В конце августа в Киеве произошло неприметное на первый взгляд событие - собрание акционеров компании KDM Shipping Public Ltd. На этом мероприятии был утвержден отчет компании за 2014 год, согласовано увольнение двух топ-менеджеров компании Михаила Чубая и Константина Анисимова (первый контролировал украинский сегмент деятельности компании, второй отвечал за российский сегмент) и утверждены планы работы на будущий год. Но интересно другое - на собрании акционеров старательно пытались уйти от ряда скандальных вопросов к руководству компании вокруг ее деятельности и котировок акций на Варшавской фондовой бирже. Данные вопросы давно задавались, но их либо игнорировали, либо отвечали отписками. Между тем, проблема назрела и все идет к весьма серьезному имиджевому скандалу для экономики Украины в целом.
В конце августа в Киеве произошло неприметное на первый взгляд событие - собрание акционеров компании KDM Shipping Public Ltd. На этом мероприятии был утвержден отчет компании за 2014 год, согласовано увольнение двух топ-менеджеров компании Михаила Чубая и Константина Анисимова (первый контролировал украинский сегмент деятельности компании, второй отвечал за российский сегмент) и утверждены планы работы на будущий год. Но интересно другое - на собрании акционеров старательно пытались уйти от ряда скандальных вопросов к руководству компании вокруг ее деятельности и котировок акций на Варшавской фондовой бирже. Данные вопросы давно задавались, но их либо игнорировали, либо отвечали отписками. Между тем, проблема назрела и все идет к весьма серьезному имиджевому скандалу для экономики Украины в целом.
Казалось бы, какое отношение имеют котировки акций украинской компании, которая владеет всего десятком судов типа "река-море" общим дедвейтом около 30 тыс. тонн, к инвестиционному имиджу Украины? Для этого необходимо разобраться с деятельностью компании и историей ее выхода на IPO.
Справка. KDM Shipping перевозит навалочные грузы судами типа "река-море" в районах Черного, Азовского и Средиземного морей. Имела отношение не только к перевозкам по реке внутри Украины, но и оперировала компанией в России.
У KDM Shipping также имеется подразделение по пассажирским перевозкам речным транспортом в Киевской области (в эксплуатации флот из восьми пассажирских речных судов), а также предоставляются услуги по судоремонту на собственной верфи в Херсоне.
KDM Shipping - типичная судоходная компания пост-советского периода. На осколках некогда гигантской системы речных перевозок предприимчивые руководители "сколотили" ряд предприятий, используя наиболее рентабельные активы. Этот процесс сопровождался явно непрозрачными схемами. В результате KDM Shipping "отметилась" в ряде скандалов при продаже имущества "Киевского речного порта" в конце 90-х и начале 2000-х. Затем была достаточно странная история с передачей из государственной в коммунальную собственность Киева судов типа "река-море", которые потом оказались в собственности "Волжско-Днепровской судоходной компании". В дальнейшем была приватизация "Херсонского судоремонтного завода им. Куйбышева" и получение контроля над его активами. В итоге получалась локальная вертикально интегрированная компания, со своим флотом, ремонтными мощностями и прибрежной инфраструктурой. Кроме Черноморского и Средиземноморского рынков KDM Shipping даже пыталась работать на закрытом для посторонних российском рынке. Но для масштаба не хватало инвестиций. Так и появилась идея IPO.
Все начиналось красиво и пафосно. В 2012 году KDM Shipping одна из первых украинских судоходных компаний вышла на IPO на Варшавской фондовой бирже. С формальной точки зрения компания была зарегистрирована на Кипре, но большинство экспертов прекрасно знали, что компания украинская и представляет целую группу украинских резидентов. Это подтверждали и именитые эксперты, список которых впечатлял - KBC Securities N.V., Polish Branch, Jaspen Capital Partners, Baker&McKanzie Dr.K.Chrysostomides&Co LLC. Аудитором компании был выбран один из лидеров данного рынка компания KPMG. Такая солиднная "артподготовка" имела свой эффект. За счет размещения порядка 25% акций KDM Shipping смогла привлечь около 15 млн долл. Это дало возможность нарастить активность в сфере перевозок.
