Тлеющий десятилетиями конфликт между армянами и азербайджанцами за территорию Нагорного Карабаха снова перешел в активную фазу. О позициях сторон и последствиях конфликта – в материале РБК-Украина.
Тлеющий десятилетиями конфликт между армянами и азербайджанцами за территорию Нагорного Карабаха снова перешел в активную фазу. О позициях сторон и последствиях конфликта – в материале РБК-Украина.
Начавшиеся 2 апреля столкновения между азербайджанской армией и армянскими вооружёнными формирования Нагорного Карабаха не являются первой эскалацией конфликта после перемирия 1994 года.
Например, только по официальной статистике десятки людей погибли в результате противостояния между армянским населением Карабаха и азербайджанскими военными в июне 2012 года. В 2014 году был сбит военный вертолёт Азербайджана, а в начале декабря прошлого года - даже задействованы танки. Напряжённость постепенно возрастала.
Сейчас уже практически невозможно с точностью определить, кто первым открыл огонь 2 апреля и, кто именно спровоцировал очередной виток конфликта. Обе стороны обменялись взаимными обвинениями в провокационных действиях. Нет также точных данных о потерях сторон в живой силе и технике, но явно они исчисляется не одним десятком убитых и раненых.
Достоверную информацию получить из этого региона крайне сложно, в том числе из-за начавшейся информационной войны между Азербайджаном и Арменией.
После начала военных действий, представители Азербайджана заявили, что вооружённые силы этой страны заняли ряд стратегических высот и населённых пунктов. Армения эту информацию опровергла и заявила, что азербайджанцы понесли крупные потери.
В любом случае, сам факт потерь обеих сторон не оспаривается сейчас никем.
Обострение конфликта произошло во время отсутствия в Азербайджане и Армении президентов этих стран - Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Они принимали участие в ядерном саммите в США, и между ними предварительно была запланирована встреча, которая не состоялась и вряд ли уже состоится в ближайшее время.
Однако при этом, накануне обострения ситуации, 30 марта, Ильхам Алиев встретился в Вашингтоне с государственным секретарём США Джоном Керри. О чём стороны – осталось за закрытыми дверями, но, безусловно, был затронут и вопрос Карабаха.
Позже председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США Эд Ройс и конгрессмен Элиот Энгель, выступили с инициативой по предотвращению роста насилия на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения и на армяно-азербайджанской границе. Для этого предлагалось выполнить три условия: отвести снайперов с линии соприкосновения, увеличить число наблюдателей ОБСЕ и создать механизм расследования приграничных инцидентов.
Конфликт в Нагорном Карабахе является ключевым камнем преткновения в отношениях между Азербайджаном и Арменией. Очередная фаза эскалации ещё раз подтверждает, что независимо от того, кто стал виновником произошедшего в этот раз, стороны просто не готовы к прямому диалогу по урегулированию этой проблемы. Позиции сторон абсолютно противоположны.
Так, азербайджанская сторона постоянно заявляет о необходимости восстановления территориальной целостности страны, и Ильхам Алиев фактически ежегодно обещает своему народу, что рано или поздно Нагорный Карабах вернётся под юрисдикцию Баку.
Армянская сторона, напротив, регулярно говорит о том, что военного решения конфликта в Карабахе быть не может и призывает к применению дипломатических методов. Параллельно при этом, говоря о возможности международно-правого признания Нагорно-Карабахской Республики.
Так, например, замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян, отметил, что процесс международного признания независимости Нагорно-Карабахской Республики будет продолжаться и углубляться.
Возникший межэтнический и территориальный конфликт между армянами и азербайджанцами в начале 90-х годов частично был урегулирован подписанием Бишкекского протокола в мае 1994 года. Протокол был подписан Арменией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой с одной стороны и Азербайджаном - с другой.
Для урегулирования конфликта, ещё до подписания этого протокола была создана специальная Минская группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются Россия, США и Франция.
Входят в неё также Белоруссия, Германия, Италия, Португалия, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Турция. Сейчас сопредседателями Минской группы являются дипломаты Джеймс Варлик (США), Игорь Попов (Россия) и Пьер Андрие (Франция).
После раунда сложных переговоров в 2007 году были разработаны так называемые мадридские принципы, основными пунктами которых являются возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана и предоставление промежуточного статуса для Нагорного Карабаха, обеспечивающего гарантии безопасности и самоуправления.
Однако до сих пор, по различным причинам этот план мирного урегулирования не воплощён в жизнь. Уже неоднократно звучали заявления о необходимости изменить формат Минской группы ОБСЕ.
