Похоже, в Государственной фискальной службе (ГФС) назрел конфликт - между главой ГФС Романом Насировым и его заместителем (по таможне) Константином Ликарчуком. Такой вывод можно сделать из блиц-интервью Константина Ликарчука РБК-Украина. Замглавы ГФС (по таможне) не очень лицеприятно отозвался о своем шефе в контексте кадровой ситуации на Закарпатской и Черновицкой таможнях, а также раскритиковал планы Кабмина по реформированию ГФС.
Похоже, в Государственной фискальной службе (ГФС) назрел конфликт - между главой ГФС Романом Насировым и его заместителем (по таможне) Константином Ликарчуком.
Такой вывод можно сделать из блиц-интервью Константина Ликарчука РБК-Украина. Замглавы ГФС (по таможне) не очень лицеприятно отозвался о своем шефе в контексте кадровой ситуации на Закарпатской и Черновицкой таможнях, а также раскритиковал планы Кабмина по реформированию ГФС.
Кроме того, Константин Ликарчук рассказал, что контрабандные потоки, после последних событий в Мукачево, переключились с Закарпатья на Волынскую и Львовскую области. При этом, заверил Ликарчук, ситуация на Закарпатской таможне беспокоит коллег из смежных с Украиной стран.
"По моей информации, начальники Словацкой и Венгерской таможен сейчас в шоке от того, что происходит в Закарпатье с таможней, потому что там было очень много совместных вещей и проектов, которые мы делали. И они собираются даже в Брюссель обращаться по этому поводу", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина заместитель главы ГФС (по таможне) Константин Ликарчук.
РБК-Украина: Для правительства и Президента оказалось открытием, что на западной границе процветает контрабанда, молчим уже про восточную...
Константин Ликарчук: Об этом я говорю уже несколько месяцев. Если можно, я бы не ставил вопрос именно так. У меня не было впечатления, что это открытие.
За последнее время Президент Украины Петр Порошенко осуществил ряд конкретных действий по борьбе с этим злом. В течение последнего месяца были проведены, по крайней мере, с моим участием, три совещания с силовиками, на этой неделе планируется четвертое.
Даются конкретные поручения, требуется их исполнение. Работа идет полным ходом.
РБК-Украина: Об этом говорят уже несколько лет.
Константин Ликарчук: Расставим акценты по закарпатской ситуации, потому что она приобрела некий резонанс. И для того, чтобы принимать решения по этой ситуации нужно, прежде всего, вникнуть в суть проблемы.
РБК-Украина: Вы имеете в виду увольнение руководства Закарпатской таможни?
Константин Ликарчук: Да, я имею в виду решения по Закарпатской таможне. Я хочу обратить внимание на следующее.
Исходя из всех новостных сюжетов, которые я видел, и, исходя из информации, которая у меня есть, конфликт возник, потому что какие-то люди не поделили контрабандные пути через "зеленку". Не через пункты пропуска, а через "зеленку".
Я могу ответственно заявить, что таможня к любой деятельности, к любой контрабанде через "зеленку" не имеет ровно никакого отношения.
РБК-Украина: То есть, здесь вопросы нужно задавать кому?
Константин Ликарчук: Вопросы нужно ставить тем, кто занимается защитой и охраной государственной границы.
РБК-Украина: То есть, пограничникам.
Константин Ликарчук: Госпогранслужбе и СБУ. И я так понимаю, на уровне руководства страны и Президента вопрос так и стоит.
Вопрос по таможне другой, он другого характера. Мы уже давно уделяем большое внимание деятельности Закарпатской таможни. Это один из первых моментов, которые мы начали рассматривать.
В Закарпатье я собирался ехать на следующей неделе, проехать еще Волынь, Львов, Черновцы, то есть сделать такой некий объезд западной границы, встречаться с местными администрациями, руководителями правоохранительных органов, устанавливать принципы совместной работы.
Но поскольку в Закарпатье сейчас такая ситуация, что могут всех поменять, я решил визит отложить и провести его после того, когда будет понятна ситуация.
