ua en ru

Минюст: Президент Украины назначал судей незаконно

Автор: RBC.UA
Судьи административных судов, назначенные после 16 мая с.г. находятся на своих должностях незаконно, а их действия на этих должностях противоречат Конституции Украины (в частности, ч.2 ст.19) и законам Украины. Об этом идет речь в юридическом выводе Министерства юстиции, предоставленном Кабинету министров Украины на соответствующий запрос относительно решения Конституционного суда о неконституционности положения ч.5 ст.20 Закона Украины "О судоустройстве Украины". В соответствии с указанной нормой этого закона, председатели судов, их заместители и судьи назначаются на должности и освобождаются от них Президентом Украины. Отмеченое положение закона, признанное неконституционным, потеряло действие со дня принятия КС указанного решения, сообщает пресс-служба Минюста.

Судьи административных судов, назначенные после 16 мая с.г. находятся на своих должностях незаконно, а их действия на этих должностях противоречат Конституции Украины (в частности, ч.2 ст.19) и законам Украины. Об этом идет речь в юридическом выводе Министерства юстиции, предоставленном Кабинету министров Украины на соответствующий запрос относительно решения Конституционного суда о неконституционности положения ч.5 ст.20 Закона Украины "О судоустройстве Украины". В соответствии с указанной нормой этого закона, председатели судов, их заместители и судьи назначаются на должности и освобождаются от них Президентом Украины. Отмеченое положение закона, признанное неконституционным, потеряло действие со дня принятия КС указанного решения, сообщает пресс-служба Минюста. Таким образом, согласно юрвыводу Минюста и решением КС, незаконными признаны действия 23 судей судов общей юрисдикции, 2 – хозяйственных судов, 2 – апелляционных и 15 судей административных судов, в том числе 4 председателей админсудов (в Волынской, Тернопольской, Хмельницкой и Черкасской областях), заместителя председателя Харьковского апелляционного административного суда и заместителя председателя и первого заместителя председателя Днепропетровского апелляционного административного суда, которых президент В.Ющенко назначил на эти должности 21 мая с.г. Еще ранее, 16 мая, глава государства подписал указ "О количественном составе судей административных судов", которым постановил состав Высшего административного суда Украины увеличить на 32 судей, а штат местных административных и местных апелляционных административных судов увеличить на 743 судей. В указе от 16 мая также указано на сколько судей больше должно стать в каждой из областей Украины. Напомним, 23 мая с.г. КСУ по представлению Высшего совета юстиции относительного официального толковании положения ч. 5 ст. 20 закона о судоустройстве (об освобождении судьи от административной должности) принял решение о неконституционности этой нормы. В решении также указывалось, что положение о праве президента назначать судей признается неконституционным и теряет свою силу со дня принятия решения КСУ, то есть с 16 мая. Такой разрыв во времени между вынесением решения и его обнародованием в Конституционном суде объяснили отсутствием под документом подписей двух судей. Тогда же судья-докладчик Павел Ткачук заявил, что это решение касается лишь судей общей юрисдикции. То есть, за президентом остается право назначать судей КС. 4 июня с.г. Президент Украины Виктор Ющенко направил в КСУ письмо, в котором отметил, что решение Конституционного суда относительно ч. 5 ст. 20 закона о судоустройстве было принято с нарушением закона и Регламента КСУ, поскольку в судебных заседаниях принимало участие освобожденное от должности судьи КСУ лицо – при отсутствии любых решений судов о возобновлении ее на должности. Таким образом, голосование, принятие и обнародование решения КСУ происходило "на фоне нарушения закона и Регламента Суда", говорится в письме В.Ющенко к КСУ. Ранее, заместитель главы Секретариата президента Украины Игорь Пукшин заявлял, что решение Конституционного суда от 16 мая не будет иметь юридических последствий, так как под судебным постановлением стояли подписи судей Сюзанны Станик, Валерия Пшеничного и Владимира Иващенко, статус которых на то время был неопределенным, поскольку президентским указом они были освобождены от должностей судей КСУ и продолжались судебные разбирательства относительно возобновления их на должностях. Таким образом решение КС с точки зрение криминального права являлось неправосудным, отмечал И.Пукшин. Между тем, 15 июня с.г. Верховная Рада Украины приняла закон "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве Украины" относительно назначения судей на административные должности (регистрационный номер 3586). Согласно с этим законом, до вступления в силу Закона Украины о внесении изменений в законы Украины о судоустройстве и статусе судей целесообразно временно внедрить порядок назначения судей на административные должности и освобождения от административных должностей, который предложен в данном законе. В законе также предложено заместителя председателя суда (кроме председателя Верховного Суда и зампредседателя Верховного Суда) назначать на должность сроком на 5 лет из числа судей соответствующего суда и освобождать от должности решением Высшего совета юстиции на основании рекомендаций Совета судей Украины (а относительно специализированных судов - соответствующим советом судей), председателя Верховного Суда (а относительно специализированных судов - председателя соответствующего высшего специализированного суда), собраний судей соответствующих судов, члена Высшего совета юстиции. Президент В.Ющенко данный закон не подписал, ведь документ был принят нелегитимной ВР в период после 2 июня, когда истек срок полномочий парламента. Напомним, после договоренности между президентом, премьер-министром и председателем ВР от 27 мая с.г. о назначении досрочных парламентских выборов на 30 сентября, В.Ющенко для принятия законов об обеспечении этих выборов приостановил действие своего указа о роспуске парламента и ВР работала в полном составе из 29 мая по 1 июня включительно. В свою очередь, в Высшем совете юстиции сообщили, что не назначают судей на административные должности, так как соответствующий закон не вступил в силу.