Например, Баку хотела бы видеть в этом формате более деятельное участие Турции, на что Армения не пойдёт никогда. Впрочем, любое изменение структуры пула переговорщиков возможно лишь с согласия всех сторон нагорно-карабахского конфликта.
После недавней эскалации ситуации, сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Карабаху (Россия, США и Франция) сделали официальное заявление, в котором констатировали «крупномасштабные нарушения режима прекращения огня». Свою приверженность мирному решению конфликта в Карабахе выразили Вашингтон, Брюссель, Тегеран, а также ООН, ОБСЕ.
Сразу же после начала обострения карабахского конфликта многие эксперты стали искать турецкий, американский или русский след в происходящем. Россия является союзником Армении по ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности). Турция - ближайший партнёр Азербайджана. Турция, в свою очередь, является также членом НАТО, то есть, по сути, союзником США.
Ложкой дёгтя в общей картине является ссора между Москвой и Анкарой из-за Сирии, а также сложные отношения между РФ и США из-за украинского вопроса.
Теоретически возможно более глобальное военное противостояние в этом регионе, если, например, азербайджанская армия затронет территорию Армении. Тогда, как союзник Армении по ОДКБ, не исключено участие России в конфликте.
В армянском городе Гюмри находится 102-я военная база вооружённых сил РФ. Россия и Армения провели недавно совместные военные учения. Турция также в подобном варианте развития ситуации не останется в стороне. Кстати, Азербайджан также провёл «в ответ» военные учения совместно с Турцией.
Однако Карабах - не Армения. Формально, это - территория Азербайджана, населённая, преимущественно, армянами и которая уже на протяжении многих лет, не контролируется Баку. Азербайджан не пойдёт напрямую против Армении, опасаясь прямого вмешательства России. Важно понимать, что у Азербайджана достаточно теплые отношения с Россией и общая граница. Поэтому обострение в этом четырёхугольнике стран не выгодно ни Москве, ни Еревану, ни Баку, ни Анкаре.
Что касается США и РФ, то в последнее время между этими странами наметились признаки нормализации отношений по некоторым направлениям двухстороннего сотрудничества. Например, идёт конструктивный диалог по Сирии и Украине. Следовательно, возникновение новой международной проблемы в виде Карабаха не находиться сейчас в плоскости интересов двух стран.
Ещё одной страной, которая потенциально может быть втянута в конфликт, является Иран - союзник РФ, и государство, в котором проживает большая азербайджанская диаспора. Нынешний духовный лидер Ирана Хаменеи Али - этнический азербайджанец.
Кстати, в ходе столкновений на территории Нагорного Карабаха, 2 апреля три снаряда, выпущенные с территории Карабаха, попали на территорию Ирана. Однако Иран не спешит делать резких заявлений и поспешных действий в адрес сторон конфликта.
Армения и Азербайджан стягивают технику к линии соприкосновения и проводят ряд мобилизационных действий. Это, безусловно, ещё не говорит о неизбежности войны, но явно свидетельствует о том, что стороны показывают свою готовность к любому варианту развития ситуации.
Очевидно, что градус противостояния растет, и стороны, подводя технику в район боевых действий, не будут торопиться её отводить. А там, где есть техника и солдаты, теоретически возможны постоянные перестрелки и провокации. Кроме того, вероятность полномасштабного наступления одной из сторон сохраняется.
Если верить азербайджанской стороне, то, по сути, азербайджанские вооружённые силы предприняли беспрецедентную военную операцию за последние годы, пытаясь занять ряд населённых пунктов и стратегических высот. У армянских вооружённых формирований Нагорного Карабаха в военном плане другая задача - удержать территорию.
При любом варианте развития событий и в случае изменения нынешних географических границ конфликта, международным сообществом подобные действия будут трактоваться как нарушения Бишкекского протокола и ряда других документов, которыми предполагалось мирно урегулировать этот конфликт.
Такая ситуация создаст серьёзную головную боль больше для США, РФ и Франции, то есть, стран, которые выступают фактическими гарантами режима тишины в зоне конфликта.
Поэтому наиболее вероятный вариант развития ситуации - сохранение напряжённости в регионе между основными игроками без угрозы возникновения «большой войны». Полномасштабный военный конфликт явно невыгоден основным геополитическим и региональным игрокам.
Поскольку в этом случае, Нагорный Карабах снова выйдет на повестку дня и станет одной из актуальных международных проблем наряду с Украиной и Сирией.