Повышение зарплат народным депутатам пока отменяется. Вчера Верховная Рада отменила свое же решение двух недельной давности о повышении оплаты труда парламентариям. Проект соответствующего постановления был проголосован единогласно. Этого могло и не произойти. По информации РБК-Украина, до голосования, депутаты и Кабмин рассматривали два варианта повышения зарплаты, однако ввиду общественного резонанса решили от них отказаться. Отменив себе повышение, депутаты вернулись к старой формуле начисления себе зарплаты – фиксированный оклад + надбавки и премии. На этом народные депутаты не остановились, и теперь требуют, чтобы от повышения зарплат отказались в правительстве и Администрации президента. Однако, этого скорее всего не произойдет. Наоборот, депутаты могут повысить себе зарплату, но не будут делать этого так, как 20 октября, привязывая свою зп к количеству минимальных зарплат. Они могут просто изменить размер оклада.
Депутаты повысили себе зарплаты во время принятия в первом чтении проекта закона о госбюджете-2017. Документ принимали отдельным постановлением, одно из дополнений которого привязывало депутатскую зарплату к количеству минимальных зарплаты. Документ предусматривал, что с 1 ноября нынешнего года рядовой депутат будет получать 25 минимальных зарплат (МЗ) – то есть 36 тыс. 250 гривен (сейчас зарплата депутата – 17,5 тыс. грн). Оклад заместителей руководителей депутатских фракций и замов глав комитетов установили в 26 МЗ (37,7 тыс. грн.), глав комитетов и фракций -27 МЗ (39 тыс. 150 гривен), а оклад спикера Андрея Парубия – 30 МЗ (43,5 тыс.грн). Повышение зарплат депутатам в 2017 году могло обойтись госбюджету в 950 млн гривен.
Решение депутатов вызвало широкий резонанс, а правительство поспешило отмежеваться от этой инициативы. "Мы не поддерживаем инициативу нардепов повысить себе самим зарплату практически в два раза. Считаю, что этот вопрос сейчас не на повестке дня. Сейчас всем нам нужно, прежде всего, заботиться о том, чтобы повысить доходы обычных людей", - сказал на прошлой неделе премьер-министр Владимир Гройсман. Следует также подчеркнуть, что депутаты повысили себе зарплату исходя из действующего размера МЗ, до того, как правительство объявило о его двукратном увеличении до 3200 гривен.
В понедельник премьер-министр был на заседании фракции Блок Петра Порошенко. По словам депутатов от президентской фракции, он заявил им, что не был в курсе соответствующей поправки в постановление, которым принимали госбюджет-2017 и призвал проголосовать за ее отмену. В тоже время РБК-Украина точно известно, что на заседании бюджетного комитета, которое состоялось 19 октября, за день до голосования по повышению, были министр финансов Александр Данилюк с заместителями. Не лишним будет напомнить, что возглавляет комитет депутат Андрей Павелко из фракции БПП.
Авторами постановления 5000-п, того самого, которое, в том числе, повышало зарплаты депутатов были депутаты Василий Амельченко (РПЛ), Владимир Шкварылюк и Александр Горбунов (оба – "Народный фронт"), Андрей Мушак и Иван Куличенко (оба - БПП), а также Иван Крулько из "Батькивщины". "Когда у депутата маленькая зарплата, то никто не идет в Верховную Раду: представители среднего класса не идут, патриоты не идут, топ-менеджеры не идут, ведь им не за что жить. И эта имущественная цензура оберегает старую элиту больше, чем что-либо другое", - объяснял вчера Андрей Мушак журналистам.
Поначалу депутаты не планировали отменять скандальную норму о повышении зарплат, а лишь немного ее изменить. "После всплеска общественного недовольства Андрей Парубий предложил изменить формулу расчета зарплат: вместо 25 минимальных зарплат, установить зарплату на уровне 15 «минималок». При таких условиях уже с 1 ноября депутат мог бы получать не 36 тысяч гривен, а почти 22 тысячи, а это все-таки на 4 тысячи больше чем сейчас. Но после предложения Гройсмана повысить "минималку" в два раза, такой вариант отвергли. Ведь тогда с нового года зарплата среднестатистического депутата выросла бы до 48 тысяч гривен", - рассказывает один из высокопоставленных представителей коалиции.
РБК-Украина нашло документальное подтверждение этой информации. В распоряжении издания оказалось не одно, а сразу два предложения по повышению зарплаты депутатам. Одно было разработано в правительстве, другое – в Верховной Раде. Согласно проекту постановления Кабмина, предполагалось, что зарплата рядового депутата составит 12 МЗ, а зарплата спикера - 13,8 МЗ. С учетом запланированного с 1 января 2017 года роста МЗ до 3200 гривен, зарплаты депутатов по плану Кабмина должны были составить от 38,4 тыс. гривен до 44,16 тыс. гривен. В проекте постановления, подготовленном депутатами, эти показатели были еще выше: от 14 до 18 МЗ, то есть от 44,8 тыс. гривен до 57,6 тыс. гривен соответственно.
Проголосовав за исключение из постановления 5000-п пунктов, предусматривающих повышение зарплаты, депутаты вернулись к старой формуле ее начисления. На ней стоит остановиться особо.
