ua en ru

Н.Новак: “Недовыполнение бюджета Киева за 2009 г. мы ожидаем на уровне 7-7,5 млрд грн.”

Автор: RBC.UA
В период финансового кризиса ключевая роль в экономике страны должна отводиться малому бизнесу. О развитии малого предпринимательства, в частности, в сфере торговли, в Киеве, о работе коммунальных предприятий, а также о ситуации с выполнением бюджета столицы в 2009 г. в интервью РБК-Украина рассказала член постоянной комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства, общественного питания и услуг, заместитель председателя фракции Блока Виталия Кличко (БВК) Наталья Новак.

РБК-Украина: В 2009 г. Киевсовет создал два коммунальных предприятия «Киевские рынки» и «Киевский городской центр потребителей», которые должны были организовать сеть социальных продуктовых магазинов. Таких магазинов в Киеве нет. Каковы результаты деятельности этих коммунальных предприятий?

Наталья Новак: Коммунальные предприятия для города Киева - это довольно острая тема, поскольку их очень много и некоторые из них действительно работают, а некоторые существуют «на бумаге». Когда Леонид Черновецкий впервые был избран мэром Киева в 2006 г., он задекларировал, что большинство коммунальных предприятий должны быть ликвидированы, поскольку они не приносят прибыли.

Я считаю, что на тот момент это была правильная позиция, ведь любое предприятие - частное или коммунальное - создается с целью получения прибыли. И создавая коммунальное предприятие, городская власть должна иметь цель наполнения бюджета. Сейчас подавляющее большинство подобных предприятий убыточны и лишь несколько - прибыльны. Несколько раз депутаты пытались проанализировать деятельность КП, но это не удалось сделать, поскольку на это нет политической воли.

Вместе с тем, за период каденции Черновецкого, количество коммунальных предприятий продолжает увеличиваться. Практически на каждом пленарном заседании сессии Киевсовета создаются новые КП. В частности, было создано КП «Киевские рынки», «Киевский городской центр потребителей», «Домашний магазин» и т.п. Новые коммунальные предприятия создаются тогда, когда появляется новый заместитель у киевского головы и ищет для себя поле деятельности, которое бы приносило дивиденды не городу, а ему лично. Все это прикрывается лозунгом «выгоды для киевлян».

На самом деле КП «Киевские рынки» создавалось с одной целью - поставить торговые ряды там, где сельские жители продают продукты, выращенные на собственном огороде. Если бы этим бабушкам предоставили бесплатное место на рынке, они бы не торговали на асфальте. И тут заместитель городского головы Игорь Шовкун предложил создать КП «Киевские рынки», которое могло бы обустроить торговые ряды для таких продавцов. Таким образом было установлено много новых киосков, особенно в так называемых «транспортных коридорах» - возле метро и остановок наземного транспорта. И люди вынуждены проходить мимо них по дороге на работу и с работы. Кстати, ассортимент в этих новых киосках ничем не отличается от всех других, и там не торгуют продуктами с собственного огорода сельские жители. Таким образом, производители ничего не получили.

Отмечу, что районная власть даже не знает, законно ли установлены все эти торговые ряды и малые архитектурные формы, поскольку все полномочия у районов уже забрали. В большинстве случаев по обращениям наших депутатов проверку законности установления таких торговых рядов осуществляет прокуратура и устанавливает, что эти земельные участки не отведены. Прокуратура делает предписание, согласно которому торговые ряды необходимо убрать. Затем подобное предписание делает налоговая администрация, поскольку в таком случае никто не платит арендную плату за земельный участок. Поэтому «Киевские рынки», которые должны ввести в законное русло незаконную уличную торговлю, сами стали нарушать закон, незаконно устанавливая торговые ряды. А вообще в столице есть достаточное количество официальных рынков, к которым киевляне уже привыкли.

Создание КП «Киевские рынки» вредит развитию малого и среднего бизнеса, поскольку городская администрация «крышует» торговые ряды, которые устанавливает это предприятие. Таким образом городской бизнес конкурирует с малым. Как показывает опыт, большинство средств малых предпринимателей исчезает в карманах чиновников, которые разрешают или не разрешают торговать в киосках.

Заявления о продаже товаров по себестоимости в магазинах КП «Домашний магазин» - это миф. Товары по себестоимости продаваться не могут, поскольку необходимо оплатить их доставку в магазин, заплатить зарплату продавцам, уплатить налоги на зарплату, аренду помещения и коммунальные услуги. Однозначно, эта идея была популистской.
РБК-Украина: Разработана ли схема размещения малых архитектурных форм и типовые проекты?

