Минфин не готов к еще более широкому компромиссу с аграриями и предпринимателями, чем уже предложено в проекте Налогового кодекса. В правительстве категоричны: или парламент идет на кардинальное реформирование упрощенной системы налогообложения и частичную отмену спецрежима по НДС для сельхозпроизводителей, или пусть депутаты ищут компенсаторы потерь доходов бюджета при сохранении всех налоговых правил. Уже завтра Верховная Рада намерена утвердить налоговую реформу и проект бюджета-2016 в первом чтении. А бизнес готовится к акциям протеста.
Минфин не готов к еще более широкому компромиссу с аграриями и предпринимателями, чем уже предложено в проекте Налогового кодекса. В правительстве категоричны: или парламент идет на кардинальное реформирование упрощенной системы налогообложения и частичную отмену спецрежима по НДС для сельхозпроизводителей, или пусть депутаты ищут компенсаторы потерь доходов бюджета при сохранении всех налоговых правил. Уже завтра Верховная Рада намерена утвердить налоговую реформу и проект бюджета-2016 в первом чтении. А бизнес готовится к акциям протеста.
В четверг на 12:00 запланировано внеочередное заседание парламента. В повестке дня - налоговая реформа и пакет бюджетных законопроектов, которые правительство внесло в Верховную раду только в конце прошлой недели. Проект бюджета-2016 разработан на основе новой налоговой базы, предложенной именно Минфином.
Это ставит в практически безвыходное положение депутатов: любой "шаг" в сторону и баланс доходов-расходов будет сорван. Кроме того, эта версия законодательных инициатив согласована с МВФ. Любые попытки их коррекции приведут к, мягко говоря, недовольству со стороны кредиторов.
"Моя точка зрения относительно МВФ очень четкая, - заявила вчера на пресс-конференции министр финансов Наталья Яресько. - МВФ Украине сейчас очень нужен и без него мы не можем обеспечить стабильность нашей экономики, без него мы не можем обеспечить стабильность нашей национальной валюты, без него мы не можем задерживать и уменьшать уровень инфляции".
Более того, по ее словам, Фонд не только основной кредитор страны, но и индикатор, оценивающий правильность проведения экономических реформ.
"Европейский бизнес встречался в понедельник с Натальей Яресько, говорили, что не готовы уже с 1 января работать по новым ставкам, нормам. Речь уже нужно вести о переносе сроков на 2017 год, - рассказал РБК-Украина один из участников встречи. - Она сказала, что есть новые ставки и бюджет рассчитан именно на них. То есть, все - как обычно. В начале 2015 года было большое недовольство бизнеса. И в 2016 году будет. Ничему история не учит".
По словам премьер-министра Арсения Яценюка, президент просит рассмотреть и принять все наработки Кабмина по сокращенной процедуре. И уже завтра депутаты планируют принять изменения в налоговое законодательство и проект бюджета в первом чтении.
"Мы были инициаторами заседания в четверг, - заявил РБК-Украина первый замглавы фракции "Блока Петра Порошенко" Игорь Кононенко. - За пятницу-понедельник документы будут доработаны, чтобы на следующей неделе спокойно их принять. Если бы не было желания их принимать, никто бы особо не напрягался".
Спокойное принятие правительственного пакета реформ вряд ли будет обеспечено. Предложения еще не вынесены в зал, а на Минфин уже обрушился шквал критики, как со стороны депутатов, так и экспертов и бизнеса. Иначе, как "груз 700" (по количеству страниц в проекте), реформу не называют.
"До нового года осталось чуть более двух недель, и мы считаем целесообразным срочно отказаться от дальнейшей работы с законопроектом Минфина, который предусматривает дальнейшее повышение фискального давления на бизнес и никоим образом не решает проблем, существующих в системе налогообложения и администрирования налогов", - заявил замглавы совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.
"Если Минфин учтет (предложения комитета, - ред.), то этот проект найдет поддержу в сессионном зале. Если проигнорируют - тогда позитивный результат прогнозировать сложно. Думаю, с сегодняшнего дня мы с Минфином будем в постоянном диалоге и в результате можем выйти на действительно компромиссный проект, про который говорились на Нацсовете реформ", - отметила вчера глава комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина после заседания в комитете рабочей группы.
