Утверждение премьер-министра и правительства ставит вопрос о будущих направлениях его деятельности. Постараюсь обозначить главные векторы работы Владимира Гройсмана, критически важные для успешной карьеры на посту премьера. Последовательность векторов в данном случае произвольная.
Утверждение премьер-министра и правительства ставит вопрос о будущих направлениях его деятельности. Постараюсь обозначить главные векторы работы Владимира Гройсмана, критически важные для успешной карьеры на посту премьера. Последовательность векторов в данном случае произвольная.
Способность обеспечить эффективную работу Кабинета Министров, в котором есть люди Гройсмана, Порошенко и Яценюка - ключевой вызов для премьера. Он уже пообещал жесткий менеджмент и системные решения, но воплотить их в жизнь будет непросто. Здесь дело не только в намерениях Гройсмана, но и способностях представителей политической элиты подняться в решении государственных проблем над частными и партийными интересами. Ситуация в экономике и угроза досрочных выборов, которые могут создать предпосылки для реванша вчерашних "регионалов" должны бы обострить инстинкт самосохранения, но это, к сожалению, идеальный вариант.
Любопытно будет понаблюдать за тем, как повлияет на работу правительства вступление в силу нового закона "О государственной службе". Гройсман имеет шансы использовать его в собственных интересах, с другой стороны - тектонические потрясения в кадровой политике исполнительной власти представляют собой проблему для ее управляемости.
Программа действий Кабинета Министров утверждена Верховной Радой следом за его парламентским одобрением, пусть и не с первого раза. Однако эта поспешная индульгенция - скорее, ритуал, чем реальная гарантия годичной неприкосновенности, так что расслабляться премьеру и его подчиненным не стоит.
Скоротечная, но ожесточенная премьериада лишила Гройсмана статуса "человека Порошенко" и породила ряд вопросов о будущих отношениях между давними политическими партнерами. Наиболее рациональный вариант на сегодня: вооруженный нейтралитет и сотрудничество по ключевым позициям, поскольку попытки выяснить, кто в стране хозяин, негативно повлияют и на внутреннее положение Украины и на имидж нашей страны за рубежом. Напомню, что Владимир Гройсман возглавляет Конституционную комиссию, судьба которой интересна не только в свете распада коалиции "Европейская Украина", но и возможной передачи штурвала Андрею Парубию, которого сложно назвать более лояльным Порошенко политиком.
257 голосов за кандидатуру премьера - не только хороший задел на будущее, но и задача для формирования собственно премьерской группы поддержки в парламентских стенах. Коалиция слишком малочисленна и неустойчива, чтобы поддерживать непопулярные законы, а многообразие оппозиции может создать проблемы главе правительства уже на старте. Очевидно, что Гройсману придется не только договариваться о принятии важнейших решений, но и работать над повышением общего правительственного КПД. Возможно - путем создания в Верховной Раде собственной группы поддержки с разной степенью формализации.
Одной из главных проблем правительства Яценюка было отсутствие эффективной коммуникации. Поэтому предпринимая необходимые реформы, он и оказался в статусе "политического камикадзе". Гройсману необходимо сделать выводы и активнее привлекать экспертную среду к разработке и принятию решений. Это намного важнее организации "хождений в народ", которыми наши политики зачастую предпочитают заменять диалог с обществом.
Кстати, если учесть, что признанный конек нового премьера - децентрализация, то он имеет неплохие шансы использовать свои наработки и новый статус для реальных преобразований внутри страны, поскольку именно максимальное приближение эффективной власти к порогу места жительства сограждан является одним из критериев успешных преобразований в обществах с переходной демократией.