Леонид Косянчук: “Угроза введения пошлин на импорт нефтепродуктов никуда не делась”
РБК-Украина: Какой Ваш прогноз на ближайшее будущее в нефтяной отрасли в Украине и в мире, если США все-таки объявят дефолт?
Леонид Косянчук: Учитывая, что сегодня платежные средства на энергетическом рынке мира - это доллар, ничего хорошего не получится, в случае, если доллар обесценится. Также это повлечет существенные перекосы в ценообразовании на остальных рынках - в еврозоне, России и Украине. Если сегодня баррель нефти стоит в среднем порядка 113-116 долл., то представьте себе, если нефть будет стоить 200 долл. Если курсы национальных валют вовремя не отреагируют по отношению к доллару (а это, безусловно, произойдет не сразу и не синхронно), то на этот период возможно очень серьезное потрясение в экономике. Насколько доллар обесценится - настолько вырастут и цены на все остальные услуги. Как бы там ни было, а энергоносители присутствуют во всех услугах и товарах.
РБК-Украина: А сегодня - можно ли считать, что цены на рынке нефтепродуктов стабилизировались? И как долго ситуация будет оставаться без изменений?
Леонид Косянчук: Сегодня в Европе цены на А-95 повысились на 50,7%, в то время, как цена нефти повысились более, чем на 55% по отношению к аналогичному периоду 2010 г. В Украине же розничные цены повысились всего на 35%.
Ценовые колебания на внутреннем рынке Украины не синхронны, но коррелированны с энергорынком Европы, поскольку мы энергозависимое государство. У нас более 80% нефти заходит по импорту по мировым ценам, большая доля нефтепродуктов импортируется тоже по мировым ценам. Причем, операторы первые пять месяцев 2011 г. практически работали в ноль и в убыток, а сегодня работают с минимальной прибылью.
Правительство же поступилось частью налогов (уменьшило акциз на 50 евро/тонна). Эти 15% удалось сэкономить нашим потребителям.
РБК-Украина: Но все же, цены на нефтепродукты будут меняться?
Леонид Косянчук: С начала года мы наблюдаем тенденцию к росту. Рост цен продолжается, что может свидетельствовать о начале выхода мировой экономики из рецессии. И лично я не вижу экономических предпосылок на международном рынке к снижению розничных цен.
Сегодня, цены колеблются в районе 100 долл./барр. Такая цена очень серьезно накладывает ограничение на рентабельность даже европейских НПЗ. Поэтому говорить о какой-то эффективности переработки НПЗ с глубиной нефтепереработки менее 95-96%, не приходится. Если только не поднять искусственно цены для потребителя до необоснованных величин на внутреннем рынке.
РБК-Украина: Как повысить рентабельность нефтепереработки?
Леонид Косянчук: Рентабельность нефтепереработки можно повысить двумя способами. Первый способ правильный, но очень дорогостоящий - провести соответствующую модернизацию своих предприятий, чтоб они увеличили глубину переработки нефти.
Второй способ - пролоббировать, к примеру, вопрос о вводе заградительной пошлины на импорт нефтепродуктов, а на нефтепродукты украинского производства установить цены, удобные производителям. То есть, по сути, создать ту же ситуацию, что и на рынке сжиженного газа.
Сегодня на рынке сжиженного газа отработан сценарий, который планировался для рынка нефтепродуктов, когда пытались ввести импортную пошлину: монополизировано производство и перекрыты границы под предлогом необходимости проведения анализа. Согласно законодательству, анализ может проходить до 20 дней. Что такое цистерна с сжиженным газом 20 дней на границе? Это серьезные потери. Цистерна с сжиженным газом - это не цистерна с дизельным топливом на запасном пути. Соответственно, люди несут серьезные убытки.
Для анализа есть только один момент - пониженный акциз для ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов). Если я ввожу ШФЛУ - берите анализ. Но если я декларирую сжиженный газ с максимальным акцизом для этой группы товаров, для чего анализировать? Все сделано для того, чтобы ограничить доступ более дешевого импортного сжиженного газа. Поэтому сегодня в Крыму сжиженный газ стоит 7 грн/л. Та же цена скоро будет в центральных регионах. Но если сжиженный газ будет стоить выше 7 грн/л, то никакого экономического эффекта и смысла переходить на него потребителю не будет, а уж тем более - развивать автомобили, которые используют сжиженный газ. Конечно, сейчас люди зарабатывают очень серьезные деньги на этом. Но это губит рынок.
Если бы применили эту же схему к рынку нефтепродуктов, произошла бы его монополизация с последующим ростом цен. Мелкие сети были бы уничтожены. Напомню, что монополия - бич для экономики. Только здоровая и добросовестная конкуренция дает возможность развиваться рыночным отношениям и экономике в целом.
РБК-Украина: Сегодня есть тенденция к монополизации?
Леонид Косянчук: Сегодня не введена пошлина на импорт нефтепродуктов и потребители (пока) не оплачивают из собственного кармана нежелание владельцев украинских НПЗ проводить модернизацию собственных предприятий. Если бы пошлина введена, то на протяжении недели цены на нефтепродукты в Украине взлетели бы, как на сжиженный газ.
Кстати, угроза введения пошлин никуда не делась - суды отложены на август-сентябрь. И каким будет решение суда - мы не знаем.
РБК-Украина: Какая сумма инвестиций необходима для увеличения глубины нефтепереработки на отдельно взятом НПЗ?
Леонид Косянчук: К примеру, установка изомеризации, позволяющая выпускать бензин европейского качества, для такого предприятия как Шебелинский НПЗ пять лет назад стоила 105 млн долл.
