Министерство инфраструктуры подготовило бизнесу "подарок" на Новый год. С января тарифы на железнодорожные перевозки увеличатся на 15%, а со второй половины следующего года - еще на 5-25%. Реакция бизнеса была бурной - с обещаниями чуть ли не массового закрытия предприятий. "Укрзализныця" оправдывается - более 90% парка вагонов изношено, поэтому требуются деньги на модернизацию.
Министерство инфраструктуры подготовило бизнесу "подарок" на Новый год. С января тарифы на железнодорожные перевозки увеличатся на 15%, а со второй половины следующего года - еще на 5-25%. Реакция бизнеса была бурной - с обещаниями чуть ли не массового закрытия предприятий. "Укрзализныця" оправдывается - более 90% парка вагонов изношено, поэтому требуются деньги на модернизацию.
Министерство инфраструктуры инициирует масштабное двухразовое повышение тарифов на железнодорожную перевозку грузов. Если соответствующий проект приказа Мининфраструктуры будет принят, то уже со следующего года на 15% будут увеличены все железнодорожные тарифы. Исключение сделано для угля (с 1 января тариф будет увеличен только на 5%, а потом, с 1 апреля, - еще на 9,5%).
Документом предусмотрено поэтапное увеличение: с 1 июля тарифы на перевозку будут повышены еще раз. В частности, на 5% на перевозку грузов третьего класса (черные металлы, светлые нефтепродукты, лом черных металлов), на 10% - второго класса (зерно, кокс, глинозем, шрот, лузга, лесоматериалы, сырая нефть), на 20% - первого класса (железная руда, уголь, окатыши, марганцовая руда, известь, глина, цемент), на 25% - внеклассные (щебень, гранотсев, шлаки, соль), а также на 15% - для порожнего пробега вагонов.
В Мининфраструктуры ожидают, что после повышения тарифов в 2016 году доходы "Укрзализныци" от грузовых перевозок увеличатся на 11,1 млрд гривен. Кроме того, в проекте приказа Мининфраструктуры указано, что УЗ выйдет в следующем году на позитивную рентабельность - 0,1%. По итогам 2015 года ожидается отрицательная рентабельность в 1,8%.
В "Укрзализныце" аргументируют необходимость повышения тарифов ростом цен на продукцию, закупаемую для нужд железнодорожной отрасли. В конце января 2015 года рельсы подорожали в 2,1 раза, другая продукция для железной дороги (к примеру, сталь, рамные рельсы, стрелочные переводы и т. д.) подорожала на 50-80%, а некоторые позиции - почти на 100%. Возросла и стоимость электроэнергии - на 17%.
Еще одной проблемой в "Укрзализнице" называют убыточность пассажирских перевозок. Согласно финплану УЗ, запланировано, что в 2015 году на перекрестное субсидирование убыточных пассажирских перевозок за счет грузовых будет направлено около 8,5 млрд гривен, а в следующем на эти нужды предлагается потратить около 10,9 млрд гривен.
Кроме того, стоимость железнодорожных грузовых перевозок в Украине является самой низкой в Европе, отмечают в УЗ. В частности, в Украине средняя ставка для перевозки груза на 500 км в 2014 году составляла 1 цент/тонна-километр. В то же время в Беларуси и Казахстане она составляет 2,6 центов, России - 2,7, Румынии - 8 центов, Словакии - 9,5 центов, Польше - 11,2 центов, Венгрии - 12,4 центов.
В "Укрзализныце" обещают, что дополнительные доходы, полученные от повышения тарифов, будут направлены на модернизацию. Как заявлял на этой неделе на круглом столе член правления ПАО "Укрзализныця" Евгений Кравцов, в следующем году УЗ планирует направить на обновление подвижного состава более 7 млрд гривен, а на капитальное строительство - более 6 млрд гривен.
По данным предприятия, по итогам прошлого года длина колей, которые требуют капительного ремонта, составляла 5,6 тыс. км. При этом такой ремонт был сделан только на примерно 300 километрах железнодорожного полотна.
Кроме того, существенно устарел локомотивный парк - средний возраст электровозов составляет около 40 лет, магистральных тепловозов - около 30 лет. В результате их износ уже превышает более 90%.
"Критический уровень изношенности подвижного состава при недостаточном уровне финансирование его ремонта и обновления ставит под угрозу вопрос обеспечения безопасности движения поездов", - указано в пояснительной записке в проекте приказа Мининфраструктуры.
Кроме того, в "Укрзализнице" хотят продолжить электрификацию. К примеру, в компании намерены в следующем году электрифицировать линию Долинская-Николаев (148 км).
Примечательно, что в других министерствах поддерживают необходимость повышения тарифов.
"Конечно, необходимо повышать тарифы. Это вынужденный шаг", - отметил заместитель министра экономического развития и торговли Руслан Корж. По его подсчетам, в 2016 году повышение добавит к индексу промышленных цен 0,23%.
Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин считает, что из-за устаревших локомотивов ведомство сталкивается с трудностями при вывозе угля из зоны АТО.
"Мы сейчас пытаемся максимально вывезти уголь из зоны, но не всегда хватает локомотивов, поскольку они на 90% уже сработаны, амортизированы, отработали и морально, и физически", - подчеркнул он.
"Мне важнее, чтобы локомотивы были, а ему (министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому, - ред.), чтобы купить, необходимы деньги. Давайте дадим ему шанс, чтобы он мог потратить деньги и всех остальных обеспечить подвижным составом. Вовремя, качественно и в полной мере", - заявил Владимир Демчишин.
Министр энергетики указал на небольшие затраты, которые понесут пользователи услуг "Укрзализныци".