Три недели назад мы на Закарпатскую таможню назначили и.о. начальника Романа Крутяка и за этот период мы много чего остановили. Например, остановили экспорт ферросплавов под видом шлака, чтобы не платить таможенную пошлину, спирт, сигареты, и они частично пошли на Черновцы и Львов - по нашей оперативной информации.
РБК-Украина: То есть, потоки переориентировались?
Константин Ликарчук: Да. Мы остановили автобусы и они в основном пошли во Львов и через Волынь, опять же таки, по нашей информации.
Остановили ввоз топлива под видом топливных элементов, на которые начисляется меньший акциз и другие платежи в госбюджет. За три недели мы сделали многое. Это все шло, как на экспорт, так и импорт.
РБК-Украина: В каких объемах вы оцениваете контрабанду через западную границу, и в целом?
Константин Ликарчук: Это невозможно оценить.
РБК-Украина: Насколько этот поток глобальный?
Константин Ликарчук: Вполне глобальный.
РБК-Украина: Эти потоки масштабны на западной границе или все же из России через Донбасс?
Константин Ликарчук: Я не могу говорить про Донбасс, потому что таможни нет на линии разграничения. Там есть армейские подразделения, СБУ, налоговая милиция.
А потоки касаются всех границ: и западной, и южной, и северной - Беларуси в меньшей степени, России-в большей.
РБК-Украина: Какой объем конфискованного товара с начала года, сколько было уничтожено?
Константин Ликарчук: За полгода заведено более 8 тыс. дел о нарушении таможенных правил на сумму 638 млн грн. Если сравнивать с прошлым годом, то рост по количеству дел на 12%, по сумме - вдвое.
Из общего количества выявленных фактов, например, незаконного перемещения сигарет, 75% были выявлены при попытках вывоза с территории Украины. Закарпатская таможня за полугодие предупредила 70 случаев незаконного вывоза табачных изделий в объеме более 1 млн шт. на сумму 673 тыс. грн, 60 случаев незаконного перемещения алкоголя на сумму 88 тыс. грн.
Сколько было уничтожено конфиската, мы сказать не может. Это не наша компетенция и мы за этим не следим.
РБК-Украина: На данный момент руководство Закарпатской таможни отстранено или уволено. Проводятся ли там следственные действия, внутренние служебные расследования?
Константин Ликарчук: Руководство таможни, руководство постов и еще ряд должностных лиц, практически все сотрудники таможни, которые так или иначе осуществляют руководящие функции, отстранены на время проведения служебного расследования. Проблема в том, что не все документы на отстранение были со мной согласованы.
РБК-Украина: А по процедуре вы обязаны их согласовывать?
Константин Ликарчук: Я считаю - да.
РБК-Украина: Почему тогда вы не участвовали в процедуре? Напрямую Роман Насиров (глава Государственной фискальной службы) подписывал?
Константин Ликарчук: Подписал Сергей Билан (первый замглавы ГФС, - РБК-Украина), потому что Роман Михайлович был на конференции в Вашингтоне. И он (Билан, - РБК-Украина), как исполняющий обязанности (главы ГФС, - РБК-Украина) подписал ряд документов, с которыми я согласен.
Это документы, связанные с отстранением руководящего состава Закарпатской таможни на время проведения служебного расследования, после чего может быть рассмотрен вопрос их увольнения. Но это не связано с конфликтным случаем, который послужил причиной для противостояния на Закарпатье сейчас.
И также был подписан приказ о прекращении исполнения обязанностей Романом Крутяком, которого именно мы назначали три недели назад. И с этим решением я не согласен, потому что у меня есть конкретные отчеты о деятельности Крутяка, конкретные факты.
Я знаю, что Закарпатская таможня стоит уже три недели. То есть, Крутяк выполнял те задачи, те инструкции, которые мы перед ним ставили.
РБК-Украина: Как это - стоит Закарпатская таможня, какие инструкции он выполнял?
Константин Ликарчук: Стоит таможня, потому что мы дали такую инструкцию. Президент давал поручения закрыть "дырки" на западной границе.
