ua en ru

как киевский рыбный патруль ловит браконьеров на Днепре

как киевский рыбный патруль ловит браконьеров на Днепре С первого апреля из-за нереста введен запрет на ловлю рыбы

С первого апреля в Украине из-за нереста запретили промышленное и любительское рыболовство, соревнования по рыболовству, проведение подводной охоты, передвижение плавучих средств. Любителям разрешили ловить рыбу только за пределами нерестилищ одной поплавочной или донной удочкой с одним крючком и спиннингом с берега в пределах населенного пункта в разрешенных местах.

Этой весной впервые в период нереста за реками присматривает рыбный патруль, который только летом прошлого года заменил рыбинспекцию. В Госрыбагенстве сообщили, что с начала работы Киевского рыбоохранного патруля провели более 500 рыбоохранных рейдов, на которых выявили более 650 нарушений правил рыболовства. При этом сумма ущерба, нанесенный рыбному хозяйству, составляет более одного миллиона гривен. Накануне нереста рыбоохранный патруль Киевской области усилил патрулирование водоемов.

РБК-Украина отправился с киевским рыбпатрулем, чтобы проверить, как "свежая кровь" борется с браконьерами.

Оперативник и юрист на посту

База Киевского рыбоохранного патруля №2 находится сразу возле с. Корчеватое под Киевом на территории Галерного залива. Уже на месте Андрей Вальдман вынимает из служебного автомобиля вещи, оставляя в багажнике Кодекс об административных правонарушениях. Еще год назад основным документом в его работе был Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. После 11 лет работы в уголовном розыске и начальником райотдела полиции сейчас он руководит отделом Киевского рыбоохранного патруля №2.

- Система довольно коррумпированная, - объясняет он причины ухода из полиции. - Система, в которой раскрытие преступления на заднем плане, мне не подходит.

Вступление в "ряды" рыбного патруля Андрею пришлось нелегко. Он признается, что дважды сдавал экзамены, изучал отраслевое законодательство и нормативную базу, проходил физподготовку, собеседование и психологическое тестирование.

Но навыки работы в уголовном розыске здесь помогают.

- Это - процесс общения с рыбаками или нарушителями. Существуют методы вербального или невербального выслушивания. Смотришь и понимаешь - врет человек, нервничает либо наоборот, расположен к тебе положительно, - объясняет он, уточняя, что действовать здесь нужно мягче. - Общение с правонарушителем – это не уголовный розыск. Мы работаем в основном по административным правонарушениям. Здесь нельзя как с преступником - сразу в наручники и на асфальт.

Чуть позже прибывает его напарник – главный госинспектор Андрей Смирнов. Этой ночью он будет помогать патрулировать часть Днепра - территорию Каневского водохранилища. Напарник тоже в системе человек новый. До набора в рыбоохранный патруль был юристом по гражданским и административным делам, а до этого – предпринимателем. В патруль пошел, потому что любит природу.

- Пришлось получить знания ихтиофауны, видов рыб. Нас обучали три месяца, - говорит он.

как киевский рыбный патруль ловит браконьеров на Днепре

Фото: В рыбном патруле сейчас работают бывший оперативник и юрист

Патрулировать ночью на воде в апреле довольно прохладно. Поэтому начальник Андрей предупредил, что нужно с собой взять теплую одежду. Переодеться можно в центральной комнате с самодельной буржуйкой, труба которой вмонтирована в крышу. Время от времени заходит охранник Борислав в домашней одежде и резиновых тапках. Сразу видно, что хозяин здесь он, и не только потому, что сторож, а потому что местный.

- Здесь нет браконьеров, - уверяет он, затягиваясь сигаретой, стоя на крыльце. - Браконьеры начинаются от Бортнической станции аэрации. Здесь нет смысла браконьеров ловить. Здесь рыбы нет. Раньше была, но выбили все нахер. И бракушы выбивают, и люди выловили. А основное - потому что угробили нерестилище. Это началось, как бардак начался, когда Украина отделилась.

Охраняет он базу второй год. По сути, он свидетель создания рыбного патруля из рыбной инспекции, которая существовала еще в прошлом году.

- Денег не выделяли, запчастей не было, подвижный состав разваливался прямо на глазах. На голом энтузиазме держался, можно так сказать, - говорит он.

Сейчас же, по его словам, с новой технической базой новые патрульные научатся работать.

