ua en ru

Мэр Украинки Павел Козырев: "Первое, с чего мы начали, провели мусорную революцию"

Мэр Украинки Павел Козырев: "Первое, с чего мы начали, провели мусорную революцию" Мэр Украинки Павел Козырев: "Первое, с чего мы начали, провели мусорную революцию"
Автор: RBC.UA
Интервью мэра Украинки Павла Козырева было записано за пару дней до выборов в Верховную Раду. Поскольку Козырев баллотировался как самовыдвиженец по 94 округу, было решено придержать этот текст до окончания избирательной кампании. В интервью РБК-Украина мэр города-спутника Киева рассказал, почему он против модели развития столичного региона путем агломерации, какова ситуация в Украинке с генпланом, какой он видит децентрализацию, а также - насколько быстро изменяется общественное мнение.

Интервью мэра Украинки Павла Козырева было записано за пару дней до выборов в Верховную Раду. Поскольку Козырев баллотировался как самовыдвиженец по 94 округу, было решено придержать этот текст до окончания избирательной кампании.

В интервью РБК-Украина мэр города-спутника Киева рассказал, почему он против модели развития столичного региона путем агломерации, какова ситуация в Украинке с генпланом, какой он видит децентрализацию, а также - насколько быстро изменяется общественное мнение.

РБК-Украина: Украинку, город-сателлит Киева, называют государством в государстве. Поговаривают, что даже во времена более жесткого прессинга из центра, никто из центральных властей не смел диктовать условия городскому руководству Украинки. Это правда?

Павел Козырев: Да, мы не очень гибкие позвоночные (смеется). У нас действительно специфическая община. И тому есть несколько причин.

Город начали строить около 50 лет назад. Приехала молодежь со всего СССР. Люди строили город сами и для себя. Это многое объясняет.

Кроме того, надо учитывать и социальный состав населения. Город создавали инженеры - люди с высоким уровнем культуры, образования (Украинка - город энергетиков). Все это стало именно той базой, на основании которой удалось выстроить жизнеспособную местную общину.

Правда, есть и обратная сторона: молодежь, которая стояла у истоков города, одномоментно стареет. У нас больше пожилых людей, чем в других городах. Еще и потому, что те, кто состоялся в Киеве, нередко перевозят в Украинку пожилых родителей.

РБК-Украина: На чем вы строили жизнеспособную общину?

Павел Козырев:12 лет назад у нас была ужасная ситуация в городе: Украинка утопала в мусоре, жилой фонд находился на балансе электростанции (Трипольская ТЭЦ является градообразующим предприятием Украинки, - ред.) и пребывал в плачевном состоянии. Мэрия фактически ничего не решала. Я возглавил местный совет в ноябре 2002 года, а в апреле 2003 года принял жилье на баланс города.

Первое, с чего мы начали, провели мусорную революцию. Заварили все мусоропроводы в городе, поставили контейнеры. Что тут началось... Мусор выбрасывали с балконов, ставили под двери мэрии, даже начался сбор подписей за мою отставку (собрали около 3 тыс. подписей тогда).

Мы это пережили. Люди привыкли складывать мусор в контейнеры. А потом мы пошли еще дальше и ввели раздельный сбор мусора. Еще лет 5-6 назад.

РБК-Украина: Какой урок вы вынесли из той ситуации?

Павел Козырев: Понимаете.... Когда ты помогаешь (а иногда и заставляешь) людям чувствовать себя людьми, это потихоньку меняет их сознание.

Приведу такой пример. Около шести лет назад мэрия Украинки полностью перешла на электронный документооборот. На тот момент даже я не имел навыков работы с компьютером. Но понимал, что буду вынужден его освоить в случае внедрения электронного документооборота. Сопротивление было колоссальное. Ничего. Привыкли. А когда спустя три года у нас в системе случился сбой, и мы были вынуждены в течение нескольких дней работать по старинке, у людей случился шок от того количества бумажек, с которым им пришлось столкнуться. Люди к хорошему привыкают.

Сейчас в стране активно открываются центры предоставления административных услуг, работающие по принципу «единого окна». А в Украинке подобный центр открыли еще около 5 лет назад. Это помещение на первом этаже в мэрии, где работают люди, которые больше всего общаются с жителями города. Большой зал, есть детский уголок, туалет общего пользования.... Этот проекта победил в конкурсе Совета Европы в Украине «Лучшие практики местного самоуправления».

Мы единственный город в Украине районного подчинения, где муниципалитет сертифицирован в соответствии со стандартом качества ISO 9 000. Там достаточно жесткая система контроля. Если ты хочешь его подтверждать, надо сервис улучшать постоянно.

