Неподъемная паника
Премьер-министр Украины Николай Азаров призвал не «поднимать панику» по вопросу повышения акцизов на топливо. Об этом Азаров написал на своей страничке в Facebook. Новую инициативу правительства относительно увеличения ставки акциза на нефтепродукты до 396 евро/тонна с нынешних 198 можно рассматривать в двух аспектах.
Первый - очередная манипулятивная технология для «взбадривания» электората и замера градуса социальной напряженности. Ну, и естественно, понимания степени резонанса и сопротивления этого электората новым идеям Кабминовских «интеллектуалов».
Читайте также: Кабмин рассматривает возможность финансирования ремонта дорог за счет повышения акциза на топливо
Второй - вполне реальный, когда правительство не шутит, а всерьез готовится к двукратному увеличению ставки акциза, в контексте движения в направлении ЕС (опять же для народа) и наполнения стремительно пустеющего бюджета (это уже для себя).
Самое печальное, что ни один из аспектов не отражает реальной ситуации и никоим образом не способен повлиять на ситуацию в стагнирующей отрасли отечественной нефтепеработки, улучшение качества украинских дорог и предоставление рядовым потребителям гарантий, что приобретенный на АЗС бензин не выведет из строя двигатель железного коня через 10-15 км после отъезда от заправки.
Теперь по пунктам. Первое, на отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), в свое время обеспечивающие производство бензина более 43 млн тонн (до 1991 г., разумеется) и способные переработать порядка 50 млн тонн нефти, без слез смотреть сегодня нельзя. К концу прошлого года всего на украинских НПЗ было переработано 4,6 млн тонн нефти. При этом, глубина переработки этой самой нефти не поднималась выше 60-65%. В то время, как соседняя Белоруссия активно вкладывалась в модернизацию своих НПЗ, Украина (в том числе и российские владельцы Одесского и Лисичанского НПЗ) «дожимали» советский ресурс.
Читайте также: Повышением акцизов Минэнерго и Кабмин стимулируют производство и импорт топлива низкого качества, - эксперт
В итоге, сегодня рынок на 70% заполнен импортными нефтепродуктами из России, Белоруссии, Литвы и Румынии. Не имея ничего против, диверсификации рынка, хотелось бы напомнить, что собственное производство - это как раз тот двигатель экономики, о котором радеют нынешние правительственные чиновники. Но, вместо создания условий для привлечения инвестиций в модернизацию и наполнения рынка отечественным качественным продуктом (не говоря уже об экспорте), правительство предпочитает или обложить импортеров удвоенным акцизом, или ввести заградительные импортные пошлины. В обоих случаях платить придется рядовым потребителям и не даст гарантий улучшения ситуации в нефтеперерабатывающий отрасли.
Также нет никаких оснований для паники и в сфере отечественной нефтедобычи. По итогам прошлого года, добыча отечественной нефти составила 2,2 млн тонн, когда в еще тоталитарном 1991 г. (ну никак не отойти от сравнения с 1913 г.) составляла 4 млн тонн. Боюсь сказать о 70-х, когда в Украине добывалось порядка 14 млн тонн нефти в год. Проблема - отсутствие инвестиций в развитие нефтяных промыслов и практически монополизация нефтедобычи отдельно взятой финансово-промышленной группой «Приват». Кстати, в текущем году ситуация со снижением объемов добычи сохраняется. За первые два месяца этого года добыча сократилась на 44,5 тыс. тонн или на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 351,3 тыс. тонн.
Читайте также: Украинцы находятся на предпоследнем месте в Европе по возможности покупать бензин, - эксперт
Иными словами, ожидать в ближайшие несколько лет качественного (во всех смыслах) прорыва в отечественной нефтепереработке не приходится. В то же время, и диверсифицированный рынок не является панацеей. По оценкам Минфина, в Украине наметилась тенденция к тенизации рынка нефтепродуктов.
«Розрахункові обсяги споживання моторних бензинів у 2012 році (що враховують імпорт, внутрішнє виробництво, експорт і зміну залишків) відрізняються від офіційних даних Держстату про споживання бензинів на 936,9 тис. тонн, або на 22,3%, у той час як у минулі роки різниця не перевищувала 5% . Це дає підставу говорити про значну частку тінізації ринку бензину», - отмечалось в письме Минфина к Миндоходов.
Следовательно, этот вопрос должен быть поставлен к Гостаможслужбе, МВД и СБУ, которые по роду своей деятельности должны пресекать поступление контрабанды в страну. В том числе - нефтепродуктов. Если посчитать, что в прошлом году было уплачено 12 млрд грн акциза, то недостающие 22-25% - это минимум 4 млрд грн. Оказывается, если ввести ленинский принцип «контроля и учета», то и повышать ничего не придется, все как бы само собой разрешится. Если же пойти по принципу от противного и все-таки увеличить размер акциза, то в тень уйдет уже половина рынка и бюджет недосчитается гораздо больших сумм.
Читайте также: Киевский союз автомобилистов призывает 27 мая протестовать против повышения акцизов на топливо, нажав на гудок возле здания Кабмина
Во-вторых, в правительстве видимо не учитывают тот факт, что «топливная составляющая» заложена в себестоимость производства практически всех отечественных товаров и доставки импортных. По самым скромным оценкам, повышенный акциз даст порядка 3-4% инфляции, которая не будет иметь никакого отношения к оживлению реального сектора, а еще больше усугубит существующую ситуацию.
И последнее, уже непосредственно касающееся рядового потребителя - это проверка качества топлива. Три года этим никто не занимается. Государство самоустранилось от данного процесса, ссылаясь на нехватку средств. Хотя, по самым скромным подсчетам, 1% от собираемого на сегодня акциза, с лихвой хватило бы для обеспечения контроля качества на всех АЗС Украины. И не один раз в год, а практически постоянно.
Я не паникую, а стараюсь оперировать цифрами и фактами. Ведь помимо вышеперечисленного, можно было еще сказать и об устаревших ГОСТах на бензин, которые никак не отменят, и о плачевном финансовом состоянии «Укравтодора», куда собираемые налоги уходят как в черную дыру. Я паникую из-за того, что правительство пытается заменить реальные действия по наведению порядка какими-то симулякрами, призванными решать политические и узкокорпоративные финансовые задачи.
Валентин Землянский, независимый эксперт по энергетическим вопросам, специально для РБК-Украина