Только объединение восточных славян в единое надгосударственное образование способно дать нам силу выстоять перед глобальными вызовами современности. Об этом в своей статье написал доктор философии в области права, общественный деятель Александр Прогнимак. Автор особо подчеркивает, что он толерантно относится ко всем мировым религиям и нациям.
Только объединение восточных славян в единое надгосударственное образование способно дать нам силу выстоять перед глобальными вызовами современности. Об этом в своей статье написал доктор философии в области права, общественный деятель Александр Прогнимак. Автор особо подчеркивает, что он толерантно относится ко всем мировым религиям и нациям.
Глобальные тенденции XXI века
Политические и экономические тенденции последних десятилетий красноречиво доказали, что прогноз относительно процессов глобализации, которая стала набирать обороты после Второй Мировой войны, оказался во многом верным. Всемирные торговые правила, транснациональные корпорации, наднациональные государственные объединения и военные блоки, глобальная экономика - все это сегодня является устойчивой реальностью.
Одновременно на поверхности начали проявляться ранее скрытые «подводные камни» глобализации, основанной, в первую очередь, на общих экономических интересах. Речь идет о мировом финансовом кризисе 2008 г., кризисе еврозоны, практически произошедшем дефолте США, распространении ГМО-продукции, электронной системе идентификации людей, облегчающей возможность возвращения к тоталитарным системам.
Параллельно, пока Европа, занята сама собой, объединительные процессы начали набирать обороты и в мусульманском мире. Однако, в своей основе, помимо экономических интересов, они имеют другой, более крепкий фундамент - религиозный и ментальный. На Востоке на повестку дня вышла идея создания единого мусульманского мира, как противовеса христианской цивилизации.
Лоббистов создания мусульманского мира можно разделить на консерваторов и радикалов. К первым относится Лига арабских государств, предпочитающая пока находить цивилизованный компромисс с Западом. Яркие представители вторых - это Хуссейн, Каддафи, Бен Ладен, которые с оружием в руках пытались строить свой идеальный арабский мир.
Наиболее радикальных фанатиков единого мусульманского мира Западу пока удавалось устранить. Не обошлось без участия Запада в последних революциях в Египте, Ливии, Тунисе, закончившихся сменой власти.
Но подобные тактические действия не решили стратегические проблемы. Напротив, они усилили трения двух цивилизаций. Кроме этого, пока Запад активно боролся с арабским миром далеко на Востоке, мусульмане в разы усилили свое присутствие в самом сердце христианской цивилизации - в Европе. В итоге, на начало XXI в. мусульмане являются второй по численности национальной группой в Евросоюзе - со своими традициями, культурой и менталитетом.
Вполне реален прогноз, что в ближайшие годы конфликт между христианским, арабским и еврейским мирами будет усиливаться - на почве национальных притеснений, борьбы за сырьевые ресурсы, попыток Запада менять арабские режимы. И главное: впервые за много веков две цивилизации столкнулись настолько близко, что нарастающий конфликт религиозных и ментальных ценностей просто неизбежен.
Ярким примером конфликта двух цивилизаций можно назвать многолетний отказ Евросоюза принимать в свои ряды Турцию, по всем экономическим показателям готовую стать членом ЕС. В итоге, мусульманская фобия европейцев повернула Турцию с западного вектора на восточный. Не исключено, что именно Турция в итоге может стать флагманом единого арабского мира.
Глобализирующие процессы происходят и в Азии. Китай и Япония претендуют на экономическое и политическое мировое лидерство. Несмотря на многовековой антагонизм и патриотизм наций, Пекин и Токио начинают постепенный процесс интеграции. На первых порах речь идет об экономическом сотрудничестве в рамках некоего блока. Но не исключено, что вскоре назреет необходимость создания региональной наднациональной надстройки, которая постарается расширить свое влияние на Европу, США и Южную Америку.
Нельзя обойти стороной объединительные процессы в еврейском мире. С момента создания государства Израиль еврейский народ ведет войны с арабским миром за свои территории. Страна находится в постоянной боевой готовности, подвергается нападениям террористов. В то же время, если говорить о религиозной и ментальной силе, именно еврейский мир можно считать одним из самых завершенных по своей структуре. Хотя непонятно о чем это говорит: о силе или слабости процесса.
Тем временем, в Швейцарии мусульмане активно создают Мусульманский парламент, в Европе украинский олигарх и политик Игорь Коломойский задекларировал создание Еврейского Европарламента. В общем, сегодня объединяются все кроме славян.
Для чего необходимо объединение славян
В контексте глобальных интеграционных тенденций, напрашивается вывод, что единственным стратегически правильным выбором Украины должно стать участие в создании и формализации единого славянского мира, как надгосударственной объединительной надстройки. Проще говоря, будущее - за построением славянского аналога Евросоюза с условным названием «Лига славянских государств».
Почему славяне должны объединяться в XXI в.? Во-первых, это позволит более эффективно противостоять вызовам: противостоянию между западнохристианским и мусульманским космосами, рискам новых глобальных экономических катаклизмов и пр. А в одиночку очень сомнительно, что Украина, Россия или Белоруссия смогут полноценно защитить свои национальные или государственные интересы, если вспыхнет открытый конфликт между Западом и Востоком.
