ua en ru

как народности Ирака выживают при атаках "Исламского государства"

как народности Ирака выживают при атаках "Исламского государства" Главный храм какаи на севере Ирака был взорван джихадистами (фото Юрий Мацарский)

Север Ирака, где сейчас господствует "Исламское государство", - родина десятков сект, культов и религиозных течений, на последователей которых джихадисты развернули настоящую охоту. Одно из таких течений - народ какаи - благополучно избежало уничтожения или порабощения, но оказалось полностью разорено силами "Исламского государства". Подробности - в материале РБК-Украина.

Какаи - стотысячный народ, живущий на севере Ирака, своей родиной считает несколько деревень, расположенных на подъездах к Мосулу. Почти в каждой из них раньше был храм, называемый джамхани - белый бетонный куб с многоугольным куполом наверху. Теперь от большинства этих храмов остались лишь развалины. "Исламское государство", захватив эти края, уничтожило святилища какаи. Для джихадистов эти храмы - языческие капища, которые их трактование священных текстов предписывает стереть с лица земли. Но даже взорванные, джамхани остаются священными местами для какаи.

- Это одно из самых сакральных мест для нашего народа. Много лет назад один уважаемый человек был укушен змеей, и никто не мог вылечить его. Люди решили отнести его умирать в храм, в этот самый, который стоял на этом месте, - глава одного из отрядов какаи Гази Файзал показывает на бетонные обломки на окраине заброшенной деревни, среди которых на земле лежит чудом сохранившийся купол джамхани с зеленым флагом на верхушке. - Укушенный человек выжил, и с тех пор храм стал священным не только для людей. Сюда приползают и змеи, но тут они не опасны. Даже если укусят - ничего не случится.

как народности Ирака выживают при атаках "Исламского государства"Фото: глава одного из отрядов какаи Гази Файзал (фото Юрий Мацарский)

Среди обломков и бетонной крошки действительно ползают змеи. Файзал утверждает, что они жили в этом храме многие годы и смогли остаться невредимыми после того, как джихадисты заложили внутрь строения взрывчатку, разметавшую стены джамхани на десятки метров вокруг.

Спасти храм от разрушения какаи были не в силах. Наспех организованное ополчение смогло лишь прикрыть отход из деревень мирных жителей, спасавшихся от наступающих сил "Исламского государства". Решение оставить деревни было принято после того, как стало известно, как джихадисты обходятся с попадающими к ним в руки езидами - представителями еще одного этноконфессионального меньшинства севера Ирака. Не желая погибать или становиться рабами, как застигнутые врасплох их соседи-езиды, какаи ушли из родных мест.

Придя в деревни какаи, джихадисты первым делом уничтожили джамхани и мавзолеи святых. Чудом уцелел лишь главный храм в деревне Вардак, в которую сотни лет назад пришел прародитель какаи - Саид Хайас. Этот храм был выстроен вокруг гробницы учителя, которая для какаи является главной святыней. Они верят, что Саид Хайас исчез из этой гробницы на третий день после похорон, а место, на котором покоилось его тело, творит чудеса. Какаи рассказывают, что в спокойные годы к пустой гробнице съезжались люди чуть ли не со всего Ирака. Главное чудо, в котором, говорят, Саид Хайас не отказывал ни какаи, ни езидам, ни христианам, ни мусульманам, - излечение от бесплодия. Поэтому в паломничество сюда отправлялись, в первую очередь, женщины.

Сейчас женщин в деревне нет. Откровенно говоря, и самой деревни тоже нет. Боевики "Исламского государства", отступая, не только разрушили дома, но и вырубили фруктовые деревья, посаженные на окраине селения, рядом с кладбищем. На самом кладбище взорван мавзолей с останками первых учеников Саида Хайаса. Для какаи этот мавзолей - святыня, для "Исламского государства" - место запрещенного Кораном идолопоклонства.

как народности Ирака выживают при атаках "Исламского государства"Фото: разоренное боевиками ИГ кладбище какаи (фото Юрий Мацарский)

Видно, что джихадисты старались уничтожить все, так или иначе имеющее отношение к религии какаи. И тем невероятнее спасение главного храма. Взрывчатку в него закладывали дважды. Первый раз - вскоре после оккупации деревни, второй раз - перед отступлением. Первого подрыва оказалось недостаточно. В стенах храма взрывы пробили огромные дыры, железобетонный купол продырявлен разрушительной волной, но строение устояло.

Второй раз взорвать храм джихадисты просто не успели - недооценили скорость контрнаступления курдских отрядов пешмерга и вынуждены были бежать, не успев установить детонаторы.

