Налоговая реформа-2017: почему это важно
К сожалению, уже не первый раз складывается ситуация, когда под занавес года ожидается принятие массовых правок в Налоговый кодекс Украины (далее - НКУ). С точки зрения принципа стабильности законодательства, нормальной такую ситуацию не назовешь. Тем более, что она ставит бизнес в ситуацию, когда компании не могут нормально распланировать свою деятельность.
С другой стороны, бесспорно и то, что действующий НКУ содержит в себе массу проблем и недоработок, которые нужно исправлять, - причем срочно, поскольку промедление может нанести бизнесу и каждому налогоплательщику больший финансовый ущерб, нежели нарушение принципа стабильности. Промедление может также поставить под удар инвестиционную привлекательность Украины, так как массовые нарушения в процессе предоставления бюджетного возмещения отталкивают приток иностранного капитала. Рецепт отчасти содержит проект изменений в НКУ (далее - законопроект № 5368), который был:
- разработан Минфином при активном, и я бы даже сказал, агрессивном участии многих независимых экспертов;
поддержан целым рядом бизнес-ассоциаций (в частности, РПР, Aмериканской торговой палатой и т. п.).
Среди новшеств, предложенных Минфином в данном законопроекте, интересными/важными для бизнеса являются, в частности, следующие.
Передача функций по администрированию электронных баз данных, связанных с налогообложением, от органов ГФС в Минфин. Важность такой передачи вызвана необходимостью оптимизации информационных потоков, а также массовыми злоупотреблениями, которые в прошлом допускали (и продолжают допускать) налоговые органы в связи с эксплуатацией таких баз данных. Критики подобной инициативы часто указывают на то, что такие же злоупотребления можно будет ожидать и от Минфина, однако это не так. Во-первых, в последнее время Минфин зарекомендовал себя как орган, который активно идет навстречу бизнесу. Во-вторых, у Минфина просто нет функций, которые позволили бы ему злоупотреблять правами в связи с использованием упомянутых баз данных. Именно поэтому такой шаг является целесообразным, полезным и эффективным с точки зрения борьбы с коррупцией в органах ГФС.
Внедрение на уровне НКУ норм относительно электронного кабинета налогоплательщика. Данная инициатива позволит плательщикам меньше контактировать с контролирующими органами, что, как результат, снизит коррупционные риски. Кроме того, использование электронного кабинета позволит плательщикам расходовать меньший объем времени и ресурсов на реализацию своих прав и выполнение обязанностей - другими словами, это приведет к упрощению/удешевлению администрирования налогов.
В сфере НДС в числе новшеств стоит выделить, прежде всего, замену двух реестров заявлений на бюджетное возмещение одним. Это позволит избежать путаницы (или, на юридическом сленге - правовой неопределенности), имевшей место в 2016 году. Таким образом, все плательщики НДС при подаче заявлений на бюджетное возмещение будут попадать в один и тот же реестр, в хронологическом порядке. И в таком же хронологическом порядке им должны предоставлять бюджетное возмещение.
Что важнее для бюджетного возмещения - упомянутые реестры будут размещать (и ежедневно обновлять) на сайте Минфина. Может показаться, что данные изменения носят косметический характер, но это не совсем так. Дело в том, что публикация таких сведений позволяет обеспечить прозрачность в предоставлении бюджетного возмещения (главным образом, она позволяет проконтролировать соблюдение чиновниками хронологии). Это требование существует и сегодня - только выполнять его должны налоговые органы. Вместе с тем, спустя год после появления данных требований ГФСУ так и не обеспечила их публикацию в полном объеме - несмотря на то, что со стороны контролеров это является грубым нарушением НКУ. Учитывая это, передача указанных функций на Минфин потенциально может решить данную проблему, а также снизить коррупционные риски.
Немаловажным также является отказ от одностороннего расторжения электронных договоров (с целью блокировки регистрации налоговых накладных в случае выявления контролерами фиктивных налогоплательщиков). На замену этому механизму планируют ввести систему, которая будет оценивать риски по налогоплательщикам и, в случае их выявления, блокировать регистрацию такими плательщиками налоговых накладных. Как мы понимаем, в числе таких рисков будет, в частности, выявление на «входе» и на «выходе» товаров с несовпадающими кодами УКТ ВЭД (этот код нужно будет указывать при поставке любых товаров, а не только подакцизных или импортированных): например, предприятие массово закупает зерно, а продает строительные материалы и т. п.
Полагаем, никто не будет спорить с тем, что эти изменения нужны, причем уже с 1 января 2017 года. В противном случае возникают риски того, что:
- принятие подобных изменений может затянуться;
- может возникнуть масса переходных сложностей, связанных с тем, что в рамках одного года часть операций будет отражаться по одним правилам, а другая часть - по другим.
Более того, как показывает практика, бизнес и налогоплательщики, в целом, воспринимают налоговые изменения проще, если они начинают действовать с начала года (или с его середины). При этом, многие должно быть вспомнят, что, как правило, именно на эти периоды приходятся наиболее масштабные изменения налогового законодательства.
Таким образом, учитывая позитивные сдвиги, которые несет в себе законопроект № 5368, полагаю, что ВР Украины должна как можно быстрее рассмотреть его (тем более, что времени на это осталось немного). Чем быстрее это произойдет и, соответственно, чем быстрее у бизнеса появится официальный текст изменений, тем больше времени у него останется на адаптацию хозяйственной деятельности к новой налоговой реальности (и, к слову, тем меньшая вероятность попасть под штрафы за несоблюдение новых налогово-учетных правил).