Север Ирака, где сейчас господствует "Исламское государство", - родина десятков сект, культов и религиозных течений, на последователей которых джихадисты развернули настоящую охоту. Одно из таких течений - народ какаи - благополучно избежало уничтожения или порабощения, но оказалось полностью разорено силами "Исламского государства". Подробности - в материале РБК-Украина.
Какаи - стотысячный народ, живущий на севере Ирака, своей родиной считает несколько деревень, расположенных на подъездах к Мосулу. Почти в каждой из них раньше был храм, называемый джамхани - белый бетонный куб с многоугольным куполом наверху. Теперь от большинства этих храмов остались лишь развалины. "Исламское государство", захватив эти края, уничтожило святилища какаи. Для джихадистов эти храмы - языческие капища, которые их трактование священных текстов предписывает стереть с лица земли. Но даже взорванные, джамхани остаются священными местами для какаи.
- Это одно из самых сакральных мест для нашего народа. Много лет назад один уважаемый человек был укушен змеей, и никто не мог вылечить его. Люди решили отнести его умирать в храм, в этот самый, который стоял на этом месте, - глава одного из отрядов какаи Гази Файзал показывает на бетонные обломки на окраине заброшенной деревни, среди которых на земле лежит чудом сохранившийся купол джамхани с зеленым флагом на верхушке. - Укушенный человек выжил, и с тех пор храм стал священным не только для людей. Сюда приползают и змеи, но тут они не опасны. Даже если укусят - ничего не случится.
Среди обломков и бетонной крошки действительно ползают змеи. Файзал утверждает, что они жили в этом храме многие годы и смогли остаться невредимыми после того, как джихадисты заложили внутрь строения взрывчатку, разметавшую стены джамхани на десятки метров вокруг.
Спасти храм от разрушения какаи были не в силах. Наспех организованное ополчение смогло лишь прикрыть отход из деревень мирных жителей, спасавшихся от наступающих сил "Исламского государства". Решение оставить деревни было принято после того, как стало известно, как джихадисты обходятся с попадающими к ним в руки езидами - представителями еще одного этноконфессионального меньшинства севера Ирака. Не желая погибать или становиться рабами, как застигнутые врасплох их соседи-езиды, какаи ушли из родных мест.
Придя в деревни какаи, джихадисты первым делом уничтожили джамхани и мавзолеи святых. Чудом уцелел лишь главный храм в деревне Вардак, в которую сотни лет назад пришел прародитель какаи - Саид Хайас. Этот храм был выстроен вокруг гробницы учителя, которая для какаи является главной святыней. Они верят, что Саид Хайас исчез из этой гробницы на третий день после похорон, а место, на котором покоилось его тело, творит чудеса. Какаи рассказывают, что в спокойные годы к пустой гробнице съезжались люди чуть ли не со всего Ирака. Главное чудо, в котором, говорят, Саид Хайас не отказывал ни какаи, ни езидам, ни христианам, ни мусульманам, - излечение от бесплодия. Поэтому в паломничество сюда отправлялись, в первую очередь, женщины.
Сейчас женщин в деревне нет. Откровенно говоря, и самой деревни тоже нет. Боевики "Исламского государства", отступая, не только разрушили дома, но и вырубили фруктовые деревья, посаженные на окраине селения, рядом с кладбищем. На самом кладбище взорван мавзолей с останками первых учеников Саида Хайаса. Для какаи этот мавзолей - святыня, для "Исламского государства" - место запрещенного Кораном идолопоклонства.
Видно, что джихадисты старались уничтожить все, так или иначе имеющее отношение к религии какаи. И тем невероятнее спасение главного храма. Взрывчатку в него закладывали дважды. Первый раз - вскоре после оккупации деревни, второй раз - перед отступлением. Первого подрыва оказалось недостаточно. В стенах храма взрывы пробили огромные дыры, железобетонный купол продырявлен разрушительной волной, но строение устояло.
Второй раз взорвать храм джихадисты просто не успели - недооценили скорость контрнаступления курдских отрядов пешмерга и вынуждены были бежать, не успев установить детонаторы.
Кстати, среди бойцов, освобождавших Вардак, были и какаи. Гази Файзал - как раз один из них. Его штаб находится в единственном уцелевшем здании в деревне. До войны здесь располагалось то, что у нас зовется фельдшерским пунктом. В здании нет электричества, поэтому чай, который Гази и его товарищи пьют стакан за стаканом, заваривают прямо на костре, который горит во дворе пункта.
