Миссия провалена: почему украинским властям нужно прекратить бессмысленную борьбу с оффшорами
Слово "оффшор" у украинцев вызывает устойчивые отрицательные ассоциации. И очередной "всплывший" факт вывода капиталов в низконалоговые юрисдикции неизменно провоцирует бурное общественное порицание и осуждение. Мол, как можно без стыда и совести тянуть ресурсы из обескровленной национальной экономики.
Слово "оффшор" у украинцев вызывает устойчивые отрицательные ассоциации. И очередной "всплывший" факт вывода капиталов в низконалоговые юрисдикции неизменно провоцирует бурное общественное порицание и осуждение. Мол, как можно без стыда и совести тянуть ресурсы из обескровленной национальной экономики.
Тем не менее, мало кто задумывается о том, что бизнес зачастую ищет на "кипрах", "мальтах" и всяких "барбадосах" не только кубышку, где можно припрятать свои доходы, но и защиту. От драконовских налогов, от давления со стороны фискальных органов, от рейдеров и от совершенно инфантильной судебной системы. Хотя в цивилизованных странах все эти элементы – составляющие того самого бизнес-климата, о котором так любят говорить наши чиновники, ссылаясь на всевозможные рейтинги и обещая, что вот уже завтра мы возглавим Doing Business. Нужно просто немного подождать.
И неспроста развернутая после скандала PanamaPapers кампания по деоффшоризации украинской экономики потерпела фиаско. "Не хватило политической воли", - признают авторы концепции, которая предусматривала существенное сужение возможностей для минимизации налогов и вымывания финансов за пределы Украины. В реальности же чиновники все-таки не рискнули идти против бизнеса, справедливо опасаясь, что это может дать обратный эффект, и вместо дополнительных поступлений в бюджет привести к паническому бегству капитала.
Впрочем, в яром неприятии к оффшорам, которое активно культивируется, есть еще одно слабое место. Зачастую у нас происходит подмена понятий, и даже те юрисдикции, которые во всем мире считаются "респектабельными", попадают в число неугодных. Из-за этого тем компаниям, которые там зарегистрированы, но ведут деятельность в Украине и в Украине же исправно платят налоги, фискальные и прочие контролирующие органы значительно усложняют жизнь. Причем, такие заблуждения и нестыковки проявляются непосредственно на уровне исполнительной и законодательной власти.
За примером далеко ходить не нужно. У Кабинета министров есть примечательный список "…государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины". Проще говоря, это перечень стран, где общая ставка налога на прибыль на 5 процентных пункта ниже, чем в Украине (то есть, ниже 13%), с которыми нет подписанных договоров об обмене информацией, и которые не раскрывают данные о собственниках бизнеса.
Этим списком пользуются фискальные органы, которые применяют к контрагентам специальные правила трансфертного ценообразования и контроля, и периодически он пересматривается. Некоторые юрисдикции в него включаются, некоторые – исключаются. Но далеко не всегда наполнение этого списка поддается логике и здравому смыслу.
Например, каким-то странным образом к "серым" юрисдикциям в 2015 году была отнесена Австрия, где ставка налога на прибыль составляет 25%. Да, спустя пару месяцев в Кабинете министров решили исправить эту оплошность, и Австрии вернули ее "белый" статус. Причем, в Министерстве финансов объяснили, что на момент составления списка по отношению к некоторым категориям бизнеса австрийцы применяли ставки 0 или 2,5%. Оправдание вроде бы логичное, но не совсем убедительное. Упомянутый уже пп. 39.2.1 Налогового кодекса говорит о том, что критерием для попадания в список является именно общая ставка налога на прибыль. О льготных и других ставках там ни слова.
Аналогичная ситуация произошла и со Швейцарией. В этом случае в Кабмине явно опирались на тот факт, что размер налога на прибыль в этой стране находится в очень широких пределах. На федеральном уровне он достигает почти 10%, на уровне кантонов – колеблется от 4 до 25%. Но если в одной части страны одна компания платит 12-13%, то в другом кантоне другая компания перечисляет в бюджет вдвое больше. Однако выходило, что для нашего правительства все равны. И получалось, что к любому бизнесу, зарегистрированному в Швейцарии, независимо от налоговой нагрузки, которую он несет, будут применяться одинаковые повышенные требования.
Все это выглядит парадоксально, если учесть, что даже в самом Евросоюзе ни Австрию, ни Швейцарию не считают оффшорами, а компании, имеющие прописку в этих странах, проходят ежегодный аудит, подают регулярные отчеты, что для "чистокровных" оффшорных территорий вообще несвойственно. Кроме того, та же Швейцария является действующим членом FATF, и находится в "белом" реестре Организации экономического сотрудничества и развития (Украины, к слову, в этом реестре нет).
Лишь в сентябре 2015 года Кабмин понял, что допустил очередную ошибку, и снова начал вносить правки в свой перечень. В итоге из него исчезла не только Швейцария, но и Гваделупа, Грузия, Ливан, Люксембург, Мальта, Марокко, ОАЭ, Сингапур и Ямайка.
Можно говорить, что ситуация с правительственным списком - это частность. Но она очень хорошо демонстрирует, что за попыткой создать видимость бурной деятельности и борьбы со злостными неплательщиками и уклонистами, в действительности, скрывается отсутствие координации принятия решений в правительстве, а также банальная некомпетентность.
Да и по большому счету, вся эта картинная "деоффшоризация", которой власть заболевает с периодичностью в 1-2 года, явно не то, что пойдет на пользу украинской экономике. Вместо того чтобы проверять бизнес на прочность налоговыми тисками, разумнее создать внутренний оффшор. В хорошем смысле этого слова. Главная задача – дать свободу для развития в пределах Украины, от чего страна только выиграет. Да, эффект проявится не сразу, но послабление налогового давления, льготы, мораторий на проверки бизнеса и прочее – это инвестиция в будущее, в рост экономики и ее стабильность.
Китай, к примеру, в мае нынешнего года полностью освободил прибыль местных предприятий от налогообложения. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян объяснил это решение очень просто: правительство готово пожертвовать своими доходами в пользу роста ВВП.
В Украине столь животрепещущих шагов от властей вряд ли стоит ждать. Но вместо составления разнообразных списков и выискивания новых способов по выкручиванию рук налогоплательщикам, нашим реформаторам стоит предложить альтернативу оффшорам. Хотя бы в качестве эксперимента. А вдруг сработает?