Пока украинский премьер-министр Владимир Гройсман заявляет о том, что "бизнес надо носить на руках", его подчиненные продолжают втаптывать этот бизнес в грязь. С потребителями в придачу. Так, на табачном рынке две международные компании затеяли новый передел. Им нужно во что бы то ни стало "отъесть" крупную долю у конкурентов. Похоже, что инструментом в данном случае избрали фискальную службу.
Пока украинский премьер-министр Владимир Гройсман заявляет о том, что "бизнес надо носить на руках", его подчиненные продолжают втаптывать этот бизнес в грязь. С потребителями в придачу. Так, на табачном рынке две международные компании затеяли новый передел. Им нужно во что бы то ни стало "отъесть" крупную долю у конкурентов. Похоже, что инструментом в данном случае избрали фискальную службу.
Сейчас уже становится очевидным то, что фискалы под видом "заботы" о госбюджете решили ввести минимальные цены на сигареты, искусственно завысив их рыночную стоимость. Стоила пачка, например, 14 гривен, а они хотят, чтобы она продавалась не дешевле 17-ти. Низкий ценовой сегмент рынка может сразу умереть, поскольку когда-то более дешевые украинские бренды станут продаваться по одной цене с раскрученными международными марками.
В теории должны потянуться вверх поступления от налога на розничную торговлю подакцизными товарами, от НДС. А то, что из кармана и так бедного потребителя заберут дополнительные деньги, что некоторые производители, иностранные и отечественные, вынуждены будут сворачивать бизнес, что белорусская контрабанда начнет теснить легальный рынок и отнимать отчисления в госбюджет – это все не в счет. Главное, чтобы кое-кто лишился конкурентов… Кстати, можно сделать вывод, что аргумент о потерях госбюджета – фальшивый. Минфин утверждает, что по сбору табачных акцизов он перевыполняет план на 60%.
В пылу продвижения чьих-то бизнес-интересов фискалы, видимо, не обратили внимание на то, что у правительства на минимальные цены на табак совершенно противоположный взгляд. Правительство после публичного обсуждения торжественно приняло План приоритетов своей деятельности, в котором пообещало подготовить законопроект об отмене минимальных цен на табачные изделия. А Государственная фискальная служба после этого опубликовала на своем официальном сайте проект постановления правительства о введении минимальных цен на сигареты.
При этом в проекте, как можно заметить, нет ни формулы расчета минимальных цен, ни исходных данных для использования в этой формуле, а только лишь окончательные ценовые уровни. Также привлекает внимание то, что в документе не проанализировано влияние минимальных цен на конкуренцию, на бюджетные поступления, на рост нелегального рынка. Кроме того, нет информации и о том, сколько украинских законов этот проект может нарушать.
Министерство финансов, Министерство экономики и Минюст, находясь как будто в другой реальности и руководствуясь Планом приоритетов правительства, уже согласовали законопроект об отмене минимальных цен. И тут им параллельно запускают на согласование проект постановления о введении минимальных цен. Похоже, что одни и те же ведомства согласовывают несовместимые по содержанию документы. Кстати, не будет ничего удивительного, если обе бумаги-антагонисты будут утверждены.
Минимальные цены на сигареты чужды не только планам правительства, но и призывам президента чтить соглашение об ассоциации с ЕС так же, как и Конституцию. И если, о чем неоднократно говорили эксперты, Евросоюз официально заявляет, что минимальные цены на табачные изделия противоречат Соглашению об ассоциации, а фискалы их все равно "пропихивают", можно сделать вывод, что они не уважают не только ЕС с его ассоциацией, но и Конституцию государства.
В вопросе минимальных цен украинских чиновников охватила бурная деятельность: одни и те же министерства пишут заключения как "за", так и "против" минимальных цен. При этом руководители этих ведомств предпочитают не отвечать на вопрос, они "за красных или за белых?". На Евросоюз с его четким неприятием минимальных цен вообще внимания никто не обращает…