские шаги остаются голой риторикой. Ведь на кону коалиционная война между Администрацией Президента и Кабинетом министров.
За последние полтора месяца в Верховной Раде были дружно саботированы законопроекты, направленные на либерализацию механизмов защиты прав кредиторов, создание эффективной и прозрачной системы разрешения банкротства частных и государственных компаний, оптимизацию процесса регистрации прав собственности и т.д.
В саботаже приняли участие не только нардепы от "Оппозиционного блока", стабильно голосующие против или игнорирующие голосование. В данном случае воздержались или прогуляли голосование именно те, кто на всех главных ток-шоу украинского экрана заявляют о необходимости реформ и доверии к Украине со стороны международного бизнес-сообщества.
Речь о депутатах от "Блока Петра Порошенко" и "Самопомощи". Именно их голосов дважды не хватало при голосовании в апреле законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных правовых аспектов улучшения позиций Украины в рейтинге Doing Business", и на днях - при вынесении на голосование его клона, законопроекта №2679.
"Самопомич" воздержалась практически всем составом. БПП дал лишь 35 голосов "за".
Ни в БПП, ни в "Самопомичи" не комментируют, почему их слова расходятся с их же делами. Но источник в профильном комитете ВР на условиях конфиденциальности заверил, что законопроект по дерегуляции, как и ряд других, лежит на "линии огня" между Кабмином и Администрацией Президента.
"Его имплементация создаст более комфортные условия для работы в реформационном направлении Минюста, повысив рейтинги членов команды "правительства камикадзе". На Банковой на это не готовы. Эти проекты - исключительно инициатива Кабмина. Банковая в этом не заинтересована кровно, даже в тех случаях, когда на кону национальные интересы и репутация страны на глобальных инвестиционных площадках. Неофициально, основные инвестиционные лоббисты страны должны представлять Банковую", - сообщил источник.
Внятных аргументов "против" принятия законопроектов от инициаторов демарша на момент публикации я так и не дождался, хотя готов был задержать на несколько дней публикацию, чтобы услышать их мнение.
Однако в открытом доступе сохранился протокол пленарного заседания, на котором, например, нардеп от БПП Оксана Продан заявила о причинах отклонения законопроекта большинством фракции. Дескать, документ мало чем отличается от предыдущей версии, проваленной в первом чтении еще 9 апреля.
"В этом законопроекте нет уточнения, каким образом должны происходить электронные торги, процедура не указана. К сожалению, в этом законопроекте предусматривается создание условий для коррупционных схем в отношении земельных участков при их выделении и оформлении. Так же есть много вопросов к тем процедурам, которые предусматриваются в отношении работы исполнительной службы... Начальнику Государственной исполнительной службы предоставляется право самостоятельно снимать арест с арестованного имущества, если была нарушена процедура наложения ареста", - сказала Оксана Продан.
Но разработчики законопроекта от общественной организации "Easy Business" утверждают, что вся процедура электронных торгов давно определена временным порядком реализации арестованного имущества путем проведения электронных торгов, и этот документ имеет гриф Минюста №656/5 от 16 апреля 2014 года.
"Касательно коррупционных схем при отчуждении земельных участков - это исключительно фантазия депутата Продан", - прокомментировал эксперт "Easy Business" Андрей Ерашов.
Аналогичные выводы у Ерашова и по замечаниям нардепа от "Самопомичи" Виктории Пташник - касательно процедуры наложения и снятия ареста. "И то, и другое - четко определено в законодательстве. Снятие ареста вполне целесообразно, если государственным исполнителем допущена ошибка или злоупотребление, а также, если арест наложен на имущество, не относящееся к действительному должнику", - заверил эксперт.
Изменения, предполагаемые законопроектом №2679, предполагали оптимизацию по трем направлениям:
1. Разрешение неплатежеспособности юрлиц и расширения прав кредитора на доступ к онлайн-информации о материальном состоянии должника.
2. Комплекс мер по обеспечению исполнения контрактов.
