ua en ru

Есть контакт: интернет становится "окном в мир" для украинских брендов

Есть контакт: интернет становится "окном в мир" для украинских брендов Интернет-сервисы стали возможностью для украинских брендов
Из-за курсовой разницы в Украине сформировалось окно возможностей для местных производителей. Стоимость украинских товаров в разы ниже, чем импортных товаров аналогичного качества. Нашими брендами начинают интересоваться международные интернет-сервисы. С их помощью товары made in Ukraine могут завоевать зарубежную аудиторию. Осталось только привести в порядок законодательство и упростить условия доставки товаров за границу.

Из-за курсовой разницы в Украине сформировалось окно возможностей для местных производителей. Стоимость украинских товаров в разы ниже, чем импортных товаров аналогичного качества. Нашими брендами начинают интересоваться международные интернет-сервисы. С их помощью товары made in Ukraine могут завоевать зарубежную аудиторию. Осталось только привести в порядок законодательство и упростить условия доставки товаров за границу.

Внимание к украинскому

Интернет - это относительно легкий способ вывода товаров и услуг на глобальный рынок, не требующий значимых инвестиций. И его возможности начинают открывать для себя украинские производители.

Этой весной международный шопинг-клуб Lamoda заявил о запуске в Украине маркеплейса - площадки, где производители, в том числе локальные, смогут выставлять свои товары. Первыми партнерами стали украинские бренды одежды и обуви MustHave, Las Espadrillas, Forester и Dasti. Они получат доступ к аудитории интернет-магазина, которая в Украине составляет около 5 млн посетителей в месяц. Кроме того, им предоставят маркетинговую поддержку и частичную инфраструктуру: колл-центр Lamoda.ua для заказов, а также информирование о статусе заказа по электронной почте. За это Lamoda взимает комиссию, ее расчет производится в зависимости от стоимости подтвержденных заказов.


Пока бренды на маркеплейсе доступны только для Украины, однако в перспективе Lamoda планирует вывести их на другие рынки группы. Помимо Украины, Lamoda работает в Казахстане, Беларуси, России. Как рассказывает директор Lamoda в Украине Катерина Микула, для этого украинским брендам нужно обеспечивать достаточный объем производства и предоставлять сервис на высоком уровне. Это понимают и сами производители. "Пока мы нацелены на украинский рынок. Когда будут позволять мощности производства, будем осваивать и зарубежный", - рассказывает PR-директор MustHave Алина Еловенкова.

По словам Микулы, интерес к украинскому производству сильно возрос в последние годы. Но в большинстве случаев речь идет о молодых производителях, которые доступны офлайн только в крупных городах Украины, больше всего их в Киеве. Собственные интернет-площадки этих производителей пока не обеспечивают такой трафик, который можно получить, например, на Lamoda. Очень часто украинские бренды – это мелкие ателье, у которых нет даже юридического лица, они порой не понимают своих перспектив и куда хотят двигаться. "Те, кто смотрит на свое производство не как на хобби, реализуемое в Instagram, а как на перспективный бизнес, именно тех и ожидает успех и признание", - считает Микула.

Директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлия Шилова рассказывает, что развитие дистрибуции сейчас является первоочередной задачей украинских производителей. Доля товаров украинских производителей в LeBoutique уже достигает от 30% до 42% в зависимости от сезона. Шопинг-клуб даже выпустил совместный с украинcким производителем бренд Loca - это молодежная повседневная одежда. У LeBoutique самые сильные позиции в этом сегменте, поэтому Шилова предполагает, что в целом продажи украинских производителей через интернет составляют не более 15%.

Украинский стартап по подбору одежды Cluise также рассматривает возможность сотрудничества с украинскими брендами. Cluise представляет собой мобильное приложение и своего рода социальную сеть для тех, кому нужна помощь в подборе ежедневного наряда. Можно загрузить фотографии вещей из своего шкафа и программа выдаст лучшие варианты сочетания, а также предложит, что можно докупить.

В данном случае Cluise выступает посредником между покупателем и брендом, вся логистика остается на стороне продавца. Держать актуальное количество товара, необходимые размеры, отправлять все вовремя - этим всем сейчас занимаются продавцы. При этом для продавцов действует правило: они должны отправлять товар только через службы, где есть трекинг посылок, то есть их можно отследить. Самих продавцов тоже выбирают по ряду критериев. Например, это должны быть качественные вещи, производитель которых еще не разросся до уровня масс-брендов.

Со своей стороны Cluise предоставляет продавцам доступ к внушительной аудитории сервиса. Как рассказывает основательница проекта Людмила Небожак, у Cluise уже 285 тыс подписчиков по всему миру. Большинство из них, 55%, живут в США. Еще 35% - в Европе, а самые активные пользователи в Италии, Франции, Нидерландах. Остальные живут в СНГ.

Для этой аудитории цена украинских товаров привлекательна даже без скидок. Качество создаваемой в Украине одежды, по наблюдениям Небожак, за последние несколько лет выросло. "Есть ребята, которые делают отличные вещи. Это совсем не то, что было лет, скажем, шесть назад, когда кто-то выпускал коллекцию и это были просто футболки с принтами", - делится впечатлениями она. И миссию Cluise, среди прочего, она видит в том, чтобы открыть качественные украинские бренды миру.