Мне удалось назначить моего кандидата на Закарпатскую таможню. И "дырка" на таможне была закрыта. Физически там ничего не ехало.
На прошлой неделе стояли порядка 400-500 бусов на венгерской стороне, во дворах. Это по информации венгерской стороны, которую мы получаем. 1-1,5 тыс. бусов поехали на Львов и Волынь. И у меня есть фотографии со Львовских пунктов пропуска, которые я показывал и.о. главы Львовской таможни и обращал его внимание на то, что это все пошло туда, и не один раз.
Мы знаем, что на складах в Венгрии остались партии сигарет, которые не прошли Закарпатскую таможню. Это оперативная информация и начальники таможен ею обмениваются.
РБК-Украина: Прорвались они через Львовскую таможню?
Константин Ликарчук: Частично. Но схемы, которые были на Закарпатской таможне много месяцев, были закрыты.
РБК-Украина: Какова суть схем? Известны ли вам конкретные лица, которые "крышуют" контрабанду?
Константин Ликарчук: Я бы не хотел бросаться обвинениями, кто что "крышует". Я говорю о конкретных вещах, которые мы сделали и что мы остановили.
Физически не пропускался тот товар, который шел с нарушениями таможенных правил. Отбирали образцы по ферросплавам, спирту, отправляли в лабораторию, получали ответы, то есть, шла нормальная работа.
Через западную границу идет все, там нет такого товара, который превалирует. По моей информации, начальники Словацкой и Венгерской таможен сейчас в шоке от того, что происходит в Закарпатье с таможней, потому что там было очень много совместных вещей и проектов, которые мы делали. И они собираются даже в Брюссель обращаться по этому поводу.
РБК-Украина: Что это за совместные проекты, какова их реакции на происходящее?
Константин Ликарчук: Крутяк мне сегодня утром доложил, что начальники Венгерской и Словацкой таможен паникуют по поводу заявлений, что всех уволят.
Вопрос в том, что у нас идет совместная работа по реконструкции постов за европейские деньги. И их беспокоит то, что если всех уволят, то работа остановится.
Крутяк с ними встречается, чтобы успокоить, потому что они хотят обращаться в Брюссель. Они хотят поднять этот вопрос в Брюсселе, они не понимают, что значит уволить все руководство Закарпатской таможни.
А эта таможня, так или иначе, выдает более 10 млн грн ежедневно. Такой план у нее среднесуточный стоит на июль.
На данный момент план они выполнили на 86,4%. Но Крутяк обещал план выполнить и у него было понимание, как это сделать.
РБК-Украина: Вы не исключаете того, что все таможенники Закарпатья будут уволены?
Константин Ликарчук: Они все отстранены за исключением одного человека, у которого есть право финансовой подписи, чтобы деньги Закарпатской таможни перечислялись в бюджет. Ко мне прислушались в этом вопросе.
РБК-Украина: Кто сейчас растамаживает грузы, кто досмотры проводит и принимает декларации?
Константин Ликарчук: Хороший вопрос.
РБК-Украина: Вы этот вопрос задавали Крутяку, премьеру, главе ГФС?
Константин Ликарчук: Это не вопрос к Крутяку, он же отстранен. А премьер (Арсений Яценюк) с Насировым были в США ,и с ними сложно было поговорить.
Поручение премьера об отстранении (руководства Закарпатской таможни, - РБК-Украина) было дано через СМИ. Я не видел письменного поручения. Мне потом перезвонил Насиров и сказал, что есть такое поручение.
Отвечая на вопрос, кто растамаживает грузы, отстранили же не всех, рабочий вопрос идет.
РБК-Украина: На заседании военного кабинета СНБО Президент Петр Порошенко заявил, что суть конфликта в Мукачево - перераспределение потоков контрабанды. О чем идет речь, перераспределение между кем и кем?
Константин Ликарчук: Звучат фамилии народных депутатов, в том числе, которые там каким-то образом занимаются этими вопросами. Но еще раз повторяю, это вопрос контрабанды через "зеленку", а не пункты пропуска. Необходимо профессионально разбираться в этих вопросах, чтобы делать умозаключения.
