В первой части интервью заместитель председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА) Михаил Кучук рассказал РБК-Украина о земельных делах в Киеве. Во второй части нашей беседы речь шла о масштабных проектах реконструкции в столице.
РБК-Украина: Давайте поговорим о масштабных проектах реконструкции, которые в настоящий момент реализуются в Киеве. Расскажите об архитектурных решениях транспортной развязки на Почтовой площади. Когда будет доработан окончательный проект?
Михаил Кучук: У нас были два технически альтернативных проекта. Я с технической частью каждого из них детально ознакомился.
Один проект - это проект старой советской школы, второй проект - инновационный. Детально ознакомившись с двумя, могу сказать, что советский проект - это советский проект.
А инновационный проект, к сожалению, нереален к выполнению из-за кольца на Владимирской горе, из-за разницы в показателях высоты, из-за того, что нужно будет резать часть Владимирской горы, там много проблем, а важнее то, что он должен был быть достаточно дешевым, но оказался дороже альтернативного. Старая советская школа не всегда плохая, там действительно учили хороших специалистов. И они сделали хороший проект.
Читайте также: Реконструкция Почтовой площади: памятник советским воинам демонтирован на Подоле (фото)
Что же касается архитектурной части проекта, то этим занимается наше управление архитектуры, которое должно учитывать нынешнее видение, применить к старым конструкторским методам новую архитектуру. Вы видели проект и видели, что люди с ул. Сагайдачного смогут спокойно подойти к Набережной, мы пустили автомобили снизу на разных уровнях. Мы считаем, что проект будет достаточно серьезно отработан технически и в то же время будет красивым и современным.
РБК-Украина: Кстати, о Подоле. Там находится Гостиный двор, который оказался в центре общественной дискуссии. Недавно, Александр Попов сказал, что уже проходит реконструкция Гостиного двора. Расскажите детальнее о проекте.
Михаил Кучук: Гостиный двор - это один из немногих объектов, где общественные организации занимаются рейдерством. Это мое мнение, как специалиста.
Почему? Потому, что я не могу понять, что может не нравиться в проекте реконструкции Гостеприимного двора. Я был на прямом эфире и говорил с противниками этой реконструкции. Они говорят "плохо, потому что плохо". Они спрашивают, почему там будут магазины, почему не государство выделило деньги на эту реконструкцию, почему город не выделил деньги на эту реконструкцию.
Я им объясняю, что городу нужно сдать 10 детских садиков, 15 школ, чтобы дети не стояли в очередях на детские садики, чтобы не ходили в школы через 8 кварталов и 5 дорог. Я им об этом рассказываю, а они мне: "Вы нам это не рассказывайте, а скажите, почему вы не даете деньги на реконструкцию". Я не понимаю, что в самом проекте может не нравиться.
Здание станет общественным, в дом сможет зайти каждый желающий без копейки в кармане и целый день по нему гулять, получать удовольствие от красоты дома, красоты площади. Это пример многих городов мира, в том числе - Кракова, Варшавы, Праги.
Кроме того, этот дом в действительности не имеет ничего общего с историей, потому что когда строили метро, то его снесли и построили такой же из красного кирпича. Даже исторические дома приводят в порядок и делают из них пассажи, по которых можно прогуляться, а здесь - они сами не знают, против чего они выступают.
Проект действительно хороший, его делал депутат Киевсовета и достаточно неплохой архитектор Андрей Миргородский. Проект прошел нашу архитектурную секцию, кроме того, его рассмотрели на совете в Министерстве регионального развития, смотрело Министерство культуры, все смотрели!
Все специалисты говорят, что проект достоин того, чтобы его реализовать. Ни копейки бюджетных средств там не будет. Проект реализуют за средства предприятия "Укрреставрация", которое его арендовало в течение последних 20 лет. Это предприятие там находится, перестраивало этот дом десятки раз, там понабивали фанерных перегородок, устроили себе там какие-то кабинеты, там уже было все, что угодно.
"Гадюшник", который там был, никого не волновал, но когда эта же "Укрреставрация" хочет внести деньги и сделать из него пассаж - то это проблема. Так там будут магазины, там будут кафе, галереи, но это же делается для людей, а не для того, чтобы там закрыться и сидеть в офисе. Если бы мне сказали, что это офисный центр, то я бы сказал: "Но почему? Это же неправильно".