РБК-Украина: Украинка, по сути, является городом спутником столицы. Как Вы относитесь к идее развития столичного региона путем агломерации?

Павел Козырев: А в чем выгода для Украинки? Я понимаю, когда есть ситуация, при которой с одной стороны - крупный мегаполис, а с другой - соседствующие с ним депрессивные местные общины, которые мегаполис «высасывает». Тогда есть смысл создания подобной агломерации. Какой смысл поглощать Киеву Украинку, которая не испытывает проблем, присущих депрессивным городам, и при этом еще и сама имеет проблемы с расширением?!

Нам надо идти иным путем: проводить децентрализацию. Она решит проблему перенаселения городов, проблемы, присущие мегаполисам - социальные конфликты, транспортную проблему, нагрузку на инженерные сети...

РБК-Украина: Какой процент имущества общины инвентаризирован, то есть, четко определены доли и границы владений, определены хозяева и зарегистрированы должным образом?

Павел Козырев: Здесь есть проблемы. Все эти процессы стоят больших денег. Их у города нет. Поэтому Украинка не может сегодня оформить свои документы - землю отвести, проект защитить...

РБК-Украина: Есть ли у Украинки генплан в электронном виде?

Павел Козырев: Есть два проекта генплана. И ни один не утвержден.

Есть несколько конфликтных моментов. Ключевой - строительство окружной дороги вокруг Киева. В соответствии с проектом прямо над нашими пляжами должен быть построен 17-метровый мост с восьмиполосным движением. Естественно, мы против этого. Еще на стадии обсуждения проекта мы предложили альтернативные варианты. Один из них - строительство тоннеля. В Киеве ведь проектируют (в районе Чапаевки, - ред.). Почему нельзя этого сделать в Украинке?

Но наши предложения проигнорировали. Стали готовить проект, ТЭО. На это выделили и уже потратили уйму денег. Кто ж теперь отступит...

РБК-Украина: Но ведь власть поменялась.

Павел Козырев: Да, но почему-то каждая новая власть заражается этой идей - построить окружную дорогу вокруг Киева. И каждый раз нам приходится отстаивать интересы Украинки. Кстати, это одна из причин, почему я решил идти в нардепы, надеюсь, что смогу изменить проект в пользу строительства тоннеля.

РБК-Украина: Правительство активно продвигает в публичной плоскости идею децентрализации. Что может гарантировать наполнение этой реформы реальным смыслом?

Павел Козырев: Основные источники наполнения бюджетов общин и основа для выполнения местными властями своих полномочий, - это подоходный налог и налог на недвижимость. Так это работает во всем цивилизованном мире. Та идея, которую продвигает правительство, предусматривает закрепление за местным бюджетом 60% подоходного налога, уплачиваемого жителями общины, и 100% налога на недвижимость. Под те полномочия, которые нам хотят передать, этого хватит.

Но многое будет зависеть от самой общины, от отдельно взятого ее жителя. Когда у него возникнет осознанное понимание, что налог, который он платит с недвижимости или своего дохода, напрямую влияет на качество дороги возле дома, на озеленение, чистоту, освещенность, он начнет интересоваться, кого он выбирает в депутаты и в мэры.

От лидера общины многое зависит. На самом деле, мэр есть зеркальное отображение общины. Посмотри на мэра, и сразу поймешь, что собой представляет община, чем она живет и дышит. Чего хочет...

РБК-Украина: Финансирование социальной сферы - один из наиболее спорных моментов в реформе децентрализации. Как должны быть выстроены отношения между центром и регионами в этом вопросе?

Павел Козырев: Это самый скользкий момент. Сейчас действует смешанное финансирование. Но фактически проблема переложена на местный совет. Предлагаемая реформа децентрализации меняет подходы. К примеру, сферу образования предлагается на 100% финансировать за счет субвенций из госбюджета. Это, конечно, не решает проблему поиска ресурсов, но, по крайней мере, исключает необоснованное перекладывание ответственности на местный совет.

Что касается медицины, то тут децентрализация должна проводиться в тандеме с реформой здравоохранения. Нижний уровень (семейные амбулатории, скорая помощь) должны остаться на попечении местной общины. А все что выше - уйти на уровень района, области. Но, понимаете, в медицинской сфере все так запущено - здесь надо проводить очень быстрые и радикальные изменения. Изменения, которые очень многим не понравятся. Но я пока не вижу политиков из первого эшелона готовых выйти к людям и сказать об этом.