- Стараются ребята - это без пи…жа - просто объясняет он. - Сюда ребята хоть и пришли, не понимают в этом ничего... Есть даже некоторые не понимают, где какая рыба, но они хотят работать. Большинство пришло, потому что они ненавидят браконьеров. Они их на дух не переносят.

Перед самым выездом Андрей Вальдман раскрывает тайну ночного рейда - по телефону он сообщал только, что отправляться будем с базы в Корчеватом.

- Это относительно удаленная точка. То есть, выйти в эту точку, поработать там не путем патрулирования, а путем наблюдения. Ночью очень хорошо слышен звук мотора, весел, - говорит он.

Штиль в охоте за нарушителями

В пришвартованный новенький катер загружаемся, когда начинает заходить солнце.

- Украинский производитель. Облегченный. Ничего лишнего, - описывает свое "детище" Андрей Вальдман. - Длина пять метров. Хорошие маневренные качества.

В носовой части - кувшин для сетей, который выглядит как большое пластмассовое квадратное ведро, и весло. В "бардачке" сигнальные ракеты и пистолет, сверху на нем - бинокль и папка с документами, в том числе и с бланками протоколов для нарушителей.

Андрей Вальдман вручает спасательный жилет военной раскраски - не только для безопасности, но и так будет теплее. Хотя собственный и своего напарника жилеты, Андрей не берет. На борт попадают "нерыбоохранные" атрибуты, без которых в рейде трудно, - термос с чаем, бутерброды и выпечка.

"За рулем" - начальник Андрей Вальдман. Рядом на втором кресле – инспектор в камуфляже. Мое место - на сплошном длинном кресле позади них, где могут поместиться еще два члена экипажа.

- Сейчас мы выйдем на фарватер, пойдем вниз по течению с заходами в заливы, посмотрим, пока еще светло. Идем в сторону Украинки. Украинка, Триполье - наша конечная цель – раскрывает маршрут капитан. - Пока туда дойдем, уже будет темно, выберем место для засады у места вероятного появления (нарушителей, – ред.). И будем ждать.

как киевский рыбный патруль ловит браконьеров на Днепре

Фото: С первого апреля после введения запрета на вылов рыбы рыбоохранный патруль Киевской области усилил патрулирование водоемов

В Днепр отходим, оставляя за собой рыбаков с удочками, которые "оккупировали" Галерный залив. Оказывается, что рыбачить здесь запрещено, но на это уже все смотрят сквозь пальцы. Эта территория бывшего рыборазводника, но сейчас он не функционирует. Патрульные реагируют только в случае грубых нарушений – при ловле на несколько удочек или же сетками.

- У людей глаза становились квадратные, - улыбаясь, пересказывает капитан Андрей реакцию местных, когда поначалу пробовал делать им замечания.

Во время внутриведомственного опроса он указывал, что нужно уже официально разрешить здесь ловить рыбу. Кроме того, предлагал и другие изменения – например, увеличить разрешённый предел общего веса улова с 3 кг до 5 кг.

Как только выходим на Днепр, Андрей Смирнов сразу поднимается со своего места и с биноклем рассматривает берега. В первую очередь, обращает внимание на лодки, на которых в этот период также запрещено находиться на водоеме. Капитан ведет катер и также осматривается по сторонам.

- Прямо по курсу - поднимает тревогу на борту Андрей Вальдман.

- Баржа, - успокаивает напарник с биноклем.

Андрей Вальдман рассказывает, что по оперативной информации возле Триполья ночью возможен выход браконьеров на лодках с сетями. Хотя сам Андрей говорит, что доверять на 100% таким сообщениям нельзя.

Маршрут достаточно долгий – без учета всех поворотов и объездов островов, только напрямую придется проплыть более 30 км. В Госрыбагенстве на горюче-смазочных материалах в этом году решили не экономить. На все теруправления выделили более 27 млн грн, хотя в 2016 г. было 3 млн грн. По расчетам рыбагентства, одна лодка потребляет 30 л\ч горючего, а теруправления, которые покрывали всю область, иногда получали по 100 л в месяц. А это всего на 3 часа работы на воде.

как киевский рыбный патруль ловит браконьеров на Днепре

Иногда начальник подсказывает напарнику, куда посмотреть в бинокль. Из-за шума большого мотора услышать подсказки почти нереально. Диалоги можно расслышать разве что при уменьшении оборотов.

- Сейчас сыпятся? - переспрашивает капитан по телефону у информатора Олега, который сам позвонил. - Я понял.