Читайте также: Киевский Гостиный двор: История первого торгового центра Киева (фото)
РБК-Украина: Хорошо, может из-за того, что Гостиный двор перестраивали, он и не является аутентичной исторической памяткой, но такой достопримечательностью точно является центральный гастроном, который находится по адресу Хрещатик 40. Недавно Александр Попов остановил его реконструкцию.
Михаил Кучук: Это совсем разные вещи. В Гостином дворе существенно ничего не изменяется, ему просто делают крышу, чтобы его не заливало, меняют фундаменты и делают его общественным местом.
На Хрещатике речь идет о разрушении двухэтажного дома и строительстве восьмиэтажки, причем шесть этажей хотят сделать в стекле. И Александр Павлович, и я, и остальные наши работники категорически против.
РБК-Украина: Александр Попов говорил, что в проекте будет найден определенный компромисс. В чем он будет заключаться?
Михаил Кучук: Не знаю. Я к таким компромиссам не готов. Я не знаю, о чем говорил Александр Павлович, но мы еще посоветуемся. Я считаю, что там должен остаться тот дом, который есть сейчас, в таком же виде, может с какой-то мансардой. В любом случае, это мое личное мнение.
Это рассматривалось на архитектурном совете 4-5 лет назад. Все решения, которые были приняты, были приняты старой властью и были поставлены там какие-то печати, потому мы будем с этим бороться, и просить Минрегион и ГАСК не выдавать по старой документации никаких разрешений.
РБК-Украина: Может ли там смениться инвестор?
Михаил Кучук: Я не знаю инвестора. Я их не видел ни разу, ко мне эта компания ни разу не приходила, они обходят городскую власть, они знают позицию городской власти и ищут возможность обойти нас.
РБК-Украина: А как относительно реконструкции Андреевского спуска?
Михаил Кучук: А вам сегодня он нравится?
РБК-Украина: Мне не нравятся эти громадные баннеры на домах.
Михаил Кучук: Они мне тоже не нравятся. Мы провели первый этап реконструкции, полностью поменяли все сети, сменили мостовую. Мы сделали такой спуск, по которому не стыдно пройтись.
Я не коренной киевлянин. До того, как приехать в Киев на работу, я никогда не был на Андреевском спуске. И когда я увидел, что такое Андреевский спуск, то мне стало стыдно - там невозможно было пройти, можно было сломать ногу, все дома уничтожены, обтрепаны, покинуты, и являются складами продавцов бижутерии и картин.
Читайте также: В Киеве после реконструкции открылся Андреевский спуск (фото)
Теперь мы хотим, дома, которые сегодня затянуты баннерами, довести до ума, а то каким образом мы будем доводить их до ума, это решат специалисты. Эти дома должны получить вторую жизнь в том виде, в которой они есть сегодня, и тогда - это останется Андреевским спуском.
Но, что нужно сделать, чтобы этот дом в таком виде отстроить, восстановить или реконструировать, то это уже решат специалисты, которые будут делать документацию. Если специалисты выучат фундаменты и скажут, что фундаменты хорошие, и можно на этих фундаментах частично разобрав стены, отстроить этот дом, то будем делать так.
Если скажут, что состояние фундаментов неудовлетворительное, то будем думать, как эти фундаменты укрепить. Если укрепить фундаменты будет невозможно, то возможно можно будет часть разобрать и отстроить.
Но этот путь нам пока неизвестен, потому что в настоящий момент мы занимаемся документацией. Мы этим займемся в апреле - мае следующего года. Мы не хотим на Андреевском спуске ничего строить, там ничего строить нельзя, там можно только, что-то отстроить из того, что там есть.
РБК-Украина: Что еще кроме названных объектов планируется к реконструкции в ближайшее время?
Михаил Кучук: Моя позиция, как руководителя архитектурно строительного сектора, что в таком старом городе, как Киев не должно быть строительства в центре города. Возможна лишь реконструкция с достройкой или надстройкой, но реконструкция. Мы имеем примеры Парижа, Варшавы, Праги.