Порядок начисления зарплаты депутатам в нынешнем году установлен распоряжением спикера парламента №201 "О признании недействительными некоторых распоряжений главы Верховной Рады" от 14 апреля 2016 года. Это распоряжение отсылает к двум другим документам парламента, каждый из которых регламентирует правила начисления депутатам зарплаты. Во-первых, к постановлению парламента №122 "Про обеспечение деятельности народных депутатов Украины" от 26 июля 1994 года. Спикером на тот момент был Александр Мороз. Это исторический документ до сегодняшнего дня засекречен и проходит под грифом «Текст не для печати».
Во-вторых, распоряжение №1145 "Об оплате труда народных депутатов" от 9 сентября 2005 года, которое издал спикер Владимир Литвин. Оба документа в распоряжение РБК-Украина предоставил нардеп Юрий Левченко («Свобода»). Они предусматривают, что зарплата депутатов привязана к минимальной зарплате.
Проиллюстрируем размер зарплаты на примере рядового парламентария, работавшего в 1994 году (в момент принятия постановления №122 в Украине в ходу были карбованцы и МЗ был равен 1 млн.500 тыс. крб.) В 1996 году МЗ составлял 15 гривен. Зарплата рядового депутата составляла 18 МЗ (270 грн), 75% надбавка за интенсивность (+202 гривны 50 коп). К этому стоит добавить еще 10 МЗ на траты связанные с депутатской деятельность (+150 гривень) и ежемесячно еще 40 МЗ на транспортные расходы (600 грн). В сумме, депутат получал 1 тысячу 222 грн 50 коп (минус налоги). Депутат также, в зависимости от своего вклада в общее дело, мог рассчитывать на премию в размере 4-х месячного зарплатного ежегодного фонда.
В 2005 году спикер Владимир Литвин решил четко зафиксировать размеры окладов, надбавок и премий, а также общую сумму зарплаты нардепов, прописав их в дополнении к распоряжению №1145. Тем не менее, в документе четко сказано: "установить должностные оклады, соответствующие надбавки и ежемесячную премию с учетом указанного размера минимальной зарплаты". В документе указано, что "минималка" в то время составляла 332 гривны.
Рассмотрим уровень доходов также на примере рядового депутата 2006 года. Отметим, что этот подход, после вчерашнего решения депутатов, применим и сейчас. Минимальный оклад составлял, а по сути, и составляет сейчас – 6 109 гривен. Добавим к нему 160 гривен доплаты по коэффициенту и рангу, 100% за особый характер работы (+6 269 гривен) и 80% премии за интенсивность (+4 887 гривен). В сумме выходит 17 тысяч 425 гривен. Именно столько получают нардепы и в нынешнем году.
В итоге получается, что сейчас в документы, которые регулируют порядок начисления зарплат нардепам, содержат коллизию. Ведь они указывают, что зарплата депутатов рассчитывается с учетом минимальной зарплаты, но суммы оклада, премии и надбавки, рассчитанные исходя из показателя в 332 гривны, не соответствует нынешнему размеру минимальной зарплаты.
"Раньше зарплаты народных депутатов находились в единой системе оплаты труда. Оклады устанавливались вместе с высокопоставленными чиновниками, в частности с министрами, представителями Администрации президента. Но потом в Раде решили, что это неправильно и перешли на установление окладов председателя парламента, - рассказал РБК-Украина вице-премьер Павел Розенко. - Последний раз это сделал Гройсман перед переходом в Кабинет министров. И там не было привязки к размеру минимальной зарплаты, устанавливался должностной оклад в абсолютной цифре! И это - правильный подход. После того решения Гройсмана вступил в силу новый закон о госслужбе и во исполнение этого закона Кабмин установил новые оклады всем, кроме нардепов! Я считаю, что принимая решение о повышении себе зарплаты, депутаты решили "подравнять" оклады, но сделали ошибку, когда привязали з/п депутатов к МЗ! Если бы они просто установили оклады на уровне министра -16000, то думаю, шума бы не было и логика такого решения была бы понятной... А так - действительно немного "перегнули" палку".
Отказавшись от повышения зарплат себе, некоторые депутаты решили сократить зарплату и членам правительства. "Я обращаюсь к премьер-министру: немедленно отмените тайное постановление №493, где вы, господин Гройсман, президенту, себе и чиновникам в 2-2,5 раза повысили ежемесячные выплаты. Учитывая, что этим постановлением вы насчитали зарплаты задним числом - с 1 мая - требую, чтобы все вернули в бюджет незаконно выплаченные деньги", - заявила в Раде лидер фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко.
Стоит сказать, что постановление №493 не является "тайным" и с ним можно ознакомиться на сайте Кабинета министров. Впрочем широкой поддержки эта идея не нашла.
Опрошенные РБК-Украина народные депутаты не исключают, что история с повышением им зарплат еще продолжится. Сейчас рассматриваются несколько вариантов – приведение в соответствие с зарплатами министров, повышение на 10 или 17%. Пока точно можно сказать, что больше привязывать свою зарплаты к МЗ парламентарии не намерены, а меняться будет размер оклада.