Президент совершенно корректно сказал, да, наверное, перераспределение контрабандных потоков. Но вы должны понимать, что через пункты пропуска контрабанда не идет.
Есть нарушение таможенных правил, когда что-то не декларируется, когда декларируется не то, что перевозится. А то, что идет через "зеленку" - в чистом виде товар вне таможенного контроля.
Нынешняя ситуация похожа больше на криминальные разборки. И такое может произойти, по моему мнению, в любом государстве. Но вопрос в том, как власть на это реагирует.
РБК-Украина: Когда в полном объеме, по вашему мнению, заработают схемы прозрачного ввоза и растаможки товаров?
Константин Ликарчук: На Закарпатской таможне уже началось три недели назад.
РБК-Украина: А по другим таможням, в частности, на западной границе?
Константин Ликарчук: На прошлой неделе я получил заявление об увольнении начальника Черновицкой таможни Николая Салагора, выполняя поручение премьер-министра, которое лично мне было дано в прошлый понедельник вечером.
Я его (Салагора, - РБК-Украина) вызвал, донес поручение премьер-министра, он написал заявление - и через несколько часов я узнал, что он его отозвал после беседы с Романом Насировым.
Никакого объяснения этому случаю я не получил, но было начато служебное расследование относительно факта получения мной этого заявления.
РБК-Украина: По какой причине было поручение премьер его уволить и кто сейчас руководит Черновицкой таможней?
Константин Ликарчук: Тот же самый человек.
РБК-Украина: Какая ситуация на украинско-румынской границе?
Константин Ликарчук: Такая же, как и везде на западной границе - бусы, занижение таможенной стоимости. Ничего особого там нет.
РБК-Украина: Что нужно сделать, чтобы перекрыть границу для незаконного перемещения товаров?
Константин Ликарчук: По поводу "зеленки" ничего не могу сказать, это не мое ведение. А по поводу таможни - это комплексная проблема.
Нужно реформировать службу, менять людей, нужно дать им правильные инструкции и выполнять их. Эти инструкции касаются перекрытия всех потоков. Их главное выполнить и мы их выполняли на Закарпатской таможне.
То же самое нужно сделать на всех остальных. И ситуация будет совсем другая. Тогда, по идее, все должно пойти через "зеленку", и тогда пограничники относительно легко смогут все это перекрыть.
Ничего там такого, что помешало бы это перекрыть, нет.
РБК-Украина: Об этом власть говорит годами, но глобально ничего не меняется.
Константин Ликарчук: Я могу говорить только о периоде своей деятельности в таможне. Накапливалось годами, наверное, потому, что кто-то с этого что-то получал.
РБК-Украина: Возвращение уголовной ответственности за товарную контрабанду снизит потоки, уберет такое явление?
Константин Ликарчук: И мы тогда легализуем правоохранительные органы в зоне таможенного контроля. То есть, проблема будет та же, что и сейчас, только правоохранительные органы в зоне контроля будут находится на законных основаниях.
РБК-Украина: А идеи правительства об аутсорсинге таможни решат проблему?
Константин Ликарчук: Если кто-либо когда-либо в мире проводил проект такого масштаба, правительство готово выделить несколько миллиардов, может, десятки миллиардов гривен в год на оплату услуг аутсорсинговой компании, пожалуйста, можно рассмотреть этот вопрос.
Но заявление премьер-министра звучало по другому - рассмотреть возможность передачи на аутсорсинг наиболее коррумпированных таможен. То есть, значит есть наиболее и наименее коррумпированные таможни.
РБК-Украина: Вы не понимаете, как это может выглядеть?
Константин Ликарчук: Я понимаю, что это работать не будет. Если передать на аутсорсинг одну, две таможни, все потоки переместятся на другие, менее коррумпированные таможни - и они станут более коррумпированными.
Поэтому, чтобы рассматривать данный проект, то лучше в контексте передачи всей таможенной службы. А дальше уже рассмотреть вопрос передачи в управление всей фискальной службы. Почему нет? Ведь хорошая мысль.