Если мы с глубины переработки 63% выйдем на европейский уровень 94-97% , то появится возможность говорить об экономически эффективной нефтепереработке даже при цене на нефть выше 100 долл./барр.
Но владельцы НПЗ не хотят инвестировать в модернизацию. Намного проще и дешевле пролоббировать введение пошлин на импорт, продление устаревших стандартов и т.д.
Кроме того в Украине уничтожена нефтепеработка, как госсектор. Сегодня все НПЗ, кроме Шебелинского, принадлежат частным лицам, двое их которых - резиденты России.
РБК-Украина: Рассчитываете ли Вы, что начнут работать Шебелинский и Одесский НПЗ?
Леонид Косянчук: Насколько мне известно, Шебелинский НПЗ остановлен на плановый ремонт. Это нормальная практика, особенно в период когда уборочная страда еще не началась повсеместно.
На «Лукойл-Одесский НПЗ» причины гораздо сложнее. С началом прокачки азербайджанской нефти на «Укртатнафту», предприятию сначала поменяли маршрут, а потом и вовсе отрезали пути поступления нефти на НПЗ, поскольку нефтепровод Одесса - Броды начал прокачку в аверсном режиме. Работать в таких условиях - увеличивать собственные убытки.
Примечательно, что это произошло по желанию одной коммерческой структуры, которая чуть раньше лишила собственности еще одного субъекта РФ. Правительство никак не реагирует на эту ситуацию.
РБК-Украина: Одесский НПЗ будет запущен или нет?
Леонид Косянчук: При сохранении создавшегося положения шансов на запуск предприятия мало. Особой трагедии для Украины в целом здесь нет никакой, если не принимать во внимание зарплату персонала НПЗ и размер отчислений в бюджет Одесской области. Недостающий объем нефтепродуктов на рынке будет тут же замещен поставками по импорту. Взять хотя бы факт, что три месяца подряд Лисичанский НПЗ (ТНК-ВР) до 85% своей продукции, используя толлинговую схему, экспортирует в Россию - и дефицита топлива на рынке операторы не допустили.
Обиднее другое: только эти два НПЗ (Одесский и Лисичанский) способны выпускать моторные топлива улучшенного качества (практически Евро-4). Поэтому почти отсутствуют предложения в оптовом сегменте на моторные топлива украинского производства надлежащего качества.
Хотя, с другой стороны, зачем в Украине производить и продавать более дорогое, но качественное моторное топливо, если продлены действия стандартов прошлого века? Впрочем, это не мешает спикерам того же ТНК-ВР настаивать на вводе пошлин на импорт и дезинформировать общественность и правительство о причинах остановки Одесского НПЗ.
РБК-Украина: То есть, на увеличение глубины переработки рассчитывать не стоит?
Леонид Косянчук: Благоприятный момент для производства, модернизации и реконструкции НПЗ упущен. Сегодня, при такой цене на нефть, проводить модернизацию - значит, пытаться догнать ушедший поезд. Это надо было начинать делать хотя бы с 2007 г. до начала 2011 г., как это и было предусмотрено Меморандумом.
РБК-Украина: 31 августа заканчивается период действия пониженных ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Как это отобразится на рынке нефтепродуктов?
Леонид Косянчук: Если рынок будет стоять на нынешнем уровне или продолжится тенденция к росту, мы получим сразу в плюс 30-35 коп. на литре. Думаю, это случится не раньше сентября. К этому времени исчерпаются запасы в торговых сетях и операторы начнут продавать продукт, производимый или импортируемый по новым акцизам.
РБК-Украина: Какими будут цены на нефтепродукты в Украине в августе-сентябре?
Леонид Косянчук: Здесь очень много составляющих, поэтому не берусь прогнозировать цены. Во-первых, возможен дефолт США. Во-вторых, непонятно, какое будет ценообразование на внешнем рынке сырья и нефтепродуктов. В-третьих, как будет вести себя гривна по отношению к доллару?
РБК-Украина: Почему украинский нефтерынок в последнее время слабо реагирует на снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты?
Леонид Косянчук: Как сказал в свое время министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко «цены на нефть на внешнем рынке ведут себя, словно пугливая гимназистка в безлунную ночь».
Посмотрим на тенденции. По состоянию на июль нефть в мире, по сравнению с прошлым годом, выросла на 55,6%. Если цена и просела, то на день-два. А оборачиваемость капитала в нефтепереработке составляет до 45 дней. Поэтому рынок не может отслеживать и реагировать на эти колебания. Чтобы рынок ощутил падение, нужна тенденция на снижение цены на более длительный период.
РБК-Украина: Сколько в среднем украинских НПЗ получают светлых нефтепродуктов?
Леонид Косянчук: В среднем - до 52%. Да и то - с учетом переработки вакуумного газойля и нефти украинской добычи.
РБК-Украина: Некоторые эксперты утверждают, что А-95 менее качественный, чем должен быть. Прокомментируйте.
Леонид Косянчук: Это утверждение лжеэкспертов. Если бы они были бы действительно экспертами, то они бы Вам сказали, что в июне был уникальный случай, когда качественный импортный А-95 стандарта Евро-4, Евро-5 продавался цене А-92. Потому что TНК-ВР весь свой бензин вывез в Россию - и образовался дефицит низкооктановых бензинов. Тогда министр топлива, энергетики и угольной промышленности впервые за всю историю благодарил участников рынка за то, что они за свой счет не допустили дефицита топлива на рынке.
РБК-Украина: Сколько средств необходимо, чтобы провести анализ всех украинских АЗС?
Леонид Косянчук: Необходимо порядка 400 грн за каждый анализ на каждую АЗС. Всего в стране 6,5 тыс. АЗС.
Беседовала Виктория Юрчук