"Спокойно ли спится чиновникам Минфина, или не спят, все думают, как "отмыть" грантовые деньги для написания кодекса?" - иронизирует депутат одной из фракций коалиции.
Новый вариант "20/20/18/18", суть которого впервые была опубликована неделю назад после заседания Нацсовета реформ, до сих пор вызывает споры у депутатов по поводу того, с кем и когда был достигнут компромисс. И если по ставкам в принципе особых претензий нет, то массу вопросов вызывает "компромиссность" в вопросах администрирования и спецрежимов.
Речь идет об аграриях и упрощенной системе налогообложения. В проекте кодекса за сельхозпроизводителями частично остается спецрежим по уплате НДС - 75% бизнес должен платить в бюджет (до 15 млрд гривен), 25% (6,6 млрд гривен) - оставлять в своем распоряжении (сейчас 100%). Кроме того, правительство согласилось вернуть механизм возмещения НДС.
Как заявил первый замминистра аграрной политики и продовольствия Ярослав Краснопольский на заседании межфракционного депутатского аграрного объединения, позиция министерства остается неизменной с начала года, как только заговорили об отмене льготного режима для аграрного бизнеса. Система поддержки должна оставаться. В качестве компромиссного варианта уже после консультаций с бизнесом МинАПК предложило временную - на два года - пропорцию 90/10, где большая часть денег должна была оставаться на счетах предприятий отрасли.
Кроме того, уже когда начался процесс согласования бюджетных расходов, министерством был предложен пакет финансовой поддержки сферы на сумму 4,4 млрд гривен. Из них 1,2 млрд гривен должны были пойти на компенсации ставок по кредитам, 2 млрд гривен - на поддержку животноводства, 250 млн гривен - на развитие молодых садов, виноградники и фермерские хозяйства, 134 млн гривен - рыбхоз, 130 млн гривен - на санитарно-эпидемиологическую профилактику. Минфин план поддержки не согласовал.
"Откуда взялась формула 75/25 - не понятно, она спонтанная и появилась после Нацсовета реформ, - отметил собеседник РБК-Украина в правительстве. - Минфин к этому однозначно не готовился. А позиция МинАПК - отменять систему аккумуляции нельзя".
Налоговое давление на отрасль, по словам глава Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Ивана Томича, началось еще в 2015 году. Нагрузка на 1 га выросла в 20 раз. Дальнейшее увеличение, по его подсчетам, приведет к сокращению экспорта и страна в 2016 году может потерять около 4 млрд долларов валютной выручки.
"И это еще не все. Вторая сторона медали - пересмотр упрощенной системы, которая позитивно влияла на развитие сектора, особенно на малые и средние фермерские хозяйства", - заявил Томич.
Напомним, сейчас работает 4 группа, предприниматели платят фиксированный сельхозналог (ФСН) в размере 0,09-1,35% от нормативно-денежной оценки земли/1 га. По данным Минфина, на ней находится 41,6 тыс. предпринимателей. Правительство предлагает ввести ограничения на использование упрощенной системы. На ней смогут находится только бизнес с годовым оборотом до 2 млн гривен. Ставки остаются прежними.
По данным ГФС, на 1 августа, объем годового оборота до 2 млн гривен имело подавляющее большинство плательщиков ФСН - 73,8% или 24,13 тыс. Правда, всего за год их количество сократилось на 15%. Более 2 млн гривен - 26,2% или 8,5 тыс. И здесь соответствующие показатели увеличились почти на 12,4%.
Фото: ФСН за 2015 год
В Минфине признают, что на общую систему должны перейти 6,5 тыс. фермеров.
"До 7 тыс. фермеров просто перестанут вести деятельность, - отметил Иван Томич. - А 70% рабочих мест в сельской местности обеспечивают именно фермерские хозяйства. От их работы зависит и социальная инфраструктура. Это будет серьезный удар".
Кроме того, напомнил Томич, речь идет не только о доходах аграриев, а и о продовольственной безопасности. Политика правительства уже привела к определенному дефициту ряда товаров: гречки, сахара, овощей.