РБК-Украина: Вы достаточно смело, как для представителя руководства фискальной службы, критикуете идеи правительства. И в Одессе были на форуме, где была принята резолюция о не поддержке реформ в плане реформирования фискальной службы.
Константин Ликарчук: Я делаю то, что считаю нужными важным для страны в это время.
РБК-Украина: А что вы считаете нужным? Не допустить слияния таможни с налоговой службой, не допустить ликвидации таможенных постов? Почему это все неправильно? У Романа Насирова другое понимание реформы.
Константин Ликарчук: Я читал законопроект (правительственный законопроект №2177-а, - РБК-Украина) и он предусматривает ликвидацию. Я не буду комментировать, почему Роман Михайлович считает по-другому.
В парламенте до рассмотрения законопроекта так руки и не дошли, и я планирую разговаривать с фракциями. Пока я общался с депутатами из комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, объяснил позицию, которая есть, и буду ее дальше объяснять, продолжать объяснять и руководству страны.
РБК-Украина: Вы провели соответствующую беседу с фракциями?
Константин Ликарчук: С фракциями я бесед не проводил, но планирую это сделать. Я разговаривал с депутатами из комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, объяснил позицию.
Премьер-министру я уже объяснял, но пока не достучался.
РБК-Украина: Как вы аргументировали свою позицию и почему так и не достучались, как считаете?
Константин Ликарчук: Я не знаю, почему он не услышал, может, я плохо объяснил. Но аргументы по реформе следующие.
Премьер-министр ставит определенные задачи, определенный KPI. Я ответственно заявляю: чтобы выполнить поставленные задачи, таможенной службой необходимо управлять, а не ликвидировать ее. А реформа приведет именно к этому.
Это не просто продолжение того, что было при Миндоходов, это углубление и расширение. И, с точки зрения интересов государства, по моему мнению, эта реформа некорректна.
Поэтому как госслужащий, я буду выполнять решения, если они будут приняты. Но личное, профессиональное мнение я буду высказывать.
РБК-Украина: Вам уже сейчас не предлагали уволиться, потому что конфликт на лицо?
Константин Ликарчук: Мне не предлагали. И, если предложат, я не уволюсь.
РБК-Украина: Будете настаивать на том, что такая реформа не нужна?
Константин Ликарчук: Именно так.
РБК-Украина: На каком этапе идея о совместном контроле на границе с Польшей?
Константин Ликарчук: Подготовлен, утвержден и передан Президенту план-график осуществления совместного контроля по всей западной границе.
РБК-Украина: Когда мы переходим на новые правила?
Константин Ликарчук: У нас не со всеми соседями есть соглашение о проведение совместного контроля. Есть только с Польшей и Молдовой. Нет со Словакией, Венгрией и Румынией. Это вопрос ближайшей перспективы.
С Польшей это быстрее можно сделать. Совместный контроль уже осуществляется на таких пропускных пунктах для автомобильного сообщения, как "Смельница-Кросценко" с 2003 года, "Грушев-Будомеж" - с декабря 2013 года. После завершения строительства в 2017 году планируется совместный контроль на "Ныжанковичи-Мальховичи".
Всего 12 пропускных пунктов на границе с Польшей. То есть, остальные пункты мы можем достаточно быстро закрыть.
Мы будем просить, чтобы европейские коллеги нам помогли с финансированием этого проекта, потому что в бюджете нет денег. Хотя это не такие уж большие деньги.
Нужно понимать, как это происходит. Наши таможенники заходят на территорию польских пунктов пропуска, и уже на польской территории осуществляют контроль - после того, как поляки уже его осуществили.
Существенных расходов не нужно, кроме вопросов аренды их помещений. Министр финансов Наталья Яресько этот вопрос поднимала, и это выгодно нам.
РБК-Украина: Свидетельствует ли это о том, что украинские таможенники будут получать европейскую зарплату?
Константин Ликарчук: Нет.
Беседовала Наталья Непряхина