Управляющий директор группы ICU Константин Стеценко в интервью РБК-Украина рассказал об оптимальной инфраструктуре фондового рынка для Украины, о бесполезности Госфинуслуг, а также дал краткий прогноз корпоративных и государственных бондов на 2015 год.
Управляющий директор группы ICU Константин Стеценко в интервью РБК-Украина рассказал об оптимальной инфраструктуре фондового рынка для Украины, о бесполезности Госфинуслуг, а также дал краткий прогноз корпоративных и государственных бондов на 2015 год.
РБК-Украина: Давайте поговорим о производных фондового рынка, например, о Налоговом кодексе. Как вы относитесь к новациям в кодексе, которые, по мнению специалистов из НКЦБФР, добьют остатки фондового рынка?
Константин Стеценко: Минфин предпринимает несколько системных попыток убить рынок институтов совместного инвестирования (ИСИ) путем отмены режима специального налогообложения. Да, с этим рынком есть проблемы. Но если есть, скажем, на руке рана, это не означает, что следует ампутировать всю руку, следует лечить.
Мы все за то, чтобы платить налоги. Но налоги, полагаю, надо платить с одного дохода один раз, а не два раза. И, если мы движемся в Европу, то надо реализовывать работающие модели привлечения коллективных инвестиций. Это значит, что налоги должны платить не ИСИ, а их конечный инвестор на этапе получения прибыли.
Потому рыночные компании по управлению активами (КУА) пытаются к этому апеллировать. Но у нас, как всегда, под елочку принимается бюджет, изменяется база налогообложения. А когда проходит новогодний похмельный синдром, то все начинают разбираться: а что ж там депутаты напринимали?
Я не вижу проблем в том, чтобы в конструктиве с Минфином и налоговой обсудить, достигнуть компромисса и получить поддержку рынка.
РБК-Украина: Конкретизируйте мессиджи, которые вы хотите донести до Минфина и фискалов.
Константин Стеценко: Были письма от УАИБ (Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса) во все госорганы, на главу профильного комитета парламента.
Это не первая попытка нападений на рынок. Первая была летом, когда приняли норму о налогообложении процентного дохода ИСИ, которая сейчас успешно оспаривается КУА в судах. И дискуссия перешла уже в плоскость сугубо юридическо-лингвистических игр.
Наше государство, прикрываясь борьбой с кризисом и необходимостью наполнения бюджета, зачастую проводит бессистемные, хаотические действия, которые напоминают старую поговорку "Выплеснуть ребенка вместе с грязной водой".
РБК-Украина: Какую позицию в этом споре занимает НКЦБФР? Какую позицию занимает глава НБУ Гонтарева, которая, конечно, не имеет сейчас отношения к рынку, но с которой у вас наверняка хорошая коммуникация?
Константин Стеценко: Это сугубо компетенция НКЦБФР и профильных ассоциаций. У главы НБУ масса других задач. Потому правительство сейчас должно максимально быстро определиться с новым составом НКЦБФР, Госфинуслуг. И с новыми людьми мы начнем диалог.
Хотя с действующим составом НКЦБФР мы находимся в очень конструктивном диалоге. Но коль два месяца назад опубликована норма о люстрации, а чиновников еще не заменили, то получается зависшая ситуация.
РБК-Украина: Сами намерены кого-то командировать в НКЦБФР?
Константин Стеценко: Если спросят наше мнение, то мы, конечно, порекомендуем тех, кто достоин занять ответственную должность. О персоналиях пока не говорим.
РБК-Украина: Если коснуться рынка акций. Из-за событий на востоке "голубые фишки" ушли...
Константин Стеценко: Да их давно уже не было. Торговались, условно говоря, полторы акции. Остался рынок акций на одной бирже, а также "форексные казино".
РБК-Украина: В то же время, "Перспектива", например, утверждает, что проблема нашего рынка в том, что много бирж.
Константин Стеценко: Вопрос, полагаю, не в объемах, а в идеологии фондового рынка. Мое убеждение, что нам нужны не три, пять, десять бирж. Нам нужна одна биржа в контексте существующей инфраструктуры Национального депозитария и Расчетного центра.