Кстати, среди бойцов, освобождавших Вардак, были и какаи. Гази Файзал - как раз один из них. Его штаб находится в единственном уцелевшем здании в деревне. До войны здесь располагалось то, что у нас зовется фельдшерским пунктом. В здании нет электричества, поэтому чай, который Гази и его товарищи пьют стакан за стаканом, заваривают прямо на костре, который горит во дворе пункта.

altaltaltaltalt

Фото: пустая гробница Саида Хайаса, руины змеиного храма, река Большой Заб (Юрий Мацарский)

Гази не без удовольствия рассказывает о своей религии. Говорит, что какаи верят в реинкарнацию, но при этом соблюдают все исламские законы. Более того, пищевые ограничения у какаи даже более суровы, чем в остальном мусульманском мире. Так, запрещенным - харамным - являются не только свинина и алкоголь, но и мясо кролика и лисы.

Вообще религия какаи изучена не очень хорошо. Народ этот скрывает от чужаков свои тайны, а исследователям часто врут о тех или иных позициях вероучения, дабы не раскрыть правду, доступную лишь какаи. Доподлинно известно лишь то, что религия какаи впитала в себя элементы крайнего шиизма, с его культом героев и мучеников, фрагменты доисламских курдских верований, центральными фигурами которых были ангелы и духи, и кое-какие черты христианства. В ряде работ, посвященных какаи, указывается, что в их богослужениях цитируется Евангелие, а сами верующие причащаются запрещенным в любых других обстоятельствах вином.

Приводятся и сравнения веры какаи с религиями езидов и зороастрийцев, с которыми, по мнению ряда ученых, какаи роднит общее представление о проявлениях - эманациях - бога в ангелах, живых существах и даже природных явлениях.

Но глава общины какаи Саид Махди, прямой потомок вознесшегося Саида Хайаса, уверяет, что какаи - мусульмане. Просто не такие радикальные как сторонники "Исламского государства" или Аль-Каиды, в начале двухтысячных годов разорявшей их святыни.

- Еще до "Исламского государства", в 2004 году сюда пришли люди, которые называли себя истинными мусульманами, они разрушили наши дома, наш главный храм. А через десять лет, в 2014 году, пришло "Исламское государство" и снова повредило восстановленный нами храм, - рассказывает шейх какаи, стоя в окружении своих внуков у джамхани. - При этом какаи - последователи ислама, мы - мусульмане. Мы верим в Аллаха, поклоняемся ему, отрицаем иных богов. Но для исламских экстремистов мы, наверное, не настоящие верующие - не такие радикалы, как они, поэтому они уничтожают наши святыни. Да, наши храмы не похожи на мечети, в чем-то расходимся с теми же экстремистами, но это значит лишь, что мы мыслим немного иначе. Но ведь, если ты поклоняешься Аллаху, если соблюдаешь его заповеди: не лжешь, не крадешь, не убиваешь, - ты уже мусульманин.

как народности Ирака выживают при атаках "Исламского государства"Фото: глава общины Саид Махди с внуком (фото Юрий Мацарский)

Саид Махди (кстати, под именем Махди в хадисах пророка Мохаммеда упоминается последний его преемник на Земле, который появится перед концом света и одержит победу над лжемессией Даджжалем) уверяет, что любой мусульманин может стать одним из какаи, если захочет этого. Но раскрывать секреты своей веры кому-то не из его народа шейх не может, даже если бы очень захотел - поколения его предков хранили эту тайну и завещали хранить ее и ему.

Такая секретность уже вступает в противоречие с исламскими предписаниями, настаивающими на как можно более полном посвящении всех стремящихся к вере в основы религии. Кроме того, - и об этом говорит сам шейх Махди - в молитвах какаи Саид Хайас упоминается наравне с Мохаммедом, которого коран называет последним и главным из тех, кому было доступно божье откровение, "печатью пророков".

То есть, с точки зрения мусульманина, какаи - неверные, кяфиры. Или даже хуже того, - вероотступники. Однако какаи поколениями выживали в не всегда дружелюбном мусульманском окружении, сохраняя свою веру и свои традиции. Даже тогда, когда много веков владевшая этими краями Османская империя, взялась в XVI-XVII столетиях за обращение в традиционный суннитский ислам племен Ирака и Сирии, к какаи не отправляли ни миссионеров, ни янычар, уничтоживших немало очень религиозно близких к какаи турецких алевитов. Тогда какаи спасли хорошие деловые отношения с османами. В деревнях какаи, расположенных в плодородной долине реки Большой Заб, процветало земледелие и скотоводство, продукты которых были настолько нужны и миссионерам, и янычарам, что на странную веру поставщиков продуктов просто закрывали глаза.

Но сейчас этих деревень нет. Они превращены в груды обломков, не подлежащих восстановлению. Шейх Саид Махди говорит, что с такими трудностями - полным разорением и уничтожением почти всей собственности - его народ не сталкивался никогда прежде. Однако, уверен он, запас чудес, спасавших какаи в прежние века, еще не исчерпан. И народ выживет вопреки всем попыткам уничтожить его.