Налогово-реформаторский вопрос: объединять или нет ЕСВ с НДФЛ
Подготовка налоговой реформы вышла на финишную прямую. В сентябре новый проект Налогового кодекса должен быть внесен в Верховную Раду. На основании предложенного документа также будет рассчитан проект госбюджета-2016. Основной акцент правительство Арсения Яценюка намерено сделать на снижении нагрузки на фонд оплаты труда и доходы украинцев. Все предложенные за последние полгода модели реформы ЕСВ и НДФЛ - от объединения двух налогов до радикального сокращения их ставок - до сих пор просчитывает Минфин.
На 27 августа запланировано заседание Национального совета реформ. Основной вопрос, который будет на нем рассматриваться - налоговая реформа, анонсируемая правительством Арсения Яценюка с начала года.
Предыдущие изменения в Налоговый кодекс, принятые накануне Нового года, оказались провальными и вместо экономического роста привели к сокращению деловой активности. По некоторым нормам, например, по увеличению фискальной нагрузки на сферу добычи газа, правительство признало свою ошибку - и подало в июле новую версию ставок ренты, которые, как рассчитывают в Минфине, должны вступить в силу с 1 октября. Но у парламентариев так руки и не дошли до этого законопроекта.
Президент Петр Порошенко выразил недовольство темпами подготовки налоговой реформы. "Необходимо как можно скорее обсудить, представить, разработать и зарегистрировать необходимые законопроекты в Верховной Раде", - призвал он в конце июля.
"Если уже Президент заинтересовался этим вопросом, то есть небольшая надежда, что законопроект попадет в парламент в сентябре, - сказал координатор проектной группы Налоговый кодекс "Нової країни" Тарас Козак. - Насколько мне известно, до середины июля министр финансов Наталья Яресько даже и не начинала заниматься налоговой реформой. У нее другие проблемы - переговоры с МВФ, с кредиторами".
Сейчас общей сведенной концепции реформы нет. Но есть несколько моделей, предложенных экспертами и отдельными депутатами. У Минфина также есть свои сценарии. Все это сейчас просчитывается в правительстве на предмет влияния на экономику, бюджет и бизнес.
"Никакой концепции от Минфина я еще не видела. Из-за отсутствия позиции реформой начал заниматься депутатский корпус, - сказала РБК-Украина глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина ("Блок Петра Порошенко"). - Может, мы с Минфином и выйдем на общую позицию. Но потребность бизнес-среды- в радикальной реформе со значительным снижением ставок. Должна быть резкая реформа - без страха перед МВФ. Нам необходимо выходить из стресса, стабилизировать экономику. Я с этим работаю".
По словам Южаниной, Президент также выступает за радикальные и либеральные изменения.
Затягивание с наработкой налоговых изменений, отсутствие конкретных моделей и ставок, чреваты торможением бюджетного процесса. А проект главного финансового документа страны должен попасть в парламент не позже 15 сентября.
Впрочем, первый замминистра финансов Игорь Уманский уже заявил, что планирует передать документ на рассмотрение Кабмина не позже 7 сентября.
Но в прошлом году первый состав правительства Арсения Яценюка выдержал все сроки - и проект госбюджета-2015 в Раде был зарегистрирован. Но сам документ не публиковался еще несколько недель, пока Минфин его дорабатывал.
По данным РБК-Украина, проект госбюджета-2016 рассчитывается на старой налоговой базе. После того, как фискальную реформу одобрит правительство, финансовый блок Кабмина возьмется за пересчет. По некоторым нормам, очевидно, будет предусмотрен переходной период и изменения вступят в силу не с 1 января.
По словам замминистра финансов Елены Макеевой, которая отвечает за налоговую реформу, пересмотр ставок ЕСВ и НДФЛ предполагается именно с 1 января.
Высокая нагрузка на фонд оплаты труда и доходы граждан - одна из проблем, которая чаще всего поднималась бизнесом и экспертами в рамках коммуникационных платформ, проведенных Минфином. В частности, министерство сейчас просчитывает две модели - объединенные в один налог ЕСВ и НДФЛ, и раздельные.
В первом случае, по данным РБК-Украина, расчет влияния реформы на бюджет идет по ряду ставок - 29%, 30%, 32% и 35%. Но объединение имеет "подводные камни".
В этом случае, речь может идти о бруттизации, то есть, распределении нагрузки между работодателем и сотрудником. Эта тема неоднократно всплывала, как только правительство поднимало тему снижения нагрузки на фонд оплаты труды.
"Если применять бруттизацию, то есть, работодатели, которые не захотят ее проводить, им придется повышать зарплату и существенно. По регионам это сложно будет сделать. Тогда они могут применять нынешнюю модель. Но наличие двух моделей усложняет отчетность", -- сказала Елена Макеева.
Вторая модель: ставка НДФЛ одна для всех - 15% (сейчас применяется еще 20% на более высокие доходы), но ЕСВ снижается в среднем с более 37% до 20%. Основной расчет - на детенизацию зарплат.