"Можно и импортом замещать, но он не будет таким уж доступным при долларе в 25-26 гривен, - пояснил он. - 35% озимых не досеяно, весной нужно будет досевать, а за какие деньги? А если будут проблемы с зерновыми, то это сразу же ударить по молочно-мясной отрасли, которые и так практически разрушены".
По прогнозам эксперта, уже можно прогнозировать дефицит украинского молока и мяса. А цены на продукты питания в среднем вырастут в полтора раза.
"Селянин выживет. Будет голый, но на хлеб с салом хватит, но мы же говорим об угрозах государству. Когда люди голодные и им не за что купить еду, то процессы могут быть неконтролируемые и непрогнозируемые", - подчеркнул Иван Томич.
На прошлой неделе по стране прокатились акции протеста. В день голосования у парламента планируются масштабные митинги - до 15 тыс. человек, уточнил Томич.
"Ждите последствий с 1 января. Советую всем услышать, потому что накал такой, какого я за 20 лет не видел, - добавил глава Аграрного союза Геннадий Новиков. - Нет у Кабмина обоснованной позиции. НДС - самый коррумпированный налог. НДС мы аккумулировали на счетах - коррупции не было, чиновников не было, поэтому и нужно, видимо, отменять".
Глава парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Тарас Кутовой уверен, что тема спецрежима требует дискуссий. Он предложил для растениеводства полностью отменить спецрежим, сохранив его за животноводами.
"Нулевая ставка при экспорте и возможность возмещения НДС даст необходимую инъекцию для растениеводства, поэтому 25% спецрежима не нужно рассматривать для них", - пояснил Кутовой.
Хотя, например Игорь Кононенко считает, что компромисс по аграриям все же найден и он закреплен в проекте кодекса.
Не менее воинственно настроены и "единоналожники". Для них реформа предусматривает радикальные правки. Для 1 группы (в проекте группа А) неизменным остается ограничение по доходу в 300 тыс гривен. Ставка единого налога (ЕН) и ЕСВ повышается до 20% каждая (сейчас ЕН 10%, ЕСВ - фиксированный - 422,65 гривен ). Для них через три года будет обязательным использование кассовых аппаратов.
2 и 3 группы (в проекте - В) трансформируются более значительно. РРО для плательщиков, которые сейчас находятся на 2 группе, обязательно к применению с 1 января, для остальных через полгода. Оборот - не более 2 млн гривен (сейчас 2 группа - 1,5 млн гривен, 3 - 20 млн гривен), ставки по 20% (2 группа до 20% минимальных зарплат плюс ЕСВ; 3 - 2-4% от оборота, в зависимости от наличия свидетельства плательщика НДС, ЕСВ) .
Юрлица полностью выводятся из-под упрощенной системы. Определение прибыли по непрямым методам с применением коэффициента. Как раз уровень коэффициента и стал компромиссным - 0,85-0,45 вместо 0,8-0,4.
"Для нас только от коэффициента потери в размере 4-6 млрд гривен. Например, 1 млн гривен заработка. 850 млн гривен после применения коэффициента списываются и база начисления остается 150 тыс гривен. На нее уже и насчитываются единый налог и ЕСВ", - пояснила замминистра финансов Елена Макеева.
Член Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова подсчитала, что при обороте в 350 тыс. гривен объем уплаты единого налога и ЕСВ составит 18,5 тыс. гривен, сейчас нагрузка более 8,5 тыс. При доходе в 1,4 млн гривен, увеличение нагрузки почти в 13 раз.
В Минфине подход простой. Нынешняя система регрессивная. Чем больше доход, тем меньше объем уплаченных налогов. Предложенный механизм выровняет налоговую нагрузку. Кроме того, в законопроекте правительство предложило переложить расходы на приобретение кассовых аппаратов на местные органы власти.
По словам эксперта по вопросам бюджета Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, речь идет о финансировании 75% стоимости РРО, а это 2,2 млрд гривен, которые в местных бюджетах не предусмотрены.
"Отдать придется около 1 тыс. гривен. Но и с учетом этого получается, что даже для самых маленьких, о которых якобы заботится Минфин, все станет не лучше, а хуже. Тем более, никто не знает, как будет работать это возмещение. Скорее всего, очень плохо, потому что только в первые полгода одномоментно нужно возместить для более чем 400 тыс. предпринимателей, а у некоторых по несколько точек", - добавил старший экономист Центра CASE-Украина Владимир Дубровский.