Второй Китай

Руководитель международных проектов компании Ukrainian E-commerce Expert Юлия Павленко подтверждает: из-за курсовой разницы в Украине сформировалось окно возможностей для местных производителей. "Сейчас, к примеру, украинские бренды намного доступнее для стран СНГ, а кроме того сам стиль нашего бренда им более понятен и привлекателен", — добавляет Алина Еловенкова из MustHave. Среди других преимуществ она также называет территориальную близость к Европе и качество - это если сравнивать с фабриками в Азии.

"Украина - это сейчас второй Китай. Это инкубатор, это полигон, это производство. Наш проект нереально было бы сделать в США или Германии с той скоростью, с которой мы его сделали", - делится опытом сооснователь проекта uGears Денис Охрименко.

Бизнес uGears - это продажа механических 3D-моделей, паззлов, которые складываются в движущиеся конструкции без помощи клея или специальных инструментов. Производство находится под Киевом. Если бы проект начинался в Европе или США, то, по словам Охрименко, обошелся бы в десятки и сотни раз дороже. "Расходы на зарплаты, аренду, оборудование за границей значительно выше", - объясняет он.

Свои 3D-модели uGears продает по всему миру, даже в Китае и Южной Корее. В конце 2015 года проект собрал более 400 тыс долларов через интернет-платформу Kickstarter, донорами стало почти 4,4 тыс человек. Часть из них уже получила свои модели, а некоторые еще ждут отправки. Как рассказывает Охрименко, Kickstarter - это "парадный вход" на рынок и очень мощный инструмент международного пиара.

"После успеха на Kickstarter на нас начали выходить магазины из Европы и других регионов. Чаще всего это наши экс-земляки, которые уже много лет живут в Польше, Франции, Германии, Нидерландах, Чехии, Италии, у которых есть свои интернет магазины", — говорит он. Такие магазины покупают товар у uGears, полностью его оплачивая, без отсрочек платежа. С отсрочкой платежа в Украине проблема, так как валюту нужно завести в страну в течении 90 дней. "Если будет просрочено начнутся большие проблемы. Поэтому украинцам с иностранцами работать банально рискованно", - рассказывает предприниматель.

Дело за логистами

По словам Охрименко, магазинам uGears отправляет товар, в основном, на условиях FCA - это когда покупатель сам присылает транспорт под склад. Но это выгодно компаниям, которые экспортируют хотя бы по 2 евро-паллеты за раз. А отправлять товары небольшими партиями или поштучно очень сложно, поэтому многие отправляют через "Укрпочту" от физлица. "Так можно разве что "по мелочи" подторговывать. И по сути это нелегально", - рассказывает Охрименко. Он уверен, что Украина торговала бы на миллиарды, если бы можно было легко экспортировать небольшие объемы.

"У нас нет условий для системной торговли за рубеж", - подтверждает Юлия Павленко. По ее словам, пример uGears – это, скорее, исключение. Среди ярких проектов, которым удалось через интернет выйти на иностранную аудиторию, Павленко называет MyBookmark и Owlsome. MyBookmark удалось продать почти 10 тыс закладок для книг через интернет-сервис вещей ручной работы Etsy. Одежда украинского бренда Owlsome также продается за рубеж.

"Но в целом на рынке электронной коммерции отсутствует понимание того, какой реальный объем экспорта в виде В2С-посылок (от компании конечному потребителю - ред.) сейчас существует", - говорит Павленко.

При этом видно, что украинцы явно больше покупают в иностранных интернет-магазинах, чем сами продают за рубеж. Даже по статистике одного оператора, "Укрпочты", в 2014 году из Украины за рубеж ушло только 33,8 тыс застрахованных посылок. При этом объем застрахованных посылок из-за рубежа превысил 1 млн. И это не считая миллионов бандеролей, в которых в Украину приходят товары из китайских торговых площадок. У других почтовых компаний объемы доставки за рубеж еще меньше.

Как рассказала директор по маркетингу и коммуникациям "Укрпочты" Елена Юрковская, у "Укрпочты" уже есть постоянные клиенты - интернет-магазины, котрые торгуют за рубеж. Чаще всего товары из Украины отправляются в США, Израиль, Испанию. В целом у госкомпании есть возможность отправки посылок в более 200 стран мира. Для физических и юридических лиц, которые подписывают с "Укрпочтой" договор на международную отправку, работает программа лояльности. Но вообще, как объясняет Павленко, на данный момент специальные условия для продавцов могут предложить немногие. В основном используются высокие базовые тарифы. "Покупатель за рубежом не готов будет заплатить за доставку 25 долларов при стоимости товара в 20 долларов. Разве что это уникальный и очень необходимый товар", - объясняет она.

В пресс-службе "Новой пошти" РБК-Украина сообщили, что компания также планирует до конца 2016 года запустить доставку из украинских интернет-магазинов за рубеж. Речь идет о странах, где уже есть представительства компании - Молдове и Грузии.

Условия экспорта в этом году также могут быть упрощены на законодательном уровне. Инициативная группа под эгидой Ukrainian E-commerce Expert подготовила и подала в Минфин и Нацбанк рекомендации по поводу упрощения валютных операций, бухгалтерского и налогового учета. "В ближайшее время мы ожидаем подтверждение, когда и как наши предложения будут внесены в нормативные акты", - рассказывает Павленко.

Украинские производители, в свою очередь, надеются, что в будущем поставки за рубеж будут таким же простым и легким вопросом, как и по Украине.