3. Онлайн-доступ нотариусов к государственному земельному кадастру при отчуждении земельной собственности.
"Либерализация и обеспечение максимальной прозрачности, а также эффективности работы государственных органов при регистрации собственности реально могли бы улучшить глобальный рейтинг Украины по благоприятности ведения бизнеса на полтора десятка пунктов, подняв Украину c 96 до 80 места. Для таких стран как Украина подобные скачки в рейтинге дают в среднем 5-7 млрд долл. ежегодных инвестиций в экономику. Опыт имплементации подобных законопроектов в Грузии - наглядный тому пример", - считает Андрей Ерашов.
Он уверен, что не принятие законопроекта гарантировано выбьет Украину из сотни стран по легкости бизнеса, лишив нас столь необходимого сегодня кредита доверия в процессе привлечения инвестиций.
Изо всех дерегуляционных законов, подготовленных Минюстом и Минэкономики, накануне удалось принять лишь закон №289-VIІI "Про внесення змін до деяких законодавчих актівУкраїни щодо захисту прав інвесторів". Но введение закона в силу определено лишь с 1 мая следующего года. Это значит, что его имплементация повлияет на рейтинг Украины в Doing Business лишь в отчете 2018 года.
А теперь - несколько слов о том, что означает улучшение позиций Украины в рейтинге Всемирного Банка Doing Business.
"Эти изменения способны коренным образом повлиять на состояния бизнес-климата в Украине, реально отразиться на привлекательности вложения средств и открытия тут новых бизнесов. Важно понимать, что рейтинг Doing Business - это не просто цифры, это зеркало, отражающее степень доверия международного бизнес-сообщества к государству, обязанному обеспечить правовые и экономические условия развития внутреннего рынка", - сказал нардеп от "Народного фронта" Игорь Алексеев.
"Показатели рейтинга Doing Business отражают целый спектр проблем, с которыми в оцениваемой стране сталкивается местный и иностранный инвестор - от налогов и регулятивных ограничений до степени взаимодействия бизнеса с проблемными контрагентами", - конкретизировал Владимир Поперешнюк, собственник группы компаний "Новая почта", автор инициатив общественной организации "Easy Business".
По результатам 2013 года Украина поднялась в рейтинге на 16 пунктов - со 112 на 96 позицию. Произошло это благодаря ряду косметических, но необходимых для нормального функционирования бизнеса изменений. Была внедрена электронная отчетность по единому социальному взносу для предпринимателей. Это дало Украине сразу плюс 49 пунктов рейтинга.
Также с 88 на 59 место Украина перескочила по комфорту регистрации собственности - за счет внедрения возможности подачи документов по почте и сокращению сроков рассмотрения заявок.
Правда, соседняя Грузия по регистрации собственности который год подряд занимает в рейтинге первое место.
В Украине ситуация гораздо менее оптимистична не только в отношении к частной собственности. Например, по удобству подключения коммерческих строений к электроэнергии Украина в последнем отчет (результаты 2013 года) оказалась на 185 месте из 189.
"Позиция Украины в рейтинге Doing Business - сигнал для инвесторов о наличии у нас канала для инвестиций, объем которого в мировом масштабе составляет без малого 1,5 трлн долл. ежегодно. За этот канал борются более 200 стран. Чтобы оказаться в этой борьбе на мало-мальски конкурентных позициях, место в рейтинге должно быть не ниже топовой 20-ки. Страна, риски при процедуре банкротства в которой оценены на 142 позиции, а степень защиты миноритарных инвесторов на 109 - не конкурент, готовый бороться даже за толику этого мирового инвестиционного пирога", - резюмировал Владимир Поперешнюк.
То есть, если завтра Украина окажется на грани дефолта из-за отсутствия доступных кредитов, модернизации и усиления своих позиций на внешних рынках, а наши "мозги" и бизнес сбегут из страны, причины этого надо будет искать в законодательном поле. В котором нет условий не то что для создания инновационных продуктов, но даже для возникновения технологических линеек от мировых лидеров.