Н.Н.: Когда Киевсовет принимал решения по малым архитектурным формам (МАФ), одним из основных пунктов была разработка схемы расположения МАФ. Было бы правильно, если бы такая схема была утверждена, и мы знали, где можно размещать малые архитектурные формы, а где - нет. Однако эта схема не разработана. Более того, это не нужно городским властям, ведь сейчас любой может установить киоск на том месте, которое ему понравилось.

Также необходимо разработать дизайн малых архитектурных форм, соответствующих архитектуре определенного района города, в котором они устанавливаются. Однако сейчас ничего не сделано. Эти решения Киевсовета не выполняются. Вместе с тем, некоторые представители малого бизнеса нашли общий язык с чиновниками и их киоски до сих пор работают. А вот киоски тех предпринимателей, которым не удалось договориться с чиновниками, сносят.

Мэрия даже пыталась «провести» через Киевсовет решение, которое позволило бы КП «Киевблагоустройство» сносить такие киоски. В законодательстве четко прописана норма, что малое архитектурное сооружение можно снести только по решению суда.

Многие предприниматели, проработавшие длительное время, теперь не могут продлить разрешения на осуществление торговли. А вместо них приходят новые предприниматели. Действительно, это новое решение используется для перераспределения рынка. Даже ходили слухи, что якобы подписан договор с одной московской фирмой, которая будет устанавливать киоски.

РБК-Украина: Эти слухи подтвердились?
Н.Н.: Не могу точно сказать. Однако знаю, что сейчас одна фирма получила разрешения на установку МАФов на площади свыше 1 тыс. кв. м возле Деснянской райгосадминистрации. Какой же это малый бизнес? Фактически все торговые ряды в городе устанавливают несколько фирм. Таким образом, вместо содействия развитию малого и среднего бизнеса, КГГА создала условия для того, чтобы все это отдать в одни руки, потому что так выгоднее, и быстрее получить прибыль.

РБК-Украина: Какая схема получения разрешения на установку МАФа и на осуществление торговли?

Н.Н.: По закону разрешение на установку малой архитектурной формы должно выдаваться бесплатно. Но КП «Киевское инвестиционное агентство» взяло на себя обязательство изготовления паспортов на киоски. В паспорте должны указываться привязка к местности, где будет устанавливаться МАФ, его внешний вид и т.д. Официальная плата за разработку такого паспорта - около 1 тыс. грн. за кв. м площади киоска.

Кроме того, нужно получить разрешения от управления экологии, «Киевавтодора», «Киевводоканала», что также требует дополнительной оплаты, причем не всегда официальной. Есть еще такое понятие как мониторинг, который делает то же «Киевское инвестиционное агентство». Его стоимость - 50-80 грн. за кв. м, и платить эту сумму нужно ежемесячно. Ни в каком другом городе нет такой практики, и фактически эти средства изымаются незаконно.

Также надо платить за уборку территории «Киевзеленстрою» или «Киевблагоустройство». Хотя владельцы киосков все равно обязаны собственноручно убирать территорию вокруг своих МАФов. То есть, плата фактически собирается за услуги, которые не предоставляются. Это официальное, узаконенное вымогательство. Средства же в бюджет не попадают - «Киевблагоустройство» и «Киевзеленстрой» списывают их на свои нужды.

Вообще же оформление необходимых бумаг для получения разрешения на установку МАФа и на осуществление торговли длится недолго, если предприниматель вовремя платит деньги и имеет протекцию на высшем уровне.
РБК-Украина: В прошлом году Киевсовет принял решение, которым установил требования к продаже товаров, содержащих ГМО. Однако в магазинах нет отдельных полок для такой продукции, решение не выполняется. Какие есть механизмы влияния на магазины?
Н.Н.: Проект решения о ГМО, принятый по требованию нашей фракции, носил более рекомендательный характер. Ведь можно влиять лишь на предприятия, осуществляющие торговлю в помещениях, арендованных у киевской городской власти. Однако необходимо влиять через законодательный механизм, а не через механизм экономической зависимости.