"Сыпятся" на профессиональном жаргоне значит ставить рыболовные сети. Оказалось, что где-то по нашему маршруту якобы кто-то решил поймать рыбу в больших объёмах.

Сейчас за совершение браконьерского вылова рыбы сетями, колющими орудиями, электротоком, взрывчаткой предусмотрен штраф от 340 до 680 грн, для должностных лиц – от 510 до 850 грн. Если объемы незаконно выловленной рыбы большие, то могут наказать вплоть до лишения свободы сроком до 3 лет. Кроме того, за каждую незаконно выловленную рыбу начисляется размер причиненного вреда (лещ - 170 грн, щука - 340 грн, сом - 425 грн, судак - 510 грн).

Несмотря на начало нереста и обширный запрет на ловлю рыбы, оба Андрея уже успели выявить нарушителей с первых дней.

– Электроудочку взяли, – говорит Вальдман. – Правда, убытков немного, но сам факт электроудочек – это очень хороший результат. Электроудочники – самые гадкие правонарушители. Взяли не просто электроудочку, а "паяльник". Он выжигает все в воде без разбора.

За год с лишним работы в рыбном патруле Андрей Вальдман изучил некоторые уловки незаконных рыбаков. Например, так называемый метод переворачивания вместе с лодкой: браконьер с сетями и рыбой, увидев патруль, просто переворачивается вместе с лодкой, топя улов и сети. В итоге нарушитель становится мокрым, но по сути и закону, "выходит сухим из воды".

При этом действия самих патрульных в ежедневной работе – тоже не "топорные".

– На берегу наблюдать под видом простого рыбака, – раскрывает одну из хитростей Андрей Вальдман, – а с мобильного корректировать действия своих коллег на воде.

Сумерки очень быстро сменяет темнота. Бинокль, с помощью которого можно приблизить картинку на несколько сотен метров, уже не помогает. Сейчас главный прибор – тепловизор.

Впервые в рейд Андрей Вальдман взял видеорегистратор, которыми оснастили рыбоохранный патруль Киевской области с 4 апреля. Устройство фотографирует и проводит аудио- и видеозапись семь часов подряд. Снимать можно даже ночью, и использовать его как рацию, подключать GPS или 3G.

Из-за отсутствия практики начальник знает пока что как пользоваться камерой согласно инструкции. Она поможет, в частности, фиксировать предложения "решить вопрос" от нарушителей, которых капитан достаточно наслушался за год работы.

– Пускай они уже предлагают на камеру, - говорит он. - Я всегда предлагаю повторить еще раз предложение и включаю демонстративно диктофон: "Еще раз я вас слушаю, хочу понять, что вы мне предлагаете". И уже никто ничего не предлагает.

Капитан рассказывает, как его хотели подкупить – на суше, из-за отсутствия документов на торговлю рыбой, патруль хотел составить протокол.

- Одни пытались бросить в кулек тысячу гривен, он на полу стоял, так я его ногой убрал, деньги упали, а я сказал: "Вы что-то потеряли".

- Мне 10 тысяч предлагали. За "уголовку", - вклинивается в диалог напарник Андрей. - Убытки составили там больше 10 тысяч. Они рыбу сетками ловили.

Погода на первый взгляд, располагает к эффективному патрулированию - на водоеме почти штиль, а яркая луна подсвечивает местность.

- Погода не является препятствием для нас. Нарушитель, когда идет на воду, тоже осознает, что не очень хочется выходить во время дождя, - говорит он. - Существуют такие преграды, как штормы. Здесь мы никуда не денемся. Нарушитель решает - хочет риска или нет, а мы государственные служащие. Кроме желания у нас есть должностные инструкции.

Этим браконьеры могут пользоваться, признается капитан, но даже в этих условиях им также нелегко.

- Шторм смывает сети, потом он их не находит, - объясняет он.

У берегов Украинки по одному из поворотов на берегу замечаем фургон. Остается только наблюдать за ними. Белый цвет машины заметен даже за кустарниками - свое дело делает и лунный свет. Но он одинаково "пеленгует" как нарушителей, так и патрульных. В тепловизоре на сером фоне видны только движения нескольких красных пятен, которые ходят вокруг автобуса с открытыми дверями. Несколько раз кто-то из них светит фонарем в нашу сторону.

- Лодку качают, - говорит шепотом капитан, услышав скрежет, и тут же добавляет: - Это мы скрипим?

