В распоряжении РБК-Украина оказался пакет документов, которые министр инфраструктуры Владимир Омелян передал на заседании правительства 25 января, лично в руки премьер-министру Владимиру Гройсману. В "папке Омеляна" содержатся свидетельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о неэффективной работе руководителя "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, а также собранные министерством факты коррупции на УЗ. Министр уже пообещал, что на этой неделе эта информация будет подана в НАБУ и должна лечь в основу расследования.
"Я передал премьер-министру цифры и документы о реальном состоянии дел в "Укрзализныце", чтобы он хоть смог узнать, что происходит в компании на самом деле, а не черпать информацию из одного источника, и то не очень благонадежного", - ранее заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян в интервью РБК-Украина.
В распоряжении издания оказался документ, переданный на рассмотрение главе правительства на прошлом заседании Кабинета министров. "Папка Омеляна" - документ, где на 30 страницах рассказывается о возможных злоупотреблениях в УЗ. "Я хотел бы передать короткие факты, которые собрало Министерство инфраструктуры. Я очень надеюсь на вашу поддержку, что мы все-таки проведем профессиональную экспертную беседу с вашим участием. Потому что это - не игрушки», - заявил Владимир Омелян в ходе заседания. Впрочем, пока эту поддержку Омелян не получил. Обсуждая деятельность польской команды в УЗ, Владимир Гройсман не скрывал своей лояльности к Балчуну.
Просмотрев лишь пару страниц, премьер отложил папку в сторону, и попросил Владимира Омеляна передать документы о злоупотреблениях в НАБУ. "Что-то вы так долго скрывали эту информацию от общества. Я думаю, что мы посмотрим и на аудит, и посмотрим на все эти вещи, о которых вы сказали", - отметил премьер-министр.
Позже в интервью РБК-Украина министр подтвердил свое намерение подать документы в НАБУ "на этой неделе". Сейчас, по информации издания, Мининфраструктуры готовит документы для подачи в НАБУ. В основе информации, которую намерены передать чиновники детективам, лежат факты и примеры, описанные в "папке Омеляна".
Документы, которые получил от министра Гройсман, посвящены анализу выполнения финплана УЗ на 2016 год. В ней также содержится документ под названием "Анализ выполнения дорожной карты относительно "быстрых побед" ПАТ "УЗ"" (РБК-Украина располагает копией документа).
Наряду с фактами, которые могут свидетельствовать в пользу тезиса о неэффективной работе команды менеджеров "Укрзализныци", в ней присутствуют и неподкрепленные данными утверждения. Кроме того, часто в тексте, который получил премьер, отсутствуют пояснения, не указываются причины негативных результатов УЗ, а также практически не упоминаются фамилии ответственных за это сотрудников госкомпании.
РБК-Украина приводит самые значимые примеры, указанные Мининфраструктуры.
В документе Министерства инфраструктуры указано, что "к сожалению, статистика говорит, что в 2016 году железнодорожный транспорт не выполнил требований общества по перевозке грузов".
Что именно подразумевают в министерстве под этими требованиями не ясно. Однако, по оценке ведомства, в прошло году УЗ могла перевести почти 360 млн тонн грузов. Но фактически было перевезено лишь 343,43 млн тонн.
В Мининфраструктуры указывают на то, что в УЗ отсутствует прозрачная система распределения грузовых вагонов. В результате, в прошлом году вагоны распределялись в «ручном режиме», что вылилось в жалобы металлургов, аграриев и других грузоотправителей.
Кроме того, в Мининфраструктуры обращают внимание, что продолжается стремительное падение объемов перевозки транзитных грузов. Они упали относительно 2015 года на 30%.
По мнению Мининфраструктуры, "Укрзализныця" практически полностью сорвала программу ремонта и обновления подвижного состава в 2016 году. Кроме того, отмечается тенденция срыва ремонтов в первом квартале текущего года из-за проблем с проведением тендеров.