Однако буквально сразу же после IPO вокруг акций компании начались "странности". Если изначально акции котировались по курсу 33 злотых, то постепенно котировки снизились до уровня 2-2,5 злотых, т.е. в 15 раз за три года!!! При этом падение котировок и активность компании демонстрировали прямо противоположные тенденции. Так, в 2013 году при обороте в 31 млн долл. компания получила прибыль в 6,789 млн долл. Рост объемов перевозок только в первом полугодии составляли 45,4%.
Однако котировки падали и к началу 2014 составляли 10-12 злотых. В 2014 году компания продемонстрировала убыток в 13 млн долл. при обороте в 22 млн долл.!!!! Акции уже котировались на уровне 7-8 злотых. В 2015 году по итогам полугодия компания объявила о сокращении убытков на 40% (убыток составлял 3,9 млн долл.). Но эта "бодрая" информация еще больше обвалила котировки до уровня 2-2,5 злотых.
В данной ситуации напрашивается справедливый вопрос: в пользу кого проводилась "операция обесценивания". Если задать запрос в системе раскрытия информации, то система выдает ответ - в группу KDM Shipping входит около десятка компаний, основными акционерами которых являются отец и сын - Константин и Денис Молодковцы. В общей сложности они владеют около 70% акций.
Из других крупных акционеров два пакета по 11,39% и 9,97% акций принадлежат польской TFI PZU и голландской инвестиционной компании ING PTE, соответственно. Кроме того, есть еще ряд более мелких акционеров. Именно они и начали беспокоиться. По их данным, скупка акций велась в пользу основных акционеров компании Константина и Дениса Молодковцов. Во всяком случае, по их данным были зафиксированы скупки пакетов акций в пользу семьи Молодковцов по заниженным ценам.
Все это накладывается на непрозрачную политику самой компании. Данные о работе компании с 2013 года на сайте отсутствовали. На запросы акционеров менеджмент не отвечал. Это обеспокоило инвесторов, и они обратились с соответствующими запросами на Варшавскую фондовую биржу и к кипрскому регистратору KDM Shipping. Но вот тут и начинаются странности. На запросы и акционеров, и журналистов они не стали отвечать. Хотя кровно заинтересованы в сохранении репутации. Ведь, как выяснилось, после проведения IPO собрание акционеров в течении трех лет не проводилось, соответственно, решения о выплате дивидендов не принималось. А это противоречит международным нормам.
Подозрительно и поведение самой Варшавской фондовой биржи, которая должна была обратить внимание на поведение компании, проводившей достаточно успешное IPO, а потом столь стремительно терявшую свою стоимость, при этом нарушавшую международные стандарты корпоративного управления.
В этой истории был и еще один неожиданный поворот. Один из ко-менеджеров IPO KDM на Варшавской Фондовой Бирже Jaspen Capital был оштрафован Комиссией по ценным бумагам США (SEC) за торговлю инсайдерской информацией на 30 млн долл. Как выяснилось в ходе расследования украинская компания Jaspen Capital и ее руководитель Андрей Супранонок согласились выплатить властям США 30 млн долл. в качестве штрафа по обвинениям в торговле похищенной непубличной корпоративной информацией американских фирм. Украинские хакеры вскрыли сервера трех крупных сервисов дистрибуции пресс-релизов и имели возможность торговать информацией, которая станет известная рынку только через определенное время.
Складывающаяся ситуация очень похожа на инвестиционное рейдерство при участии крупных международных структур. В том числе? и такой уважаемой как Варшавская фондовая биржа. Ведь фактически инвесторов обманули - вложив полтора десятка миллионов долларов, они сейчас имеют на руках бумаги, которые стоят в лучшем случае в 10 раз меньше... После такого скандала выход на IPO других украинских компаний будет сопровождаться дополнительными сложностями. И это связано не только с финансовым кризисом и войной с Россией, но и с желанием инвесторов получить дополнительную страховку на случай "инвестиционного рейдерства".
Мы обратились с соответствующими запросами в KDM Shipping, Варшавскую фондовую биржу и компании PZU (один из акционеров перевозчика), но на момент публикации материала ответа не поступило.
Между тем, интересно было бы узнать:
1. Совпадение или случайность, увольнение двух топ-менеджеров компании в период резкого падения котировок акций?
2. С чем связана непрозрачная политика компании в период резкого падения котировок акций?
3. Правда ли, что проводилась скупка акций по заниженной цене в пользу совладельцев компании?
Без ответа на эти вопросы будущие IPO украинских компаний могут оказаться просто заблокированы. Ведь с такими манерами поведения на международных рынках нас просто не поймут.