Более вероятна все же последняя версия. Поэтому продолжаем ждать, а время решаем скоротать перекусом с чаем и булками. Сразу после этого инспектор Андрей говорит, что стоит отходить.

- Скорее всего, они не выйдут уже. Они нас спалили, - говорит инспектор Андрей.

На Пасху с рыбой

К месту засады добираемся уже после полуночи. Приходится идти с небольшой скоростью, чтобы не "попалиться" и здесь. Это - небольшой островок сразу у берега. Недалеко от нашего пришвартованного катера несколько проверенных для ловли рыбы мест. У дамбы - сом, щука, судак, окунь, плотва, лещ, а у соседнего островка – щука и окунь.

Прибыв на место, начинаем ждать. Теперь даже современная техника не даст сигнала о выходе на реку браконьеров. Единственный пеленгатор - хороший слух. Причем натренированный. Ведь стоим недалеко от города, по которому проходит не только железнодорожное сообщение, но и трасса. На слух любителю очень трудно отличить звук мотора лодки от машины, а тем более мотоцикла.

- Звук отличается, - пытается объяснить сначала инспектор Андрей. - Если будет - сам услышишь. У лодки он более звонкий.

Так фильтровать звонкий звук от глухого приходиться всю ночь.

Первые несколько часов проходят быстро. Но побывав на таком неожиданном холоде, ближе к утру время замедляется. Появляются мысли о бессмысленности всей этой "операции" - просто сидеть, ждать неизвестно чего и неизвестно кого, который должен появится неизвестно когда и неизвестно откуда. И это если вообще кто-то появится. К этому можно еще добавить и такую деликатную проблему, как сходить в обычный, в привычном понимании этого слова, туалет. К этим новым условиям нужно приспосабливаться.

Два Андрея находят лучший способ сократить время - вздремнуть. Поочередно садятся на капитанское кресло и укладываются на заднее долгое сидение. Светать начинает так же быстро, как и смеркалось. Несмотря на просиженную всю ночь, звука, похожего на мотор, мы не услышали.

- Не будет сегодня ничего? - спрашиваю у капитана, настраиваясь уже возвращаться на базу.

- Не факт. Еще не факт, - серьезно говорит он, а затем вспоминает, что этой ночью приснился сон, будто бы он поймал браконьера.

Капитан начинает набирать скорость, направляясь к противоположным берегам, где вчера вечером заметили микроавтобус.

- Наша задача - влететь в плавни и не дать им опомниться, - кричит сквозь гул мотора он.

В плавни буквально влетаем, но никого так и не находим.

- Бус так и стоит. Если есть кто-то, то здесь на карася сидят, - разочарованно говорит Андрей Смирнов и предлагает пойти в другое место.

Прочесывание плавней и островков так результата и не дают.

- Стерильно, твою мать, - разочарованно кричит Андрей Вальдман. - У меня двоякое ощущение - или мы бездари, или действительно профессионалы.

как киевский рыбный патруль ловит браконьеров на Днепре

Фото: Рыбпатруль в поисках браконьерских сеток

На другом берегу – устье реки Стугна, которая впадает в Днепр между Плютами и Украинкой. Заходим туда уже без "скоростного" пафоса, спокойно прочесывая территорию и медленно поднимаясь по течению.

На берегах - людей практически нет. На одном из поворотов замечаем двух мужчин, сидящих на берегу на понтоне. Увидев нас, они медленно поднимаются и идут в собственный двор. Не дойдя к берегу, замечаем на воде квадратные поплавки – здесь рыболовная сетка.

Андрей Смирнов с помощью весла вытягивает ее из воды. После этого капитан ножом отрезает резинку, к которой сетка привязана. Отрезанную сетку они складывают в квадратный пластмассовый кувшин.

Сразу замечаем еще несколько сетей. Процедура повторяется.

- Обнаглели вообще. Через каждые два метра, - возмущается инспектор Андрей.

- Тысяч так на четыре убытков им нанесли, - говорит мне капитан и объясняет, что каждая такая сетка чуть ли не по тысячу гривен стоит. Поскольку она бесхозная, то настоящие владельцы уже их не получат.

Вместе с сетями на борт попадает рыба, которую рыбаки не успели вытащить. В основном - карась.

- Выпускать ее нельзя, - грустно говорит Андрей Вальдман, мол, рыба уже мертва.

altaltaltaltalt

Едва отойдя от берега, замечаем мужчину на резиновой лодке. Транспорт похож на катамаран.