Все биржи имеют право на жизнь. Но сейчас время объединяться, а не торговать тремя акциями на четырех биржах. Тем более, что у каждой из бирж очень высокие операционные расходы и вместо того, чтобы приносить прибыль, они сами являются дотационными объектами.
Насколько знаю, и ПФТС, и "Украинская биржа", и "Перспектива" из-за операционных расходов условно прибыльные. Не знаю финпоказателей от УМВБ, но, думаю, что они все больше зарабатывают на сырьевых рынках.
РБК-Украина: То есть, все же слияние бирж?
Константин Стеценко: Не надо никого сливать. Государство уже инвестировало средства в Национальный депозитарий и Расчетный центр. Новое руководство НКЦБФР должно взять на себя роль проводника и вместе с НБУ формировать идеологию этой площадки, которая станет основанием биржевого холдинга. И уже на базе этого холдинга развивать всю инфраструктуру, расчеты, IT и пр.
Государству не нужно тратить на это дополнительные средства. Уже есть капитал Нацдепозитария и Расчетного центра. Тогда мы получаем польскую или российскую модель.
На базе этой инфраструктуры можно торговать ценными бумагами, валютой, углем, нефтью, электроэнергией, проводить операции РЕПО, аукционы Фонда госимущества. То есть, это будет холдинг, через который государство, в том числе, сможет проводить свою политику, как проводит ее на финансовом рынке через НБУ и госбанки.
А наше болото с кучей бирж и миноритариев никуда не приведет. Фонд госимущества размещается на биржах, которые принадлежат российскому капиталу. Зачем платить российскому бизнесу комиссионные за счет госбюджета?
РБК-Украина: И какие доли у кого должны быть в этом холдинге?
Константин Стеценко: На первом этапе 75% должно быть у государства. Остальные 25% - это частные инвесторы, внутренние и внешние. Объединение участников рынка вокруг единой инфраструктуры даст позитивный эффект. И экономию операционных расходов участников рынка.
РБК-Украина: Какая госструктура должна курировать от имени государства этот холдинг?
Константин Стеценко: И Нацбанк, и НКЦБФР.
РБК-Украина: Кстати, что это был за скандал относительно вывода вами денег через банк "Авангард"?
Константин Стеценко: Отвечу широко. Мы раньше стояли на позициях, что нас знают профессионалы рынка - и этого достаточно. А после событий в июне (назначения Валерии Гонтаревой главой НБУ, - ред.) мы стали широко известны и неожиданно популярны.
И после этого деятельность банка "Авангард" стала многим очень интересна. Убежден, интересна только в силу присутствия наших бывших партнеров во власти.
Сама же суть обвинений смехотворна. Как вы представляете себе вывод денег через ОВГЗ? Это технически нереально, даже если бы кто-то вдруг и захотел это сделать. Это даже не казначейские обязательства, это деньги против бумаг, сделки, которые проводятся в Расчетном центре и депозитарии НБУ.
Последние полгода мы находимся под софитами, нам поступают запросы от правоохранительных органов. Но претензий к банку "Авангард" нет ни у кого. Тем более, что вся информация о наших сделках и операциях есть в отчетах НКЦБФР и она доступна компетентным органам.
А комментировать просто так... Есть же банковская тайна.
РБК-Украина: Если мы движемся в Европу, то мы движемся, следовательно, и к нормам Базеля-IV.
Константин Стеценко: Посмотрим, доживем ли мы до Базеля-IV.
РБК-Украина: Тогда вернемся к вашей программе развития фондового рынка. Тезис о холдинге понятен, но он же не единственный?
Константин Стеценко: В частности, мы считаем, что Госфинуслуг не нужна. Часть функций этой комиссии можно передать Нацбанку, часть - НКЦБФР. А сам орган ликвидировать за ненадобностью. Нам нужна сильная НКЦБФР, которая сможет отстаивать интересы рынка, поскольку рынок у нас вечно "не на часі".