Фото: пустая гробница Саида Хайаса, руины змеиного храма, река Большой Заб (Юрий Мацарский)
Гази не без удовольствия рассказывает о своей религии. Говорит, что какаи верят в реинкарнацию, но при этом соблюдают все исламские законы. Более того, пищевые ограничения у какаи даже более суровы, чем в остальном мусульманском мире. Так, запрещенным - харамным - являются не только свинина и алкоголь, но и мясо кролика и лисы.
Вообще религия какаи изучена не очень хорошо. Народ этот скрывает от чужаков свои тайны, а исследователям часто врут о тех или иных позициях вероучения, дабы не раскрыть правду, доступную лишь какаи. Доподлинно известно лишь то, что религия какаи впитала в себя элементы крайнего шиизма, с его культом героев и мучеников, фрагменты доисламских курдских верований, центральными фигурами которых были ангелы и духи, и кое-какие черты христианства. В ряде работ, посвященных какаи, указывается, что в их богослужениях цитируется Евангелие, а сами верующие причащаются запрещенным в любых других обстоятельствах вином.
Приводятся и сравнения веры какаи с религиями езидов и зороастрийцев, с которыми, по мнению ряда ученых, какаи роднит общее представление о проявлениях - эманациях - бога в ангелах, живых существах и даже природных явлениях.
Но глава общины какаи Саид Махди, прямой потомок вознесшегося Саида Хайаса, уверяет, что какаи - мусульмане. Просто не такие радикальные как сторонники "Исламского государства" или Аль-Каиды, в начале двухтысячных годов разорявшей их святыни.
- Еще до "Исламского государства", в 2004 году сюда пришли люди, которые называли себя истинными мусульманами, они разрушили наши дома, наш главный храм. А через десять лет, в 2014 году, пришло "Исламское государство" и снова повредило восстановленный нами храм, - рассказывает шейх какаи, стоя в окружении своих внуков у джамхани. - При этом какаи - последователи ислама, мы - мусульмане. Мы верим в Аллаха, поклоняемся ему, отрицаем иных богов. Но для исламских экстремистов мы, наверное, не настоящие верующие - не такие радикалы, как они, поэтому они уничтожают наши святыни. Да, наши храмы не похожи на мечети, в чем-то расходимся с теми же экстремистами, но это значит лишь, что мы мыслим немного иначе. Но ведь, если ты поклоняешься Аллаху, если соблюдаешь его заповеди: не лжешь, не крадешь, не убиваешь, - ты уже мусульманин.
Саид Махди (кстати, под именем Махди в хадисах пророка Мохаммеда упоминается последний его преемник на Земле, который появится перед концом света и одержит победу над лжемессией Даджжалем) уверяет, что любой мусульманин может стать одним из какаи, если захочет этого. Но раскрывать секреты своей веры кому-то не из его народа шейх не может, даже если бы очень захотел - поколения его предков хранили эту тайну и завещали хранить ее и ему.
Такая секретность уже вступает в противоречие с исламскими предписаниями, настаивающими на как можно более полном посвящении всех стремящихся к вере в основы религии. Кроме того, - и об этом говорит сам шейх Махди - в молитвах какаи Саид Хайас упоминается наравне с Мохаммедом, которого коран называет последним и главным из тех, кому было доступно божье откровение, "печатью пророков".
То есть, с точки зрения мусульманина, какаи - неверные, кяфиры. Или даже хуже того, - вероотступники. Однако какаи поколениями выживали в не всегда дружелюбном мусульманском окружении, сохраняя свою веру и свои традиции. Даже тогда, когда много веков владевшая этими краями Османская империя, взялась в XVI-XVII столетиях за обращение в традиционный суннитский ислам племен Ирака и Сирии, к какаи не отправляли ни миссионеров, ни янычар, уничтоживших немало очень религиозно близких к какаи турецких алевитов. Тогда какаи спасли хорошие деловые отношения с османами. В деревнях какаи, расположенных в плодородной долине реки Большой Заб, процветало земледелие и скотоводство, продукты которых были настолько нужны и миссионерам, и янычарам, что на странную веру поставщиков продуктов просто закрывали глаза.
Но сейчас этих деревень нет. Они превращены в груды обломков, не подлежащих восстановлению. Шейх Саид Махди говорит, что с такими трудностями - полным разорением и уничтожением почти всей собственности - его народ не сталкивался никогда прежде. Однако, уверен он, запас чудес, спасавших какаи в прежние века, еще не исчерпан. И народ выживет вопреки всем попыткам уничтожить его.