Внешний вид нашего города - это не стоячие "зубочистки", и я считаю, что это неправильно. Со мной многие могут не согласиться и не соглашаются. Но мое видение таково, что строить в центре города новые высотные дома, рассказывая при этом, что 10 новых этажей будут под стеклом - это неправильно. Именно из-за этого в нашем городе автомобильный коллапс, и проблемы архитектуры и все другие проблемы.
Когда мы говорим о реконструкции, то речь идет о домах, которые уже построены, которые кому-то принадлежат. Это могут быть частные фирмы, отдельные люди или государственные структуры. Следовательно, мы сами на процесс реконструкции влиять не можем, мы можем влиять только через запрет и ограничения в строительстве. Что же касается наших объектов, которые мы можем построить, то опять же мы категорически против того, чтобы застраивать в Киеве свободные земельные участки.
РБК-Украина: Кстати, хочу спросить об объекте на строительство которого Вы могли бы повлиять - "Днепровские башни". В прошлом году говорилось о том, что они перейдут на баланс города и будут достроены. Премьер дал соответствующее распоряжение, чтобы на экспертизу зданий было выделено 7 млн грн. Почему с того времени дело не сдвинуло с места?
Михаил Кучук: Министерство внутренних дел, которому принадлежат дома, насколько я знаю, эти деньги не получило. Мы сказали, что если нам эти дома передадут, то мы готовы выступить заказчиком и эти дома достроить.
РБК-Украина: И на какой стадии в настоящий момент строительство?
Михаил Кучук: Да ни на какой. МВД так и не передало нам функцию заказчика, потому что нужно проводить экспертизу, нужно определять свободные площади. У нас нет доступа к этим домам, они находятся на нашей территории, но земля отведена МВД, которое занималось строительством и распределением жилых площадей.
В настоящий момент мы занимаемся проблемой еще одного недостроя, речь идет о домах на ул. Сосниных. Там квартир ожидают около 500 семей. Целый год мы занимались тем, что отбивались от разных рейдеров и наконец приняли решение, отвели этот земельный участок нашему коммунальному предприятию, потому что, согласно закону, мы не можем начинать работы, пока земля не будет нашей.
В настоящий момент мы готовим распоряжение о начале работ, скорее всего будем вынуждены дополнительно ассигновать деньги из городского бюджета, потому что виновных там уже не найти. Там они судятся, потому что квартиры продавали 17 компаний и в том, что там были мошеннические действия, сомнения нет, но, к сожалению, у нас никто за это не отвечает. Если уже нашли виновных, то пусть они компенсируют потери городу или людям, но правоохранительные органы и суды не могут найти виновных.
РБК-Украина: Перед Евро-2012 много говорили о строительстве перехватывающих паркингов. В мае в КГГА заверяли, что их построят и обещали для того отвести земельные участки на окраинах города на ближайшей сессии Киевсовета. Но с того времени ничего не сделано. Почему?
Михаил Кучук: К сожалению, экономическая ситуация в государстве не позволяет найти инвестора на эти объекты. Все дело только в этом.
Я большой сторонник строительства паркингов, потому что считаю, что сегодня непостроенный паркинг - это то, что в будущем мы не сможем жить в городе. Количество автомобилей с каждым годом растет, и в будущем мы не сможем даже проехать, может произойти коллапс.
К сожалению, инвесторы не хотят инвестировать деньги в те паркинги, где мы можем выделить землю. Они хотят строить паркинги в центре города и строить их открытым способом.
Кроме экономической составляющей, еще и законодательная. Есть еще работа ГАИ, потому что на Левом берегу у нас около 3 тыс. мест доступно в паркингах наших коммунальных предприятий, которые не могут их ни продать, ни загнать туда автомобили. Поэтому их просто оставляют в зеленых зонах, и нет законодательства, которое бы заставило человека поставить свое авто на паркинг.
РБК-Украина: Благодаря инвесторам в 2013 г. обещали запустить метро "Львивська брама".
Михаил Кучук: Есть такой проект и у него есть инвестор. В настоящий момент еще не утверждена конечная документация. Работы еще не начались, это планируется сделать в следующем году и запустить станцию через полтора - два года после начала работ. Вся проблема в деньгах.