Касательно же инфраструктуры - важно доверие. Насколько мы доверяем государству, настолько же мы доверяем инфраструктуре.
РБК-Украина: Но доверие к государству сегодня, мягко говоря, ниже плинтуса.
Константин Стеценко: Не согласен. Работают же у нас западные банки. И еще летом сюда заходили достаточно большие западные фонды, инвестировали в наш государственный долг. Даже когда ездят танки и стреляют "Грады" - инвесторы приходят. Это вопрос цены, мы платим за наш долг больше, работая на обслуживание старых долгов. Котировки на вторичном рынке зашкаливают.
Проблема в том, что мы мало интегрированы в мировой рынок. Надо давать право украинским инвесторам торговать отечественными евробондами. Государство, имея запретительное валютное регулирование, вынуждает инвесторов торговать не по очень честным схемам, а тем, кто хочет работать честно - делать этого не дает.
Если люди хотят делать ставки на пару "гривна - доллар", то они и будут это делать - в Лондоне, Москве, только не в Украине. И я не вижу ничего плохого в том, чтобы давать населению и бизнесу хеджировать свои риски и пытаться на этом зарабатывать.
РБК-Украина: Но со стороны внутреннего инвестора доверия нет, ситуация с убийством ИСИ свидетельствует об этом. Какие шаги и инструменты помогут преодолеть недоверие?
Константин Стеценко: Первое и самое главное, что необходимо сделать для возврата доверия, - это защитить права инвесторов. Еще на ранней стадии необходимо выявлять и наказывать за мошенничество как эмитентов, так и собственников-акционеров. Следует принять европейский закон об облигациях, где будут прописаны основные нормы защиты прав облигационеров, урегулированы процедуры реструктуризации и дефолта.
Инвесторы и кредиторы должны быть уверены, что они могут защитить свои права и отстоять их в суде, а правоохранительные органы помогут им вернуть деньги. Примеров недобросовестных заемщиков очень много, их уже называли неоднократно. В частности, компании "Караван", АИС, "Мрия" и др.
Мы всегда ожидаем внешнего инвестора, но не надо забывать о внутреннем. Откуда он появится? Необходимо провести реформу негосударственного пенсионного обеспечения, о которой говорят много лет. Пока она не пройдет, внутренний инвестор не появится.
На первом этапе необходимо разрешить инвестировать исключительно в ОВГЗ и депозиты в государственные и самые надежные украинские коммерческие банки. После этого постепенно разрешать инвестировать в акции и корпоративные облигации.
Необходимо более внимательно относится к качеству активов страховых компаний и вычищать мусор из их балансов и, таким образом, стимулировать их инвестировать в рыночные самые качественные активы. Таким образом, появится наш внутренний инвестор. Но необходимо защитить его права.
РБК-Украина: Дайте предварительную оценку рынку КУА и ИСИ по итогам 2014 г. и прогноз на 2015 г.
Константин Стеценко: Рыночных КУА и фондов осталось очень мало. В 2014 г. основной результат показали фонды, ориентированные на долговой рынок, в частности, на ОВГЗ. Поскольку рынка акций практически нет, как мы уже говорили, то соответственно и фонды акций работают слабо, объемы их не значительные.
Мы ожидаем, что в 2015 г. (если механизм налогообложения будет приемлем для существования ИСИ) будут развиваться фонды, ориентированные на операции с гривневыми и валютными ОВГЗ, на размещение депозитов в надежных украинских банках.
РБК-Украина: И ваша прогнозная оценка государственного и корпоративных бондов Украины в первом полугодии 2015 г.
Константин Стеценко: Корпоративных бондов практически не осталось. В 2015 г. будут погашаться остатки банковских выпусков. Новых выпусков корпоративных бондов мы не ожидаем в связи с закрытием рынков, а также незащищенностью прав инвесторов. Без защиты прав инвесторов рыночных выпусков облигаций не будет.
Рынок государственного долга будет развиваться. Поскольку по-прежнему существует дефицит госфинансов, правительство будет выпускать большой объем государственных облигаций. И здесь есть над чем работать и чем торговать.
Беседовал Антон Подлуцкий