По состоянию на 15 января 2017 года, из купленных в 2016 году 31 вагона поставлено железным дорогам только 11.
Кроме того, остро стоит вопрос компенсации местными властями перевозки льготных категорий пассажиров. По подсчетам Мининфраструктуры, общая сумма задолженности приближается к 3 млрд гривен.
В Мининфраструктуры упрекают УЗ в том, что она не довела до реализации ни один из ранее начатых проектов с кредиторами. "Почти из 20 подготовленных к подписанию согласованных проектов ни один не дошел до логического завершения", - указано в документах.
В частности, остались на бумаге проекты по строительству грузовых вагонов и электрификации линии Николаев-Колосовка с ЕБРР и ЕИБ.
По данным Мининфраструктуры, УЗ должна была в рамках соглашения с ЕБРР закупить 3 тыс. полувагонов.
Остались нереализованными и проекты с иностранными машиностроительными компаниями. К примеру, такую судьбу постигли договоренности с Alstom о покупке электровозов, General Electric – модернизации тепловозов, Siemens – восстановления электровозов и т.д.
Ту же судьбу постиг проект по строительству проекта "Воздушный экспресс" в аэропорт "Борисполь" по упрощенному варианту.
По данным Мининфраструктуры, в прошлом году доход от реализации продукции в УЗ составил 68,9 млрд гривен. Это оказалось меньше плана на 5,5 млрд гривен. При этом показатель прошлого года не достиг даже полученного дохода в 2015 году - на 5 млрд гривен.
"Вышеуказанные результаты деятельности являются недопустимыми в любом случае, и, учитывая, что в 2016 году произошло повышение тарифа на грузовые перевозки, эти результаты являются ошеломляющими", - указано в документах ведомства.
Мало того, в Мининфраструктуры после проведения анализа, пришли к выводу, что "общая сумма финансово-экономических потерь для предприятия по результатам работы правления ПАТ "Укрзализныця" в 2016 году составит почти 15,6 млрд гривен".
В частности, в эту цифру вошли невыполнение капитальных инвестиций в ремонт подвижного состава на 5,07 млрд гривен. В результате это привело к тому, что УЗ не смогла перевезти грузов на сумму 5,5 млрд гривен.
По данным Мининфраструктуры, во внеплановых ремонтах сейчас находится около 100 локомотивов. По мнению чиновников, причиной этому является проведение фиктивного ремонта, а также отсутствие контроля со стороны департамента локомотивного хозяйства УЗ. Однако в документе не поясняется в чем фиктивность ремонта.
Кроме того, в Мининфраструктуры критикуют работы УЗ по пополнению рабочего парка вагонов. В документе указывается, что в УЗ отсутствует стратегический план и понимание потребности количества подвижного состава для перевозки грузов. Кроме того, не решается вопрос с миссией ОБСЕ и СБУ относительно возвращения на подконтрольную территорию грузовых вагонов из зоны АТО.
В целом, в 2016 году на собственных мощностях произведено 370 вагонов. Кроме того, из-за опоздания с проведением тендера закуплено только 600 вагонов из запланированных 1000.
По мнению Мининфраструктуры, практически единственным позитивным моментом в работе УЗ стало снижение цен на закупаемое дизельное топливо. Однако этот позитив нивелирован фактом постоянных перебоев по обеспечению дизтопливом УЗ. По мнению чиновников, как раз это и стало одной из основных причин срыва перевозок грузов в 2016 году.
Кроме того, в Мининфраструктуры "вызывает удивление сопротивление руководства УЗ созданию отдельной топливной компании, что даст возможность обеспечить прозрачность в обеспечении топливом и дополнительными поступлениями за счет самостоятельной работы как трейдера".
Финпланом УЗ на 2016 год было запланировано освоить на капитальные инвестиции 11,2 млрд гривен. Но фактически было потрачено на это только 6,1 млрд гривен, или 54,7% от запланированного.