Но, если не провести реформу единого налога, о выходе из тени можно забыть, добавила Макеева.
Также, по ее словам, эксперты настаивают на отмене понятия необлагаемый минимум, с которого не взимается НДФЛ. Сейчас это 50% от минимальной зарплаты (609 грн), в следующем году - 1 МЗ (ее размер неизвестен, но с 1 декабря 2015 года минимальный соцстандарт составит 1378 грн).
К тому же МВФ предлагает ввести более повышенную ставку для доходов богатых украинцев-25%.
В Государственной фискальной службе (ГФС) отметили, что нагрузка на доходы и фонд оплаты труда не должна превышать 25%.
По словам Нины Южаниной, ее версия налогообложения предусматривает ставку НДФЛ в размере 10%, ЕСВ - 20%. Причем, объединение этих двух налогов - не реформа. Кроме того, у них разная логика и социальное значение. НДФЛ частично идет в местные бюджеты. ЕСВ - в Пенсионный фонд.
"Если бы была пенсионная реформа, можно было бы говорить о едином платеже. Но сейчас стратегически важно - отдельно", - добавила Нина Южанина.
Она считает, что нагрузка должна быть распределена между работодателем и сотрудником.
Схожие принципы и у ее коллеги по комитету Андрея Журжия ("Самопомич"). Общую нагрузку в 2016 году он предлагает в размере 29%. Но его вариант предусматривает единый платеж.
В 2017 году ставка должна составить 25%, еще через год - 20%. Также нардеп предложил ликвидировать 1,5%-ный военный сбор.
Результатом реформы от Журжия станет легализация доходов, рост отчислений в местные бюджеты и Пенсионный фонд, а также упрощение администрирования. Казначейство будет расщеплять все поступления автоматически.
Рост налоговой базы Журжий прогнозирует на уровне 34% - при снижении нагрузку в 29%. Помимо выхода из тени, рост поступлений он ожидает от эффекта бруттизации, роста зарплат бюджетников.
Свою роль должен сыграть и понижающий коэффициент по ЕСВ, который вступил в силу в начале 2015 года.
Кроме того, в версии налоговых изменений Журжия предполагается реформа единого налога. Все это даст, рассчитывает он, дополнительных 377 млрд грн.
"По данным 2014 года, бизнес потратил на наемных сотрудников 633 млрд грн, из которых 161 млрд грн - ЕСВ. В рамках снижения мы предлагаем бруттизацию. 161 млрд грн будет включен в основную сумму зарплаты сотрудника. К чему это приведет? Бизнес как имел расходы в 633 млрд грн, так и будет иметь, но зарплата наемных работников вырастет от 10 до 23%. Таким образом, не изменив затраты, предприятия повысят зарплаты", - пояснил Андрей Журжий.
Модель экспертов Реанимационного пакета реформ и "Нової країни" также предполагает единую ставку в 20%. При этом они предложили ликвидацию Пенсионного и других социальных фондов.
"В 1990-х годах Пенсионный фонд уже входил в госбюджет. И тогда была катастрофа, задолженность по выплате пенсий росла. Эти деньги, имеют целевую направленность и если пустить их в госбюджет, они потеряют свое предназначение", - так негативно отреагировала на инициативу о ликвидации ПФУ ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко.
По подсчетам экспертов этого сценария развития, дефицит бюджета после снижения ставки составит около 100 млрд грн, который в перспективе будет компенсирован легализированной зарплатой. А первые годы покрывать дефицит Тарас Козак предложил за счет получаемых от кредиторов средств, в частности, от МВФ.
"У нас есть пример Грузии, которая снизила ставки и не послушала МВФ. Через год-полтора при существенном снижении нагрузки будет рост доходов", - сказал Тарас Козак.
После того, как государство пойдет на либерализацию ставок, оно будет вправе требовать от работодателей и граждан легализации доходов и фонда оплаты труда. В противном случае - применять более жесткую ответственность, вплоть до уголовной.
В Минсоцполитики предложили свои методы борьбы с теневыми зарплатами путем введения понятия средней индикативной зарплаты при расчете ЕСВ. Этот показатель не должен быть меньше минимальной зарплаты, увеличенной на коэффициент, в зависимости от категории сотрудника. Чем выше должность, тем выше коэффициент.
Например, для руководителей предприятий его предложено установить на уровне 5, для главных бухгалтеров - 3, для сотрудников - 2.
По словам замглавы совета Федерации работодателей Дмитрия Олейника, ставки ЕСВ дискутируются еще с 2010 года. Но для бизнеса важнее правила работы, а не ставки.
"И уже тогда мы готовы были увеличивать зарплаты пропорционально уменьшенному ЕСВ. Проблема в реалиях, ведь ничего не поменялось. Минфин очень зашифрован и тотально нет доверия, а это фундамент, без которого ничего не построить", - резюмировал Олейник.