ua en ru

металлоискатели стали причиной нового арабо-израильского конфликта

металлоискатели стали причиной нового арабо-израильского конфликта Решение израильтян ограничить доступ верующих к главным иерусалимским мечетям привело к гневной реакции Палестины (Фото: Haam.org)

Уже две недели продолжается конфликт вокруг Храмовой горы в Иерусалиме. Двое полицейских были расстреляны из оружия, которое, как полагает следствие, было спрятано на Храмовой горе. После этого было принято решение ограничить доступ верующих к главным иерусалимским мечетям. По стране прокатилась волна демонстраций, порой переходящих в столкновения с полицией. Подробности конфликта – в материале РБК-Украина.

14 июля двое израильских полицейских были расстреляны в самом центре Иерусалима. Следствие посчитало, что убийцами полицейских были арабы, заранее спрятавшие оружие на Храмовой горе.

В древности здесь стояли Первый и Второй иерусалимские храмы. Останки последнего, известные как Стена плача, - ныне главная иудейская святыня. На самой горе вот уже много столетий стоят святыни мусульманские - мечети Аль-Акса и Купол скалы. Для палестинцев эти мечети имеют не только религиозное, но и политическое значение. Построенные в 7-8 веках, во времена молниеносной экспансии мусульман в первые столетия становления религии, Аль-Акса и Купол скалы — символы исламского Иерусалима, растиражированные в символике огромного числа самых разных движений и организаций, включая, например, "Хамас" и "Исламский джихад".

Понять, что значат эти святыни для палестинцев, можно из истории второй интифады - масштабного антиизраильского восстания, вспыхнувшего в 2000 году. Поводом для восстания, продлившегося четыре с половиной года и унесшего жизни нескольких тысяч человек, стал визит кандидата в президенты Израиля Ариэля Шарона на Храмовую гору. Его восхождение к мусульманским святыням и сделанное в ходе визита заявление о том, что гора была и остается под полным контролем Израиля, в мусульманском мире восприняли как оскорбление.

Поэтому вполне ожидаемо решение израильтян ограничить доступ верующих к главным иерусалимским мечетям после теракта 14 июля, привело к гневной реакции Палестины. Недовольство вызвал запрет на посещение святых мест для мужчин младше 50 лет и решение установить на подходах к Храмовой горе рамки металлоискателей для того, чтобы не допустить повторения расстрела полицейских. Введя такие ограничения, израильтяне продемонстрировали, что они не готовы считаться с мнением палестинской стороны, выступающей резко против появления таких рамок, и не намерены делиться властью с Палестинской национальной администрацией, считающей Иерусалим своей столицей.

По стране прокатилась волна демонстраций, порой переходящих в столкновения с полицией. Отмечен и ряд нападений на дома еврейских поселенцев на Западном берегу Иордана. Не обошлось, к сожалению, без новых смертей.

Отреагировали на действия Израиля и в странах региона. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган даже призвал мусульман дать отпор израильским властям.

- Я обращаюсь ко всем мусульманам. Каждый, у кого есть такая возможность, должен посетить Иерусалим, мечеть Аль-Акса. Давайте же все вместе защитим Иерусалим, - заявил он, добавив позднее, что Иерусалим должен стать столицей только Палестины, а Израилю стоит перенести административный центр в Тель-Авив.

Корень проблемы Храмовой горы — одновременно и политический, и религиозный. ООН не признает суверенитет Израиля над значительной территорией Иерусалима, который официально является столицей еврейского государства. Палестинцы тоже считают древний город столицей своей, пускай и все еще находящейся в процессе становления, страны.

Религиозная составляющая не менее остра. Иудеи верят, что Храмовая гора остается ближайшим к всевышнему местом на земле даже после разрушения Иерусалимского храма римлянами в начале новой эры. Более того, ряд религиозных организаций выступает за восстановление Храма как материального символа божественного присутствия и завета, заключенного богом с иудееями.

Опросы общественного мнения показывают, что примерно половина израильтян хотела бы воссоздания храма на прежнем месте. То есть там, где стоит третья по важности святыня ислама после Мекки и Медины — мечеть Купол скалы, возведенная, как верят мусульмане, на месте чудесного вознесения пророка Мохаммеда на небеса. Палестинцы всерьез опасаются, что Израиль планирует снос мечетей и восстановление на их месте утраченного храма. Поэтому любые действия властей вблизи святынь всегда вызывают резкий протест арабской улицы.

История с рамками металлоискателя, почти сразу же обернувшаяся кровопролитием - лишнее тому подтверждение. Совет безопасности ООН даже собрался на экстренное заседание после того, как стало известно о планах Израиля поставить эти самые рамки на Храмовой горе.

- События, происходящие на территории площадью в пару сотню квадратных метров, могут затронуть миллионы, если не миллиарды людей по всему свету, - объяснил необходимость срочного созыва совбеза специальный представитель ООН по Ближнему Востоку Николай Младенов.

После смертей среди палестинских демонстрантов и еврейских поселенцев, массовых акций протеста и тревожных окриков из совбеза ООН, израильский Кабмин передумал ставить рамки. Вместо них решено было установить у Храмовой горы сложный комплекс аппаратуры безопасности, способной издалека обнаружить в толпе людей потенциального террориста.

Но было поздно. Простоявшие буквально пару дней ворота безопасности умудрились ухудшить и без того непростые отношения между Израилем и Палестинской администрацией. Последняя объявила бойкот израильским чиновникам и отказалась от любого диалога. Бойкот не был прекращен даже после демонтажа металлоискателей. Чиновники и муфтии требуют от Израиля отказаться от введения любых мер безопасности на Храмовой горе.

Однако израильтяне опасаются, что отказ от контроля за людьми в священном месте сделает Храмовую гору доступной лишь для мусульман — иудеи там могут оказаться в опасности. Поэтому отказаться от идеи контроля над посетителями святынь Израиль не спешит. В результате, палестино-израильские отношения вновь оказались в тупике. Уже не первом и даже не десятом со времени основания еврейского государства.