ua en ru

Национальные особенности возвращения капиталов

Национальные особенности возвращения капиталов История возвращения денег в Украину начиналась с двух Павлов - Полуботка и Лазаренко
Любая власть испытает потребность в аргументах, которые бы направляли в нужном направлении чувства, мысли и поступки электората, вдохновляли или наоборот - отвлекали и гасили неуместную активность. Есть целый набор "мемов" разной степени значимости, которыми нашпиговано информационное поле, и без апелляций к которым некоторые решения приобретают неприглядный вид.

Любая власть испытает потребность в аргументах, которые бы направляли в нужном направлении чувства, мысли и поступки электората, вдохновляли или наоборот - отвлекали и гасили неуместную активность. Есть целый набор "мемов" разной степени значимости, которыми нашпиговано информационное поле, и без апелляций к которым некоторые решения приобретают неприглядный вид.

Среди них: "европейская интеграция", "инвестиционная привлекательность" и "возвращение капиталов". Причем, по данным поисковиков, упоминаемость "возвращения капиталов в Украину" в 5-6 раз превышает "инвестиционную привлекательность Украины". Видимо, тема действительно актуальная.

Тем более, у нее есть серьезный исторический базис - золото гетьмана Павла Полуботка или сотни миллионов, вывезенные беглым экс-премьером Павлом Лазаренко. А для обеспечения актуальности аргументации, нет ничего лучше Виктора Януковича.

То, что Янукович и его окружение украли и вывезли из Украины капиталов на много лет вперед - это краеугольный камень текущей финансовой политики. Выдерни его - и электорат озадачится, почему реформы идут непонятно куда. А куда идет гривна, а вместе с ней зарплаты и пенсии - очень даже понятно. А это недопустимо.

Помимо правоохранительных органов, в данной нише наиболее заметна активность двух "команд".

Первая представлена народным депутатом Татьяной Чорновол, которая возглавляет список авторов законопроекта №3025 "Об особом режиме специальной конфискации имущества".

В четверг, 5 ноября, этот законопроект будет вынесен в Раде на первое чтение. Надо отдать должное Татьяне - ни шквал негативных оценок в СМИ, ни негативные официальные отзывы штатных экспертов Рады, не ослабили ее намерения по продвижению своего детища.

А системный подход в ее законопроекте крайне слаб. Круг лиц уже определен и попытки его расширить на весь бывший состав Партии регионов обречены на провал.

Ответственным за реализацию закона является генпрокурор, который инициирует соответствующий судебный процесс - с мало предсказуемым исходом - и в части конфискации "преступных" капиталов, и в части их дальнейшей судьбы.

Но законопроект громогласно декларирует непреклонную нацеленность власти на "возвращение капиталов", четко указывая - чьих именно. Чем канализирует внимание электората в нужном для власти.

При этом, разговоры, что законопроект удобен для отъема активов у "попередников", генерирующих реальный денежный поток, - так это, утверждают сторонники инициативы, совпадение и домыслы.

И пример братьев Клюевых с "зеленой энергетикой", приведенный самой Чорновол на пресс-конференции 2 ноября, - это, дескать, убедительный пример. Как и аналогии с сицилийским мафиози Вито Никастри, у которого в 2013 году было конфисковано активов на 1,3 млрд евро. Большая часть этих активов находилась в области "зеленой энергетики".

Впрочем, вероятность принятия даже в первом чтении законопроекта Татьяны Чорновол оценивается как низкая. Но далеко не все законопроекты пишутся для того, чтобы стать законами. И в данном случае отказ от принятия законопроекта может стать поводом для обвинений депутатского корпуса в нежелании бороться мафией и возвращать на родину вывезенные капиталы.

Здесь не лишне напомнить, что та же Татьяна Чорновол активно поддерживала назначение на должность департамента по возвращению активов МВД Елены Тищенко. Но пока о достижениях этой службы ничего неизвестно.

Второй проект и его команда выглядят более респектабельно. Законопроект №3040 "О Национальном агенстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений" одухотворяет сам премьер-министр Арсений Яценюк. Завтра, 5 ноября, этот документ будет вынесен на второе чтение с перспективой принятия в целом.

Круг лиц, которые должны стать "клиентурой" Агенства не ограничен. Как не ограничен и круг активов, попадающих в сферу его компетенции.

Изучение текста законопроекта так и не дало внятного ответа на вопрос: может ли Агенство выявлять активы в рамках только уже возбужденного уголовного дела, либо его интересует и те активы, по которым такое дело может быть открыто только теоретически?

Если подразумевается второе, то можно сказать, что вся собственность, всех граждан Украины - под прицелом Агенства. И вскоре после создания, изначально компактное (150 человек) и довольно ограниченное в полномочиях Агенство заявит, что лучший способ возвращения капиталов - недопущение их вывоза и соответствующая профілактика.

То есть, тотальный контроль за всеми операциями граждан и предприятий - с соответствующим увеличением штата и полномочий. Такая перспектива развития событий не вызывает особых сомнений.

Впрочем, те же парламентские эксперты усмотрели в этой законодательной инициативе создание механизмов узаконенного рейдерства. Потому авторам документа пришлось использовать специальные меры продвижения и включить законопроект №3040 в список инициатив, необходимых для либерализации визового режима с Евросоюзом.

Та же Татьяна Чорновол пролила немного света на вопрос, как этот документ стал необходим для визовой либерализации. Дескать, внес его туда Тимур Бондарев, член правления Transparency International Украина, управляющий партнер юридической компании Arzinger. А трудились над этим проектом замминистра юстиции Антон Янчук и заместитель генпрокурора Виталий Касько - тоже выходцы из упомянутой юридической компании.

Вероятность принятия этого проекта не только во втором чтении, но и в целом, оценивается как высокая. Но его подписание Президентом Петром Порошенко - под большим вопросом.

Вот только два примера, как эксплуатируется понятие "возращение капиталов". Но общественный резонанс, информационные поводы, механизмы передела собственности - не приносят реальных результатов в возращении капиталов. Украинский бизнес уже открыто демонстрирует раздражение бездеятельностью власти в вопросах возвращения активов, оставшихся на территории Крыма и Донбасса. Более 60% украинской экономики находятся в тени, которая продолжает расти.

Практика свидетельствует, что единожды покинувшие страну капиталы либо не возвращаются, либо возвращаются исключительно добровольно - в виде инвестиций. А предлагаемые властями модели возврата капиталов, по сути, ведут лишь к конфискации, но не возврату.

Мысли о конфискации посещают головы не только украинских политиков. Кипрская "стрижка" депозитов 2013 года - совсем свежий пример и, скорее всего, только первый прецедент.

Это, как ни странно, создает возможности для добровольного возвращения капиталов в Украину. И есть попытки использовать эти возможности.

Так, 26 октября 2015 года в Раде был зарегистрирован в Раде законопроект №3357 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в части налоговой либерализации". Он включает ряд положений, которые можно рассматривать как создание условий для добровольного возращения капиталов. Прежде всего - в части налогообложения прибыли по эстонской модели.

Выстраивание таких условий делают бессмысленным создание и деятельность всякого рода контор и агентств по принуждению, а также лишают инициаторов таких проектов надежд на новые инструменты для изъятия активов - не исключено, что в свою пользу. И понятно, почему законопроект №3357 вызывает столько негативных реакций.