Кроме того, УЗ не закупил 10 пассажирских вагонов для "Украинской железнодорожной скоростной компании", хотя на Крюковском вагоностроительном заводе уже есть готовые кузова для них.
В Мининфраструктуры считают, что на протяжении последних месяцев в УЗ практически не сдвинут с места вопрос борьбы с коррупцией. Только в начале января 2017 года обнародована информация о начале работы в первом квартале комплаенс офиса, который должен заниматься предотвращением и борьбой с коррупцией и мошенничеством в УЗ.
Вместе с тем, в документах содержится намек на то, что к руководству УЗ возвращаются коррупционные менеджеры. "Имеет место информация, что служебные лица, которые были отстранены от работы в 2015 году по причинам наличия коррупционных связей, почти все вернулись на работу", - указано в документе. Но при этом в документе не указана ни одна фамилия таких лиц.
По оперативным данным Мин инфраструктуры, в 2016 году сокращено почти 26 тыс. работников УЗ. Большинство их них уволились самостоятельно, но, в первую очередь, из-за низкой зарплаты.
"Поэтому довольно странно выглядит выплата премий по результатам 2016 года председателю и членам правления в декабре 2016 года в размере 2-х должностных окладов, но при этом не решен вопрос повышения минимальной заработной платы для работников, у которых зарплата меньше 3200 гривен", - указано в документе.
В целом, в документах Мининфраструктуры критично оценен уровень профессионализма руководства УЗ. "К сожалению, мы видим, что уровень квалификации председателя и членов правления ПАТ "Укрзализныця" очень далек от обещаний, и мы не имеем права на продолжение этого, мягко говоря, эксперимента", - сказано в материалах ведомства.
РБК-Украина готова предоставить возможность руководителю УЗ Войцеху Балчуну высказать свою точку зрения на критику Мининфраструктуры. С этой целью информагентство уже дважды направляло в УЗ запрос на проведение интервью с ним.
Вместе с тем, "Укрзализныця" на своем сайте опубликовала сообщение, в котором попыталась развенчать несколько заявлений о работе компании.
К примеру, на упрек об отсутствии стратегии развития УЗ, в сообщении указано, что еще в августе прошлого года компания предоставила Мининфраструктуры план приоритетной работы правления. Кроме того, в ноябре правление утвердило стратегическую программу технического развития железнодорожного транспорта до 2021 года и также предоставило ее министерству.
Не согласны в УЗ и с тем, что они не борются с коррупцией. В прошлом году специалистами Департамента безопасности, созданном в марте 2016 года, было проведено более 70 служебных проверок, по 31 из которых материалы направлены в правоохранительные органы. По подсчетам УЗ, общая сумма причиненного ущерба от коррупционных действий составила более 1 млрд гривен.
Говорят в УЗ и об успешных закупках топлива. Переход закупки через ProZorro позволил в прошлом году сэкономить более 500 млн гривен. При этом по результатам прошлого года УЗ в целом закупила топливо дешевле рыночной стоимости. В частности, в декабре компания купила дизтопливо почти на тысячу гривен дешевле за тонну, чем оптовая стоимость. При этом по двум последним контрактам сэкономлено почти 40 млн гривен.
Однако ни в документах Мининфраструктуры, ни в сообщении УЗ не упоминается 10% повышение цен на дизтопливо, о чем в своем интервью РБК-Украина сообщил министр инфраструктуры.
"Выиграла компания, которая предложила цены на дизтопливо ниже рынка. Все аплодируют. Потом компания предоставляет справку о том, что уровень цен составляет столько-то, что на столько-то процентов выше, чем было на момент аукциона. Поэтому поставщик останавливает отгрузку и просит поднять закупочную цену на 10%, - заявил Владимир Омелян. - В УЗ ждут, пока остаток топлива не станет критичным (1-2 дня) и под поводом того, что существует риск остановки железной дороги, соглашаются с поставщиком. А должны бы были выставить штрафные санкции".