- Лодка - прямо! Держимся! - говорит капитан, резко газуя.

На полпути к мужчине на лодке Андрей снова предупреждает держаться, но на секунду теряю бдительность и "лечу" головой в "бардачок", разбивая нос.

Пока ищу салфетки, чтобы остановить кровотечение, патрульные проверяют мужчину на лодке. Без всякого сопротивления он показывает емкость своего борта - только одна удочка. Несмотря на формальное нарушение - пребывание на водоеме на лодке - оставляем его, двигаясь дальше.

- Он вреда не причинит, - объясняет капитан.

Выходим на часть реки, напоминающую пруд. Поворачивая с узкой части реки в широкую, замечаем местного жителя на резиновой лодке у берега. Резко набрав скорость, мы подходим к нему, при этом капитан говорит: "Наш клиент".

- Киевский рыбоохранный патруль. Подготовьте судно к осмотру, пожалуйста, - командует Андрей Вальдман. - Запрещенные орудия лова?

Мужчина спокойно показывает на сеть в его лодке.

- Пожалуйста, к берегу, - опять командует Вальдман и просит партнера. - Андрюша, на абордаж.

Капитан берет в руки видеорегистратор и снимает мужчину. Предупреждает об этом, мол, не нужно ничего "скидывать".

В этот момент на пляже стоит машина, а за кустарниками двое мужчин впопыхах что-то собирают. Выходя на берег, видим, что на том месте - скрученные несколько сеток, а в мешке - несколько рыб.

- К Пасхе вы так ниху... ой, к Пасхе вы так ничего подготовились, - бодро говорит инспектор Андрей, осмотрев все вокруг.

Один из двух - местный житель Назим. Разговор с ним патрульным дается непросто. Каждую свою просьбу им приходиться повторять дважды. Иногда с "угрозами" вызвать патрульных. Во время этого "допроса" оказывается, что машина на пляже - Назима. В багажнике находим мокрую сеть в клеенке.

- Я приехал отдыхать, - говорит Назим во время "допроса" и отрицает, что это его сети, мол, их собственники - его друзья, которые уехали незадолго до этого.

Первый задержанный – Роман – свою вину не отрицает.

- Пожалуйста, сетка моя. Вопросов нет, - говорит он, прикуривая сигарету. - Что мне отказываться?

Третий мужчина, который постоянно вместе с Назимом о чем-то шепчется, отказывается показывать документы.

- А что в Украине не разрешено выходить без документов? У нас что, комендантский час или особое положение? - возмущается он.

Патрульные начинают составлять протокол о нарушении. Капитан - на Романа, а помощник - на Назима.

- Ручка сдохла, - подошел ко мне Андрей Вальдман и тихо просит одолжить мою ручку, чтоб составить протокол.

На все про все ушло больше часа. Капитан взвешивает мертвую рыбу, которую мы "словили" на берегу, перед этим буквально вырывая ее из сетей. Полумеханические весы показывают 990 г карася, 375 г карпа и 525 г леща.

Возвращаясь на базу, уже на Стугне замечаем и срезаем несколько "соплей" –сети, привязанные к понтонам.

Выйдя в Днепр по дороге назад, капитан решает еще прочесать несколько мест. Возле одного острова замечаем мужчину, который ловит на удочку в лодке.

- Во-первых, у вас два крючка - это уже нарушение. Лодка - два нарушения. Острова - три нарушения, - говорит капитан мужчине. - Здесь нельзя вообще ловить. Я надеюсь, вы меня услышали.

Направляемся на базу на полном ходу. Впереди еще бюрократическая волокита – патрульные будут составлять акт бесхозного имущества с описанием длины сетки, ее высоты, размера ячейки.

как киевский рыбный патруль ловит браконьеров на Днепре

Фото: "Улов" рыбпатруля после ночного рейда

Бесхозные сети, которые мы собрали на водоеме, передадут на склад, а затем уничтожат.

- Сетки, которые мы изъяли у правонарушителей, также будут переданы на склад до решения суда, - говорит Андрей Вальдман уже на пирсе на базе сонным голосом. - Мы должны составлять акт бесхозного имущества при его изъятии. Но погодные условия не всегда позволяют это сделать. Поэтому составляем уже по заходу на причал.

После бюрократии нужно будет готовиться к очередному "походу" - этой же ночью он будет патрулировать по берегу на машине.