Он напомнил, что попытка правительства Николая Азарова в 2010-2011 годах фактически ввести запрет юрлицам покупать товары, работы и услугу у МСБ (крупный бизнес не имел право включать эти затраты себе в расходы) ни к чему, кроме сокращения на 2 млн рабочих мест, не привела.
Глава Союза малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец прогнозирует, что основные баталии в парламенте будут разворачиваться как раз вокруг упрощенной системы.
"Нам еще во времена Януковича рассказывали, что это требования МВФ. Теперь то же самое говорят. Никто этих требований фонда не видел, но на малом бизнесе решили крест поставить, - считает он. - Если нас не услышат, будет еще один Майдан".
Он считает, что систему необходимо оставить в нынешнем виде, но готов дискутировать о размерах оборота для 3 группы. Например, если правительство считает, что это много, то можно снизить и до 3-5 млн гривен.
Предприниматель, представитель Нацплатформы малого и среднего бизнеса Анастасия Баклан считает, что предпринимателям Кабмин может кинуть "кость", чтобы бизнес успокоился в виде повышения оборота по группе В до 3,5 млн гривен.
"Есть определенная часть бизнеса, которая готова на такой компромисс, но есть и те, кто готов стоять до принятия либеральной налоговой реформы", - добавила она.
То есть, единой позиции у предпринимателей нет, но в одном требовании они все же сходятся - введении трехлетнего моратория на внесение изменений в упрощенную систему. Кроме того, в течение полугода предприниматели предлагают провести оценку влияния системы на развитие бизнеса и влияния на бюджет.
По данным Анастасии Баклан, доходы местных бюджетов от единого налога только увеличивались. Если в 2013 году к бюджет Киева было перечислено 1,079 млрд гривен, то прогноз на 2015 год - 1,8 млрд гривен. В структуре общего фонда столичной казны налог составляет 12,3%. По прогнозам Ассоциации городов, реформирование системы уплаты единого налога приведет к закрытию деятельности 240 тыс. предпринимателей. Потери местных бюджетов в таком случае оцениваются в 1,5 млрд гривен.
Игорь Кононенко отметил, что компромисс по упрощенной системе депутаты будут искать уже в стенах парламента: "И, думаю, что найдем". Однако Минфин пока что категоричен: или предложенный сбалансированный проект реформы, или депутаты должны предложить компенсаторы.
"Мы уже пошли на компромисс и по спецрежиму для аграриев, и по упрощенной системе. По спецрежиму мы прошли очень тяжелые переговоры с МВФ. Они нам дали возможность пропорции 75/25 и больше шансов, по моему мнению, нет. И этот компромисс был представлен президентом, был принят Кабмином. Поступления мы не можем уменьшить, потому что все мы уже сбалансировали, - заявила Наталья Яресько. - Если депутаты придут с предложениями и дальше сокращать расходы, то тогда можно принимать изменения по поступлениям. Я всех прошу понять: изменения по поступлениям, требуют изменений по сокращению расходов".
В то же время коалиционная фракция "Батькивщина" в лице Александры Кужель уже заявила, что "100% не будет голосовать за этот Налоговый кодекс Минфина и этот бюджет". Его они считают антинародным.
В парламенте не исключают, что возможен такой сценарий развития: если депутаты проваливают реформу и бюджет, то с 1 января вступает в силу механизм Бюджетного кодекса - финансирование расходов в размере 1/12 от бюджета-2015.
"Таким образом, депутаты хотят слить премьер-министра", - предположил собеседник РБК-Украина в правительстве.
И это самый худший вариант для Минфина. Тогда потери бюджета только от ЕСВ составят 52 млрд гривен. Если не будут приняты изменения в профильное законодательство, вступит в силу понижающий коэффициент по ЕСВ. Помимо этого, правительство будет ограничено в возможности займов, с нового году не станет поступлений от импортного сбора, отчисления Нацбанка будут сокращены. Но такой вариант развития событий в правительстве все же считают маловероятным.
"Вы хотите остаться без кредита МВФ? Как ответственный человек может рассматривать такие варианты. Бюджет и кодекс нужно принимать", - резюмировал и Игорь Кононенко.