"У меня средний тариф по госпредприятиям генерации, которые правильно оптимизируют свои логистические задачи, - до 100 грн за транспортировку одной тонны угля. Тонну закупаем по 1100-1200 и больше гривен. То есть, стоимость тарифа (в структуре цены угля, - ред.) меньше 10%. Если поднимут тарифы на 5%, 10% или 15%, это много денег для них ("Укрзализныци", - ред.), а для нас это, например, 15-20 грн. Это рост цены на 2%", - пояснил Демчишин.
Менеджер по связям с государственными органами компании ADM (зернотрейдер) Рубен Беляев отметил, что для зернотрейдеров повышение тарифов с 1 января крайне неудобно, потому что они должны будут заплатить повышенные тарифы из своей прибыли.
"Наш бизнес построен таким образом, что мы закупаем и накапливаем зерновые, начиная с весны и до конца осени, а потом они постепенно отгружаются в порты. Формула цены на момент покупки зерна включает те тарифы, которые были на тот момент. Сейчас мы не можем повышенные тарифы никак абсорбировать. Для нас идеально было бы, если бы эти тарифы менялись с 1 июля или с 1 июня, по сути, когда начинается новый маркетинговый год. И индустрия воспримет это совершенно спокойно", - пояснил он.
В свою очередь представители металлургической и энергической промышленности категорически против повышения тарифов. Председатель совета Федерации металлургов Украины Сергей Беленький сообщил РБК-Украина, что если сейчас повысить тарифы на ж/д перевозку, то предприятия отрасли начнут останавливаться и увольнять сотрудников.
"Допустим, возьмем экспорт железорудного сырья. На сегодня цены в Китае (основной потребитель украинской продукции в мире, - ред.) меньше 40 долларов за тонну. Примерно 13 долларов за тонну занимает ж/д тариф от украинского предприятия до морского порта, к примеру, "Южного". 13 долларов за тонну стоит фрахт судна, то есть доставить сырье в Китай. То есть предприятию необходимо 26 долларов заплатить только транспортных расходов", - подчеркнул Беленький.
По его словам, оставшаяся разница не покрывает себестоимость сырья.
"Поэтому экспорт в Китай становится точно нерентабельным. Как минимум, криворожские ГОКи, Полтавский ГОК, Ерестовский ГОК будут вынуждены сократить производство. Будут работать в лучшем случае на половину своих мощностей", - предположил глава Федерации металлургов.
Против повышения тарифов выступают и энергетики. Директор по логистике компании "ДТЭК Энерго" Орест Логунов считает, что предложенная схема роста превышает возможности энергетической отрасли, которая находится в состоянии глубокого кризиса. По его словам, для угля нет альтернатив, кроме железнодорожных перевозок.
"Поэтому предложенный рост тарифа является критичным не только для ДТЭК, но и для всей цепочки тепловой генерации, которая переживает глубокий кризис", - отметил он.
В ДТЭК подчеркивают, что украинские ТЭС уже работают с отрицательной рентабельностью - за 9 месяцев текущего года -10,2%.
"При росте железнодорожного тарифа убытки ТЭС возрастут, усилится дефицит оборотных средств - а это проблемы с операционной деятельностью, обслуживаем оборудования, зарплатами, ремонтами. Ухудшение финансовой ситуации тепловой генерации негативно скажется на угольной отрасли. С ростом убытков ТЭС долг генерации перед шахтерами увеличится, что может негативно сказаться на работоспособности шахт", - заявил Логунов.
По подсчетам "ДТЭК Энерго", рост железнодорожного тарифа приведет к увеличению стоимости перевозки 1 тонны угля на 30 грн.
Вместе с тем, в Мининфраструктуры с доводами промышленности и энергетиков категорически не согласны.
"Когда говорят, что из-за повышения тарифов теплогенерация будет убыточной, остановятся шахты и остановятся рудники, это просто провокационная ложь. Это неправда", - заявил в ходе круглого стола 22 декабря министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
К примеру, по подсчетам Евгения Кравцова, доля транспортной составляющей в структуре себестоимости железорудных окатышей после двукратного повышения тарифов составит около 8%. Сейчас, по его данным, она находится на уровне 6,5%.
В то же время бизнес не верит, что "Укрзализныця" направит дополнительные доходы на модернизацию и обновление своей инфраструктуры. Орест Логунов напомнил, что с 2013 по 2015 год тариф на железнодорожные грузоперевозки повышался трижды.
"При этом в 2015 году не было реализовано ни одной крупной инвестиционной программы за счет средств "Укрзализныци". Нет уверенности, что очередное ощутимое повышение тарифов на ж/д перевозки гарантирует решение первоочередных задач по обеспечению бесперебойных железнодорожных поставок", - заявил он.
С ним согласился и Сергей Беленький. "С 1 февраля УЗ уже повысила тариф на 30%. Уверен, что существенных инвестпрограмм, которые были реализованы за период с февраля по сегодня, вы не найдете. Там могут быть какие-то единичные случаи по вагонам и все. То есть они получили дополнительно 9 млрд гривен дохода и благополучно их проели. Сейчас увеличат еще раз. Ничего кардинальным образом не изменится, качество услуг не улучшится, состояние основных средств тоже не улучшится. Просто у них будет больше дохода", - заявил он.
Орест Логунов считает, что нельзя решать вопрос повышения доходности УЗ исключительно за счет повышения тарифов, тем более в нынешней ситуации.
"В противном случае, это увеличивает нагрузку на бизнес и крайне отрицательно скажется на экономике страны", - прогнозирует он.