Во-вторых, у нас общий религиозный базис (православие) и славянская ментальность. Как бы мы не стремились на Запад, как бы не пытались копировать лучшие образцы демократии или успешные экономические модели, украинец всегда будет лучше понимать русского, чем европейца. Демократия по-украински или по-русски всегда будет отличаться от европейской. Какой бы странной не казалась эта фраза.
В-третьих, наиболее реальная наднациональная настройка для славян - это Лига славянских государств. Мы наконец-то должны откровенно признать - нас не примут ни в Евросоюз, ни в НАТО. Вряд ли мы получим безвизовый режим с ЕС. Максимум, на что может рассчитывать Украина во взаимоотношениях с Западом - это экономическое партнерство. И то, на выгодных для Запада условиях, в чем мы уже убеждались на примере вступления во Всемирную торговую организацию или изначальных условиях создания Зоны свободной торговли, которые выдвигал Брюссель.
За 20 лет независимости Украины стало четко понятно: Запад прекрасно понимает нашу ментальность и никогда с ней не смирится. Особенно - с нашей активностью и собственным видением мира, что присуще всем молодым нациям. Украина является для Европы перспективным сырьевым придатком и более-менее контролируемым буфером между Россией и Востоком.
С другой стороны, последние тенденции в Евросоюзе четко показали, что сама идея панъевропейского сообщества вылилась в экономический кризис и пересмотр демократических ценностей. Дефолт Греции, проблемы в зоне евро, нашествие нелегальных мигрантов - все это привело к ужесточению внутренней политики Евросоюза и перспективе полного закрытия границ.
Лига славянских государств - союз равноправных
По моему глубокому убеждению, инициатором официального создания Лиги славянских государств (ЛСГ) должна стать Украина. Это сразу снимет множество спекулятивных разговоров о попытках России под новой ширмой возродить империю.
По своей организационной форме ЛСГ станет независимой наднациональной надстройкой над союзом независимых и равноправных государств - Украиной, Россией, Белоруссией. В дальнейшем потенциальными членами ЛСГ могут стать и другие государства со славянскими корнями: Болгария, Сербия, Хорватия, Македония, Черногория, Польша, Чехия. Конечно, если Евросоюз покажет свою стратегическую нежизнеспособность. Или преимущества членства в ЛСГ покажутся более весомыми, чем в Евросоюзе.
ЛСГ будет отличаться от СССР. Одной из главных ошибок идеологов Советского Союза была попытка под одной крышей объединить православных, католиков и мусульман - народы с совершенно различными мировоззрением, одновременно лишив их национальной самоидентификации и религиозного самовыражения. Подобный взрывоопасный коктейль можно было удерживать в связанном состоянии исключительно с помощью силы. Едва давление ослабло, наружу вышли все межнациональные, религиозные распри и националистические устремления, которые стали очевидны в конце 1980-х годов.
Сегодня религиозные противоречия между католиками и православными существенно ослабли. Речь идет даже о возможности объединения церквей. Поэтому православные и католические государства (восточные, западные, южные славяне), при умело выписанной организационной структуре, вполне смогут ужиться в ЛСГ.
Также, в отличие от СССР, за основу ЛСГ берется модернизированная модель Евросоюза - политический и экономический союз равноправных государств, а не их федерация.
Организационную структура ЛСГ можно представить следующим образом. Его законодательным органом станет Славянский парламент, выборы в который будут проходить в государствах-членах ЛСГ раз в четыре года. Этот парламент станет реальным законодательным органом, а не формальным представительством парламентариев.
Оптимальное количество депутатов - по 50 человек от каждого государства-члена ЛСГ. Согласно регламенту, славянские депутаты делятся на фракции. Все решения Славянского парламента в обязательном порядке должны быть парафированы в национальных парламентах. Столь жесткий механизм позволит избежать лоббирования интересов отдельных стран и послужит примером реальной демократии.
Исполнительным органом ЛСГ станет Славянская комиссия, избираемая членами славянского парламента. Члены Славянской комиссии - министры, отвечающие за все сферы деятельности ЛСГ. Глава Славянской комиссии избирается ее членами на два года. Славянский парламент может воспользоваться правом вето на все решения Славянской комиссии.
Национальные парламенты имеют право вето на исполнение решений Славянской комиссии на своей территории - с дальнейшим пересмотром этих решений в рамках Славянского парламента.
Официальными представителями ЛСГ являются спикер Славянского парламента и глава Славянской комиссии. Основным нормативным актом ЛСГ является Славянская Конституция, в которой четко прописывается организационная структура ЛСГ, направления деятельности, а также права и обязанности стран-участников.
В рамках ЛСГ предполагается выработать единые экономические правила. В частности: беспошлинную торговлю между странами-членами ЛСГ, механизм дотаций, общие заградительные пошлины, кооперацию между промышленными предприятиями, усиление энергетической безопасности.
Не исключено, что речь пойдет и о создании собственных вооруженных формирований ЛСГ. К примеру, подобная идея уже рассматривается в Евросоюзе. Также возможны единые визовые правила - аналог шенгенского механизма.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть: в эпоху глобализации, усиления экономических кризисов и потенциальных военных конфликтов, ни одно государство не сможет вести самостоятельную игру. Мы видим ускоренное объединение в Западной Европе, Латинской Америке, Азии. И только восточные славяне пока не определились в выборе своего правильного геополитического пути в XXI в., полноценно защищающем их политические, экономические и национальные интересы. По моему мнению, это единственный и стратегически правильный выбор - создание Лиги славянских государств.