Начальник КП "Киевский метрополитен" Виктор Брагинский в интервью РБК-Украина рассказал об убыточности предприятия и какие он видит выходы, о том, когда отменят жетоны и когда в метро будет wi-fi.
Начальник КП "Киевский метрополитен" Виктор Брагинский в интервью РБК-Украина рассказал об убыточности предприятия и какие он видит выходы, о том, когда отменят жетоны и когда в метро будет wi-fi.
РБК-Украина: Каковы доходная и расходная части бюджета метрополитена?
Виктор Брагинский: Когда я принял предприятие, плановый убыток на конец года должен был составить 724 млн грн. За три месяца работы удалось провести оптимизацию и уменьшить эту цифру на 150 млн.
Мы уходим от фирм-посредников и стараемся проводить максимум работ своими силами. Например, на нашем вагоностроительном заводе. Сейчас доходная часть метрополитена на конец года будет 1 млрд гривен, а расходная - 1 млрд 574 млн. При таких показателях пока с трудом хватает средств, чтобы вовремя выплачивать сотрудникам зарплату, рассчитываться за электроэнергию и нести обязательства по кредитным договорам.
РБК-Украина: Что Вы планируете делать для сокращения убыточности предприятия?
Виктор Брагинский: Учитывая специфику метрополитена, у нас не очень много возможностей, чтобы повысить доход. Основные средства предприятия составляет профильная деятельность, то есть перевозка пассажиров. Также мы получаем прибыль от непрофильной деятельности - рекламы и аренды.
Но в общей финансовой структуре это незначительная часть. Например, по аренде - 16 млн грн. в год. Этот показатель можно увеличить путем пересмотра тарифных ставок. Мы направили соответствующее обращение к городу.
РБК-Украина: Насколько подорожание проезда поможет сократить уровень убыточности предприятия?
Виктор Брагинский: Наш основной доход напрямую зависит от пассажиропотока. Соответственно, зависимость очевидная. А насколько удастся сократить убыточность за счет стоимости проезда, будет зависеть от тарифа, который установит город.
РБК-Украина: И все-таки, сколько, по вашим подсчетам, должен стоить проезд в метро?
Виктор Брагинский: Однозначно должна покрываться себестоимость перевозки пассажира. Для развития предприятия и модернизации предприятия нужно закладывать рентабельность. Ее размер, а также общую стратегию в этом направлении утверждает город.
РБК-Украина: А какая себестоимость проезда сегодня?
Виктор Брагинский: Себестоимость проезда сегодня составляет 3,11 грн. Доход от одного пассажира, с учетом льготных категорий, составляет 1,61 грн. Из 280,6 млн грн, предусмотренной нам компенсации, мы получили только 96,7 млн грн.
РБК-Украина: Сколько ежедневно жителей столицы пользуются метрополитеном. Сколько среди них льготников (по данным за 2014 г.)?
Виктор Брагинский: В среднем в день у нас 1,5 млн пассажиров, чуть больше в будни, и соответственно меньше на выходных. Каждый четвертый из них - льготник.
РБК-Украина: Будет ли повышена стоимость проездного параллельно с увеличением стоимости разовой поездки?
Виктор Брагинский: Это было бы логично, но какое решение примет город, я не знаю. Естественно, у нас есть понимание того, что стоимость проезда по проездному должна быть меньше, чем стоимость разовой поездки. Но в то же время нужно предусмотреть лимит. У нас есть случаи, когда по проездному билету пассажир за месяц умудряется проехать больше 1 тыс. раз.
Но в среднем количество поездок 1 пассажира составляет 56-60. Я считаю, нам надо привязываться к конкретной цифре. Если провести аналогию, то так в свое поступили мобильные операторы.
РБК-Украина: В каком состоянии находится подвижной состав метрополитена? Расскажите о планах обновления или модернизации подвижного состава.
Виктор Брагинский: В метрополитене еще эксплуатируются вагоны класса "Е" 1960-х годов выпуска, 95 из них уже модернизировали. Проект очень успешный. После проведения работ, мы получили экономию электроэнергии, повысился уровень безопасности и комфорта для пассажиров. Поэтому мы стараемся максимально ускорить проведение второго этапа модернизации. Еще 50 вагонов по этой же программе "зеленых инвестиций" планируем сделать за год.
В то же время к концу 2015 г. дефицит на линии будет порядка 25 поездов. Исходя из нашей сегодняшней финансовой ситуации средств на покупку новых составов не предусмотрено, поэтому основной вариант обновления состава именно модернизация.
РБК-Украина: Когда планируете полностью отказаться от жетонов?
Виктор Брагинский: Это во многом зависит от сознательности наших пассажиров. Мы пытаемся донести до них преимущества электронных билетов разными способами. Отказ от жетонов выгоден и удобен как пассажирам, так и метрополитену. Я думаю, что полный переход на карточку будет в следующем году.
РБК-Украина: Когда будет введен единый электронный билет?
Виктор Брагинский: Метрополитен большей частью уже готов к его внедрению. Вопрос в наземном транспорте. Там нужно начинать практически с нуля. Поэтому сейчас разрабатываются технические задания. Как только город одобрит, я думаю, что нам понадобится год-полтора для реализации этого проекта.
РБК-Украина: В последнее время значительно участились случаи ложного минирования станций. Как отражаются на работе метрополитена подобные случаи? Отразились ли подобные "минирования" на общем пассажиропотоке? Какие убытки метрополитен несет из-за таких случаев?
Виктор Брагинский: В первую очередь, подобные "минирования" плохо отражаются на моральном состоянии сотрудников метрополитена. Каждое минирование - это стресс. Персоналу необходимо полностью перестраивать график движения поездов. Соответственно, это дискомфорт и для пассажиров.
Особой динамики падения пассажиропотока из-за таких "минирований" мы не наблюдаем. Ведь пассажир, который планировал ехать на метро, воспользуется соседней станцией.
РБК-Украина: Готов ли сегодня метрополитен выполнять функции бомбоубежища? Проводились ли какие-либо подготовительные работы в этом направлении ввиду военных действий в стране?
Виктор Брагинский: Мы регулярно проводим такие работы. Сразу после моего назначения на должность мы пересмотрели все инструкции. Также были проведены соответствующие учения.
Метрополитен способен укрыть порядка 200 тыс. человек, в среднем до 1400 людей на одной станции. Находиться в подземке можно будет до 48 часов.
РБК-Украина: Когда можно ожидать Интернет на всех станциях метрополитена?
Виктор Брагинский: По внедрению Wi-fi уже проведен конкурс. Ориентировочно для реализации проекта нужен год. Мобильная связь и мобильный Интернет на перегонах будут внедряться параллельно.
Беседовал Илья Иванов