Магия малых чисел: статистический рост в условиях стагнации
Макроэкономические показатели Украины продолжают выравниваться. На днях Национальный банк Украины опубликовал очередной "Инфляционный отчет", в котором оценочный спад реального ВВП Украины в последнем квартале 2015 года замедлился до 4% (после 17% в первом квартале, 15% во втором и 7% в третьем). С такой тенденцией прекращение спада в ближайшие месяцы выглядит весьма осязаемым при условии развития событий не по пессимистическому сценарию.
Как было показано ранее на примере металлургии, фиксируемое статистикой улучшение макроэкономических показателей является естественным инерционным процессом, связанным с эффектом слабой базы сравнения.
Подобным образом в конце 2015 года начался рост в машиностроительной промышленности: в ноябре-декабре он составлял в среднем 5% год-к-году, после падения объемов производства отрасли почти вдвое по итогам предшествовавших этому моменту трех лет.
В последнее время статистический эффект роста против низкой базы сравнения распространился и на внутренний рынок. В частности, интересными в этом отношении являются опубликованные недавно отраслевой ассоциацией "Укравтопром" данные по продажам легковых автомобилей в первом месяце 2016 года.
Согласно этим данным, продажи новых легковых автомобилей в январе составили чуть менее 3,2 тыс. штук. Ввиду очевидных причин рынок автомобилей все еще очень слаб: январский объем продаж на 18% меньше среднемесячного показателя 2015 года и на 71% меньше среднемесячного показателя 2014 года.
Однако если взять "канонический" для украинской экономической статистики показатель изменения год-к-году, то продажи автомобилей выросли на 23%! Как такое может быть? Очень просто: І квартал 2015 года для авторынка был не просто плохим, а провальным. Наглядно этот эффект низкой базы сравнения отражен на графике ниже.
Продажи легковых автомобилей в Украине в 2013-2016 гг., штук
Источники: Ассоциация "Укравтопром", Альфа-Банк Украина
Очевидно, что рост на 23% в условиях здоровой экономики и рост на 23% против такого слабого показателя - это, говоря по-одесски, "две большие разницы". В 2013 году для такого процента роста рынку нужно было дополнительно продать почти 3 тысячи автомобилей, сейчас же - почти 600.
Автомобильный рынок - не единственный подобный пример среди отраслей, ориентированных на внутренний спрос. К примеру, в декабре 2015 года строительная отрасль после 4 лет падения вышла на солидный рост 10,4% год-к-году. Впрочем, эта "сенсация" выглядит еще менее реальной, так как большую роль в ней сыграли масштабные государственные расходы под конец года, умноженные на благоприятные погодные условия для строительных работ.
После того, как украинская экономика ужалась вдвое в долларовом выражении, многие ее компоненты стали настолько малы, что их рост, скажем, на 5% в абсолютных масштабах соответствует докризисному темпу роста лишь на 1-2%. Поэтому если мы увидим рост экономики Украины на 1-3% в 2016 году, не стоит торопиться величать его новой фазой экономического подъема. Это самая настоящая стагнация. А большей цифры никто и не ожидает.