Мининфраструктуры намерено собрать все аэродромы Украины в единое госпредприятие
Министерство инфраструктуры Украины вернулось к идее создания государственного предприятия, которое объединит все аэродромы страны. Эксперты считают, что тема не очень своевременна и может сработать только после окончания кризиса в авиаотрасли.
Инициатива старого Кабмина снова в работе
В 2013 году Кабмин Николая Азарова принял концепцию программы развития аэропортов до 2023 года. В соответствии с этим распоряжением, Мининфраструктуры должно разработать и подать на утверждение правительству программу объединения аэродромов в единое госпредприятие.
После годичного перерыва в министерстве вернулись к реализации этого поручения. По словам и.о. начальника отдела авиаперевозок Мининфраструктуры Андрея Ярмака, эта инициатива будет заложена в программу развития украинских аэропортов.
Если этот документ будет принят, в единое госпредприятие войдут все аэродромы (летное поле с комплексом управления воздушным движением), в том числе - находящиеся в коммунальной собственности. Госпредприятие будет подчиняться Мининфраструктуры.
"Сделано это будет для того, чтобы более эффективно управлять аэродромами, оптимизировать бизнес-процессы, реализовывать инвестиционные проекты, ведь многие из них были построены еще в 60-70 годах", - отметил Андрей Ярмак.
Также, по его словам, программой предусмотрено развитие механизма государственно-частного партнерства (ГЧП): бизнес будет инвестировать в строительство терминальных комплексов, а государство в строительство или модернизацию аэродромов.
"Аэродромы - это стратегически важные активы государства, которые не могут быть переданы в частную собственность, - пояснил Андрей Ярмак. - Частному бизнесу не интересно инвестировать в аэродромы. Срок окупаемости инвестиций занимает 20-30 лет".
Чиновник добавил, что после модернизации инфраструктуры аэропортов планируется создание управляющих компаний, которые будут ими управлять.
Включить сразу все аэродромы в одно госпредприятие будет непросто, уверен Андрей Ярмак. Поэтому процесс включения в госпредприятие будет идти постепенно - по мере прохождения всей юридической процедуры перевода имущества. В госпредприятие, в первую очередь, должны быть включены стратегически важные аэродромы, добавил чиновник Мининфраструктуры.
Кроме того, в программе по развитию аэропортов будет предусмотрена возможность включения аэродромов, которые сейчас находятся в зоне конфликтов - после урегулирования сложившейся ситуации.
И снова Евро-2012
Согласно изначальному проекту, первыми в будущее госпредприятие должны были войти основные аэродромы, в том числе, - модернизированные перед Евро-2012, сообщил РБК-Украина экс-начальник отдела авиатранспорта Мининфраструктуры Валентин Згурский. Он в 2013 г. принимал участие в разработке концепции развития аэропортов и идеи создания единого госпредприятия.
"Средства были вложены, к примеру, в киевские "Жуляны" (300 млн грн), в аэродром Харькова (1,4 млрд грн), но никто так и не приступил в внедрению механизма их возврата", - сказал Валентин Згурский.
Он добавил, что перед вложением инвестиций под Евро-2012 правительство Николая Азарова подписало с облгосадминистрациями меморандум, согласно которому аэродромы будут переданы в госсобственность. "Аэродром "Жулян" и харьковский аэропорт сейчас находятся в коммунальной собственности", - уточнил Згурский.
Планировалось, что новое госпредприятие выступит заказчиком модернизации аэропортов Запорожья, Одессы, Днепропетровска, пояснил экс-чиновник Мининфраструктуры. "Для этого планировалось привлекать кредиты, разрабатывать инвестиционные проекты", - сказал Валентин Згурский.
Будет актуально после кризиса
Но проект создания госпредприятия был актуален год-два назад, но не сейчас, уточнил Згурский.
"В условиях кризиса авиарынка нет смысла создавать такое госпредприятие, чтобы собирать ренту за использование аэродромов, - считает он. - По этой же причине нет нужды и в разделении двух государственных аэропортовых комплексов, "Борисполя" и "Львова", отдельно на терминалы и аэродромы. Зарабатываемых денег аэропортам едва хватаем на операционную работу, но точно не на отдачу инвестиций".
Со Згурским согласен экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава. "Должен быть озвучен ожидаемый результат от внедрения (реформы). Для такого проекта должны готовиться обоснования с прогнозом денежных потоков на 10 лет и источниками его финансирования", - сказал РБК-Украина Александр Кава, выразив опасение, что данный проект может не иметь экономического обоснования.
Эксперт авиарынка Сергей Кадученко тоже скептически настроен по отношению к планам создания единого госпредприятия по аэродромам. "Я не совсем понимаю, как создание единого госпредприятия практически может помочь развитию аэродромного хозяйства. Если речь об установлении сертификационных требований к аэродромам и контролю их исполнения, то этими вопросами уже много лет занимается одно из подразделений Госавиаслужбы. Если речь о практических мероприятиях по строительству, переоборудованию, поддержанию работоспособности аэродромов, то за них отвечают директора соответствующих аэропортов", - сказал эксперт.
Если же речь о привлечении инвестиций для строительства аэродромов, которые при этом останутся в госсобственности, то Мининфраструктуры может установить обязательные требования к инвесторам или концессионерам, полагает Сергей Кадученко.
"Создание особого госпредприятия, управляющего аэродромами, наводит только на одну мысль - ожидается бюджетное финансирование этого вида деятельности, и на распределение бюджетных потоков необходимо посадить своего человека", - подчеркнул эксперт.
Впрочем, Валентин Згурский считает, что не стоит полностью отбрасывать идею создания подобного госпредприятия.
"В ближайшие годы кризис на авиарынке пройдет, государство сможет вернуться к идее возврата инвестиций в уже модернизованные аэропорты и привлечение средств в модернизацию других. Поэтому бюрократическую работу по созданию механизма функционирования ГП стоит продолжать", - резюмировал Валентин Згурский.