Правда, после решения Киевсовета Верховной Радой был принят соответствующий закон, обязывающий маркировать товары, содержащие ГМО, продавать эти продукты на отдельных полках. Конечно, нельзя запретить продажу таких товаров, поскольку очень многие продукты питания содержат ГМО и если их запретить, то полки магазинов могут оказаться пустыми. Однако люди имеют право знать, какие товары содержат ГМО, а какие - нет, и соответственно, делать сознательный выбор, что покупать. Наше решение предусматривает механизм, согласно которому управление защиты потребителей может контролировать и требовать от владельцев магазинов выполнение закона и решения Киевского городского совета.

РБК-Украина: Наталья Васильевна, на сколько недовыполнен бюджет Киева на 2009 г.?

Н.Н.: Бюджет 2008 г. был недовыполнен на 5 млрд грн. Недовыполнение бюджета за 2009 г. мы ожидаем на уровне 7-7,5 млрд грн. Это связано с тем, что не были правильно определены приоритеты, а также с изъятиями средств в госбюджет. Киевсовет принял бюджет 2009 г. на уровне около 20 млрд грн. БВК не голосовал за эту смету, поскольку мы сразу сказали, что она не будет выполнена.

В связи с тем, что бюджет был принят значительно больше, чем реально есть средств, чиновники мэрии могли определять приоритеты использования денег по своему усмотрению. Таким образом, они направляли финансы на те отрасли, где можно быстрее «отмыть» средства. А их можно «отмыть» не на выполнении строительных работ, а на закупке различных товаров, поскольку можно быстро получить «откат».

Поэтому в 2009 г. около 100 млн. грн. было израсходовано на закупку информационных систем, вандалоустойчивых лавочек и урн. Таким образом, средства были потрачены на неприоритетные отрасли. Ведь куда важнее строить метро и транспортные развязки, чем информационные системы.

Та же ситуация и с закупкой зеленых насаждений. Власти закупали деревья рубежом в десятки раз дороже, чем можно было их закупить в ботаническом саду. И никто не контролирует, сколько из тех деревьев принялось, и сколько их вообще посадили. Поэтому сейчас бюджет является «кормушкой», средства используются неэффективно.
Отмечу, что недополучение денег в бюджет является следствием разбазаривания земли и имущества. Также бюджет недополучает значительные средства, когда мэр длительное время не подписывает решение Киевсовета об отводе земельного участка, а затем Киевзем долго не подписывает договор аренды. Так около года, а то и дольше, в бюджет не платится плата за землю.

Сейчас разрывают договоры аренды на землю с «Хлебом Киева», который объединяет все хлебокомбинаты, чтобы их перевести на земельный налог и дать им льготу 99%. Ведь льготы до 99% устанавливаются лишь для земельного налога, а льгота по плате за землю в законодательстве не предусмотрена. Таким образом, земля предоставлялась предприятиям в аренду и они должны платить за это, но не могут. Поэтому договор аренды отменяется. То есть отменяется предоставление земли и предприятие не платит арендную плату, но при этом земля остается у него.
РБК-Украина: Это касается земельных участков, на которых расположены хлебокомбинаты?

Н.Н.: На последней сессии были приняты такие решения именно по земельным участкам хлебокомбинатов. Для города это поступления в бюджет, но кого это волнует, что они недовыполняются?

РБК-Украина: По каким статьям наибольший процент недовыполнения столичного бюджета в 2009 г.?

Н.Н.: Недовыполнение по расходам бюджета практически по всем статьям. Из бюджета финансировались преимущественно расходы на выплату зарплаты, начисления на зарплату и на оплату энергоносителей. Однако даже на зарплату средства не перечисляются средства в полном объеме. Знаю, что в некоторых жилищно-коммунальных организациях есть задержка. В целом у нас районы остались практически без денег. Для выплаты зарплаты учителям некоторые РГА должны брать кредиты. Их просьбы пересмотреть финансовые показатели в связи с нехваткой средств остаются без ответов. В частности, такая ситуация в Дарницком, Соломенском, Святошинском, Оболонском районах.

Также существует задолженность городского бюджета перед «Киевметростроем». Частично задолженность перед «Киевметростроем» была погашена после того, как предприятие грозило проводить акции протеста под зданием КГГА. Еще часть средств городская администрация должна была перечислить «Киевметрострою» за строительство депо на Красном хуторе по решению суда. Однако эти средства все равно не поступают, поскольку генеральная прокуратура по просьбе мэра дала предписание на казначейство не перечислять их. В настоящий момент задолженность городского бюджета перед «Киевметростроем» составляет около 100 млн грн.


Беседовала Ирина Мартынюк