РБК-Украина: Есть еще две станции метро, которые планировалось открыть в ноябре этого года. Успеете ли?
Михаил Кучук: Мы в этом году сдаем две станции метро - "Ипподром" и "Теремки". Это может быть не ноябрь, а декабрь. Строителям никогда не хватает немного времени, но до конца года мы планируем эти две станции сдать. С нынешними темпами работы являются надеждами, что мы это сделаем.
РБК-Украина: А как идут дела с запуском скоростного трамвая на Троещину? На последней сессии Киевсовета на него выделили 100 млн грн.
Михаил Кучук: Мы планировали закончить его в августе. Там сложная работа и сложные технические моменты с которыми мы встретились и 10 дней потратили на принятие решение.
В Украине в последнее время не было таких работ, что нужно было трамваем выскочить на эстакаду по криволинейному пути и прямо подойти к скоростной электричке. На этой криволинейной проектанты заложили такой рельс, который в Украине не выпускают. А завод в России не хочет делать 80 тонн, а хочет 800 тонн. Хотели купить в Чехии, но там он не сертифицирован.
Есть технические проблемы, из-за которых это строительство затянулось. Кроме того, не совсем хорошо с финансированием. В сумму, которую Киевсовет выделил, входят и достройка станции, и 1,2 км новой дороги туда и обратно, и переложение сетей, и новая платформа и 250 метров эстакады.
РБК-Украина: Так когда завершите работы?
Михаил Кучук: Сдадим в начале октября.
РБК-Україна: Что в этом году было сделано в рамках строительства метро на Троещину?
Михаил Кучук: Мы приступаем к работам, начали проектирование. Эти работы связаны также с достройкой Подольского мостового перехода. Подольский мостовой переход - это, к сожалению, отсутствие финансов.
Премьер (Николай Азаров) сказал: "Стройте". Мы пытаемся строить, но правительство не успевает с финансированием, но мы стараемся - и поручение правительства выполняем. В октябре будем поднимать две последних арки на мостовой переход, в настоящий момент ведем работы в сторону Подола.
Но мы должны съехать с моста, а, чтобы съехать с этого моста, нужно построить первую станцию метро на Троещину, она называется "Радужная". Чтобы ее построить с учетом того, что метро пойдет на ул. Маяковского, а не на ул. Бальзака, нужно ее перепроектировать. И мы в настоящий момент этим занимаемся.
РБК-Украина: Премьер говорил о еще нескольких транспортных проектах в Киеве.
Михаил Кучук: Мы в настоящий момент прокладываем дорогу с Дарницкого мостового перехода на Харьковское шоссе. Эту работу мы завершим в начале октября.
Мы также сделали две полосы на просп. Григоренко. Для эксплуатации города нужны очень большие деньги, их не выделяли много-много лет, не выделяла советская власть в необходимом количестве, не выделялись в постсоветские времена, а когда работала "молодая команда Черновецкого", то вообще ничего не выделялось.
Город отстал по инфраструктуре на 15-20 лет и в связи с таким огромным отставанием мы сегодня не можем за один день найти все необходимые деньги.
Читайте также: Стоимость строительства авторазвязки на Ленинградской площади в Киеве составляет свыше 700 млн грн
РБК-Украина: Но и глава КГГА, и премьер рассказывают о строительстве многих проектов. А вы говорите, об отсутствии финансирования . За какие средства все эти проекты будут строить?
Михаил Кучук: Я говорю только о тех проектах, на которые есть деньги, потому я говорю немножко меньше, а премьер - немножко больше.
У премьера планы связаны с целой страной, и он знает, где взять эти 1,5 млрд грн на достройку Подольского мостового перехода. Я не знаю, потому я не могу сказать, когда мы его достроим. Премьер знают больше меня.
РБК-Украина: Расскажите о дальнейшем развитии транспортных путей Киева.
Михаил Кучук: Мы хотим в настоящий момент сформировать план на следующий год. Мы хотим делать Ленинградскую площадь, продолжать Кольцевую дорогу, расширять просп. 40-летия Октября, сделать вторую развязку на просп. Науки и Столичное шоссе. Мы все это хотим, но не знаем, сколько денег нам выделят.
Беседовала Татьяна Шпайхер