ua en ru

Кому нужны газовые сети

Кому нужны газовые сети Газораспределительные сети снова стали "яблоком раздора"
Абсурдность и несвоевременность идеи введения в Украине в нынешних условиях, платы за пользование государственными газораспределительными сетями очевидна для всех специалистов газовой отрасли.

Абсурдность и несвоевременность идеи введения в Украине в нынешних условиях, платы за пользование государственными газораспределительными сетями очевидна для всех специалистов газовой отрасли.

Во-первых, введение платы за государственные сети неизбежно приведет к росту розничных цен на газ, так как других источников обеспечения "платности" не существует.

Во-вторых, это породит цепную реакцию и желание других собственников (около 50 тыс. частных и коммунальных субъектов хозяйствования и многие тысячи физических лиц) получить плату за принадлежащие им сети, что приведет к множественным конфликтам и судебным тяжбам, способных парализовать нормальную работу операторов газораспределительных систем.

В-третьих, игнорируется очевидная абсурдность самой идеи платежей за пользование сетями, так как операторы газораспределительных сетей по существу являются исполнителями работ по поддержанию систем в работоспособном состоянии за счет тарифов, которые устанавливает государственный регулятор, и в интересах всех потребителей.

Вы разве требуете плату за использование вашего дома (квартиры) у строителей, которые осуществляют ремонт, на том основании, что они временно пользуются вашим домом: ходят по комнатам, штукатурят стены, латают крышу, моют руки в вашем санузле?

Нет, вы, конечно, имеете право потребовать компенсацию, но должны осознавать, что сами и оплатите свое "законное желание" с накруткой на административные расходы и норму прибыли подрядчика.

В-четвертых, как это не парадоксально, государство никогда не являлось и не является собственником газораспределительных систем в трактовке современного законодательства.

Государство является собственником отдельных газопроводов, отдельных сооружений и отдельного оборудования, которые не являются системой.

Газораспределительная система - это все газораспределительные сети, включая домовые вводы, находящиеся на определенной территории, вместе с оборудованием и сооружениями, обеспечивающих учет и доставку газа - от магистральных сетей до конечных потребителей.

Весь этот сложный технологический комплекс имеет десятки тысяч собственников и собран на балансах операторов ГРС - исключительно в целях более качественного их обслуживания, обеспечения безопасности, оптимального управления режимами газоснабжения. И, в конечном счете, оптимизации затрат. Искусственное дробление этого комплекса по критерию формы собственности приведет к утрате управляемости и надежности газоснабжения страны, и только увеличит расходы потребителей Украины на содержание газовой инфраструктуры.

Все эти аргументы неоднократно приводились в высоких кабинетах различных органах государственного управления. Однако, эти же аргументы полностью игнорировались вопреки здравому смыслу.

Очевидно, ответ кроется не в здравом смысле и отсутствии профессионализма, а в попытках банально извлечь материальную выгоду, переложив все издержки этой очередной "реформы" на потребителя. Именно поэтому, по замыслу "реформаторов", платежи за сети должны перечисляться не в государственный бюджет, а на счета некого "государственного предприятия" созданного то ли Министерством энергетики, то ли НАК "Нафтогаз Украины".

Какова будет дальнейшая судьба этих денег - нам неизвестно. Очевидно, на них будут содержаться офисы, легковые автомобили, оплачиваться услуги консультантов (естественно дорогих, зарубежных), выплачиваться "рыночные" зарплаты в сотни тысяч долларов. И все это для реализации загадочной функции "операционного контроля за государственными сетями".

А в это время работники облгазов (мастера, обходчики, диспетчера, аварийщики, инженеры), которые многие годы, собственно, и обеспечивали этот самый "операционный контроль", поддерживая жизнеспособность и сохранность государственного имущества, будут продолжать получать нищенскую зарплату и нести ответственность за все неполадки, аварии и несчастные случаи.

В пользу этой версии говорит и то, что практически на протяжении всей истории независимой Украины содержание и модернизация сетей хронически недофинансировались за счет тарифов. Зато сейчас деньги в тарифах обещают предусмотреть. Но пойдут они не на восстановление полностью самортизированных сетей и даже не на улучшение качества обслуживания потребителей, а растворятся в лабиринтах государственных финансов.

"Реформаторы" почему-то считают, что облгазы никуда не денутся, ради сохранения на балансе сетей и своего бизнеса, пойдут на любые условия со стороны государства. А если они ошибаются? Давайте представим, как говорится "чисто гипотетически", следующий сценарий.

Облгазы, или какая-то их часть отказываются от содержания на балансе государственного имущества и буквально выполняют постановление Кабмина N796 от 30 сентября 2015 года, передав часть газораспределительных сетей на баланс "Нафтогаза", отказавшись принимать их обратно на платной основе.

И тогда со всей очевидностью возникает проблема, причем не у облгазов, а у НАКа. И не одна.

Вдруг окажется, что у должностных лиц НАКа сразу же возникнет полная ответственность за состояние и надлежащее функционирование переданного им имущества, включая уголовную, - объекты трубопроводного транспорта, как это ни странно и неочевидно для государственных деятелей, - объекты повышенной опасности, со всеми вытекающим последствиями и рисками для потребительской общественности.

Чтобы избежать этой ответственности, НАКу придется либо подписать договора с действующими операторами ГРС на предоставление ими услуг по содержанию и обслуживанию сетей и сооружений. И платить им за обслуживание сетей из своего бюджета.

Либо создать своего собственного оператора. Но чтобы этот государственный оператор получил лицензию на осуществление этой деятельности по всей территории Украины и смог надлежащим образом выполнять свои обязанности, НАКу придется:

- создать с нуля эксплуатационную инфраструктуру в регионах, городах и районных центрах, включая ремонтные базы, офисы, склады, информационно-коммуникационные системы, и т.д.;

- организовать аварийно-диспетчерские службы, оснащенные современным оборудованием, транспортом, системами оперативной связи;

- набрать, привлечь, обучить опытный инженерно-технический персонал, которому можно доверить эксплуатацию газопроводов;

- обеспечить узлами учета весь периметр государственной инфраструктуры от других собственников узлами учета (по так называемой границе балансовой принадлежности), а это сотни тысяч современных и дорогих узлов учета и долгие годы работы.

То есть, для начала полноценной деятельности очередного государственного монстра понадобятся годы и годы, миллиарды и миллиарды.

А потом, со временем, придет осознание неэффективности государственного собственника (кто бы сомневался). И встанет вопрос либо о ликвидации, либо о приватизации всего этого имущества, как это уже произошло с ДП "Нафтогазмережи" (правда продать ничего не смогли в связи с балансовой стоимостью имущества этого дивного предприятия, отличающегося от рыночных цен в несколько раз).

Оно нам надо?

Гораздо честнее и прозрачнее сразу же объявить приватизацию газораспределительных сетей, как это было сделано с электросетями еще в 1990-е годы.

И на честном прозрачном аукционе по продаже сетей сразу станет понятно, сколько они стоят и кому они на самом деле нужны. И прекратится, наконец истерика на тему "стратегічної безпеки держави".

Почти не сомневаюсь в том, что покупателей на этот "стратегический актив" не найдется вовсе, а ремонтировать и содержать эти сети все равно придется. Но это уже будет рассматриваться обществом не как источник доходов, а как специальная обязанность, возлагаемая государством на частных операторов газораспределительных систем.