В "Укрзализныце" ожидается смена правления. Подробности - в материале РБК-Украина.
В ближайшее время в одной из крупнейших госкомпаний Украины - "Укрзализныце" - ожидается кадровая ротация. Как стало известно РБК-Украина, Кабмин может практически полностью поменять состав правления УЗ. При этом должности может лишится и нынешний глава компании Евгений Кравцов, и члены правления, назначенные при бывшем руководителе УЗ Войцехе Балчуне. Новую потенциальную команду менеджеров, которые могут войти в состав правления, участники рынка называют "профессиональными железнодорожниками". Впрочем, эксперты сомневаются, что им удаться быстро навести порядок в УЗ. Подробности - в материале РБК-Украина.
Как стало известно РБК-Украина, в ближайшее время Кабинет министров намерен обновить состав правления государственной железнодорожной компании ПАО "Укрзализныця". По данным сразу нескольких источников издания на транспортном рынке, новыми представителями этого органа могут стать: нынешний директор регионального филиала "Пивденна зализниця" Николай Уманец, экс-руководитель филиала "Одеська зализниця", депутат Одесского облсовета (БПП) Григорий Бойко, народный депутат от группы "Видродження", член комитета Рады по вопросам транспорта Виктор Остапчук, операционный директор УЗ, ранее возглавлявший Госадминистрацию ж/д транспорта Виталий Жураковский, экс-нардеп предыдущего созыва от "Партии регионов" Александр Момот и директор регионального филиала "Приднипровська зализниця" Николай Кужавский. При этом в правлении могут остаться действующие и.о. главы правления Евгений Кравцов и член правления Сергей Михальчук.
Четверо из семи нынешних членов правления были назначены в 2016 году после того, как УЗ возглавил Войцех Балчуна. Тогда же в руководство УЗ попали поляки - Иренеуш Василевский, Ремигиуш Пашкевич и Марек Роберт Залесный, и Желько Марчек из Словении, ранее работавший в других украинских компаниях. В правление также входит Александр Бужор.
Собеседники РБК-Украина на транспортном рынке, знакомые с ситуацией, рассказали, что после смены правления рассматривается вариант о назначении и его нового главы. По словам источников, вместо Евгения Кравцова главой компании может стать депутат Виктор Остапчук, который нашел поддержку в качестве кандидата на эту должность в Администрации президента.
Но сам Остапчук заверил РБК-Украина, что с ним не вели подобных разговоров ни представители АП, ни Кабинета министров. "Со мной никто не разговаривал. Меня многие люди знают. Все-таки я длительное время работал начальником дороги (возглавлял региональный филиал "Пивденна зализниця с небольшим перерывом с 2000 по 2012 годы, - ред.)… Это какая-то провокация, я так думаю", - заявил он изданию. Но при этом Остапчук не скрывает, что у него есть желание вернуться к работе в УЗ. "Я знаю, что делать. Есть команда коллег, друзей … Поверьте, для того, чтобы изменить ситуацию должен прийти не один человек. Это должна прийти команда, до десяти человек, которым дадут карт-бланш. Необходимо почистить "авгиевы коншни" в УЗ. Люди, которые сейчас руководят железной дорогой, они далеки от этого", - уверен Виктор Остапчук.
"Вопрос не совсем ко мне, - ответил на просьбу прокомментировать возможную смену членов правления и.о. главы правления УЗ Евгений Кравцов. - В данном случае могу только инициировать этот вопрос перед Кабинетом министров как перед высшим органом и перед Министерством экономики, которое подает соответствующие документы на Кабинет министров. Определенные изменения в составе правления, действительно, нужны. Никто и не скрывает. Надеюсь, они в ближайшее время будут проведены. Но вопрос даже не только в этом, а в общей системе корпоративного управления и в (обновлении, - ред.) наблюдательного совета. Я считаю, что все должно быть в комплексе и совместно".
Кравцов также заявил, что, согласно законодательству, ему запрещено разглашать информацию о том, подавал ли он свои предложения о смене членов правления в Минэкономразвития. "Мне об этом неизвестно ничего", - ответил Кравцов на вопрос о возможной смене руководителя правления УЗ. Не предоставили РБК-Украина конкретного ответа о возможной смене правления компании и в пресс-службе УЗ, не владеют такой информацией и пресс-службе Минэкономразвития.
Участники рынка и эксперты смену правления УЗ считают ожидаемой. "Некоторые изменения в правлении УЗ являются логическим шагом, с учетом того, что Войцех Балчун ушел, а члены правления, которые заходили по его квоте, остались", - считает глава комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Ярослав Дубневич. При этом депутат оценивает как неудовлетворительную работу на тех направлениях, которые до сих пор курируют ставленники Балчуна. "В частности, неудовлетворительная работа по обеспечению грузовых перевозок, которые курирует член правления Иренеуш Василевский. Кроме того, продолжает ухудшаться состояние инфраструктуры, которую курирует член правления Ремигиуш Пашкевич, и на которую выделяются средства по остаточному принципу. Это привело к рекордному в этом году ограничению скоростей движения, не оптимистична ситуация с безопасностью на транспорте", - говорит Дубневич.
Недоволен работой действующего правления УЗ и координатор проекта "ПОЇЗДка" (онлайн-сервис правовой поддержки пассажиров УЗ) Александр Бондаренко. "К примеру, такой можно признать работу по грузовым перевозкам. Один из важнейших эксплуатационных показателей - оборот вагона, то есть время между двумя погрузками, уже составляет почти 11 суток. В 2013 году было меньше четырех суток. Аграрии уже просто вопят: "Если оборот вагона составит 12 суток - мы урожай на экспорт не вывезем"", - возмущается он.
Бывший и.о. главы правления "Укрзализныци" Александр Завгородний считает, что смена менеджмента без изменения подходов к модели управления УЗ ничего не даст. "Сейчас есть очень короткий список потенциальных лиц на назначение. К большому сожалению, все они из разных групп, поэтому вместе работать в одной линейке не смогут. Для этого нужно менять модель управления УЗ", - говорит он. "Большинство из озвучиваемых фамилий кандидатов в члены правления УЗ - профессиональные железнодорожники с большим опытом работы и, конечно, могут рассматриваться на руководящие должности, - считает Ярослав Дубневич. - Но кандидаты на должности в правление должны не просто разбираться, но и быть способными активно развивать экономическо-финансовый блок, блок безопасности и технической политики, а также блок европейской стратегии развития УЗ".
По словам Завгороднего, успешно руководить УЗ сейчас сможет только группа людей "с тяжелым железнодорожным опытом вместе со специалистами из большого бизнеса". "Все они должны работать под жесткой централизацией в измененной модели управления. Но к этому стоит добавить то, что председатель правления УЗ должен иметь поддержку правительства и полную свободу действий по кадрам. Тогда можно надеяться, что за пять-семь месяцев ситуация в компании будет стабилизирована", - уточнил эксперт.
Не верит в том, что новый менеджмент госкомпании будет эффективным и Александр Бондаренко. "Максимум, что они смогут сделать - законсервировать ситуацию на какое-то время. Изменить что-то к лучшему можно было лет 10-12 назад. Тогда еще не был растрачен весь запас прочности системы и были команды, которые могли все круто изменить в лучшую сторону. Но, к сожалению, этого не произошло. И теперь железная дорога гибнет. К примеру, животрепещущий контракт с General Electric (контракт на поставку 30 локомотивов для УЗ, - ред.) так и не подписан. Хотя его лоббировали на самом высшем уровне", - заключает он.