Проведение выборов на территории оккупированного Донбасса, согласно договоренностям, достигнутым в Париже, должно состояться в первой половине 2016 г. Для этого обеими сторонами должен быть выполнен ряд мероприятий, среди которых и принятие украинским парламентом отдельного закона о местных выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской областей. Народные депутаты утверждают, что к принятию такого закона Верховная Рада Украины приступит не раньше 2016 г.
Проведение выборов на территории оккупированного Донбасса, согласно договоренностям, достигнутым в Париже, должно состояться в первой половине 2016 г. Для этого обеими сторонами должен быть выполнен ряд мероприятий, среди которых и принятие украинским парламентом отдельного закона о местных выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской областей. Народные депутаты утверждают, что к принятию такого закона Верховная Рада Украины приступит не раньше 2016 г.
О том, что принять закон о местных выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской областей в 2015 г. нереально, РБК-Украина рассказали представители двух крупнейших парламентских фракций - "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта". Так, лидер президентской фракции Юрий Луценко заявил, что сначала, согласно парижским договоренностям, до конца года с Донбасса должны выйти российские войска.
"Их там немного осталось, но что делать с 32 тыс. местных боевиков - пока неизвестно. Их всех надо разоружить, только после этого можно будет проводить выборы на этой территории", - отметил Луценко.
В таком случае по подсчетам Луценко выборы можно будет провести не ранее апреля 2016 г., ведь с момента принятия закона до дня голосования должно пройти не более 90 дней.
"Выборы теоретически могут состояться примерно в апреле месяце - в случае вывода оккупационных войск и сложения оружия сепаратистами, а также принятия Верховной Радой изменений в Конституцию и закона", - подчеркнул Луценко.
В свою очередь нардепы из "Народного фронта" рассказали РБК-Украина, что считают, что с принятием закона о выборах на Донбассе спешить не надо, ведь необходимо сначала убедиться что боевики выполнили все требования и существуют предпосылки для проведения выборов.
Смотрите также: Как пройдут местные выборы в Харькове 2015, подробно можно узнать на сайте http://www.rbc.ua.
В Минских соглашениях зафиксировано, что возвращение Украине контроля над украино-российской границей, которое должно начаться на следующий день после проведения выборов, невозможно без принятия изменений в Конституцию, в которых должен быть предусмотрен и особый статус для части Донбасса.
За изменения к Конституции в первом чтении нардепы проголосовали 31 августа, в конце второй сессии Верховной Рады VIII созыва. По украинскому законодательству, голосование за изменения в Конституцию должно происходить в течение двух парламентских сессий, а значит в данном случае - до завершения третьей сессии. Согласно календарному плану третьей сессии, последнее ее заседание должно состояться в пятницу, 15 января.
Фактически в январе нардепы будут иметь только одну пленарную неделю, во время которой надо принять и изменения в Конституцию, и закон о выборах в некоторых районах Донбасса.
При этом в президентской команде надеются, что до конца 2015 г. с Донбасса уйдут все российской боевики.
"Если этого не произойдет, то принятие закона и проведение выборов будет невозможным", - заявил Луценко.
Такое требование с украинской стороны понятно, ведь принятие соответствующего закона автоматически запустит избирательный процесс на территории оккупированного Донбасса. Причем, местные выборы там будет обязана назначить Центральная избирательная комиссия.
"Центральная избирательная комиссия надеется, что уже в ближайшее время будут созданы предпосылки, необходимые для назначения местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Верховной Радой Украины. Для этого должен быть принят соответствующий специальный закон. Кроме того, требует восстановления целостность Государственного реестра избирателей и избирательная инфраструктура в этих районах в целом", - отметил председатель ЦИК Михаил Охендовский.
И в ЦИК, и в президентской фракции в парламенте говорят, что выборы могут состояться только при условии, если на неподконтрольную часть Донбасса будут допущены украинские политические партии и украинские СМИ. То же касается избирательных комиссии.
Кроме того, в президентской команде требуют, чтобы беженцам из Донбасса была предоставлена возможность по месту их фактического пребывания проголосовать за органы местного самоуправления тех населенных пунктов, в которых они зарегистрированы. Эксперт по избирательному законодательству нардеп от БПП Александр Черненко говорит, что в мире уже были такие прецеденты.
"На выборах в Боснии даже те боснийцы, которые выехали в Германию, были обеспечены правом и механизмами для голосования на выборах. Но мы не будем брать за основу их законодательство - мы будем учитывать их опыт и писать свой законопроект", - отметил Черненко.
Позицию "Блока Петра Порошенко" разделяют и депутаты из "Оппозиционного блока". В частности, нардеп Михаил Папиев подчеркнул, что в противном случае произойдет нарушение конституционных прав избирателей.
"Я абсолютно к этому нормально отношусь, потому что сейчас людей взяли и вообще лишили права голоса, то есть нарушили их конституционные права. Это не вина тех людей, что они являются перемещенными лицами. Государство должно обеспечить им, чтобы они, находясь здесь и имея место регистрации там, имели возможность прийти и проголосовать", - заявил нардеп.
Папиев добавил, что голосовать должны не только перемещенные лица, которые находятся в Украине, а также те, кто, убегая из Донбасса, уехал за границу, в том числе и в Россию. По его мнению, голосование для них должно быть организовано в украинских посольствах и консульствах.
Депутаты в кулуарах парламента рассказывают, что благодаря тому, что временно перемещенные лица смогут голосовать не по месту своей регистрации, есть надежда на то, что это положительно скажется на результатах выборов. Вместе с тем следует отметить, что с Донбасса уехала примерно треть населения, из которых далеко не все будут голосовать за "проевропейские" партии. Кроме того, об организации голосования для временно перемещенных лиц на зарубежных участках депутаты пока не говорят.
В то же время в украинском парламенте пока нет видения того, каким должен быть сам закон, и вообще - должен ли это быть отдельный закон, или, возможно, стоит уже после проведения местных выборов 25 октября внести изменения в действующий закон о местных выборах.
"Сейчас никто вам точно сказать не может, давайте подождем, как будет развиваться там ситуация. Сегодня идут дискуссии, есть много концепций, много видений. Если кто-то вам покажет документ и скажет, что по этому документу будут проводиться выборы на Донбассе, то гоните этого человека в шею", - отметил Александр Черненко.
Чтобы представить свои требования и свое видение в трехсторонней рабочей группе украинская сторона выработала ряд тезисов, к разработке которых был причастен и Черненко. Нардеп рассказал, что пока нет определенности даже относительно типа избирательной системы.
В то же время Юрий Луценко заверил в том, что выборы на Донбассе будут происходить по той избирательной системе, которая предусмотрена в действующем законе о местных выборах. Однако Черненко говорит, что действующий закон не подходит, так как предусматривает, что кандидатов в местные советы должны выдвигать локальные ячейки украинских партий, которых в этой части Донбасса сейчас де-факто нет.
При этом Михаил Папиев категорически не согласен с тем, что для выборов в отдельных регионах Донбасса надо принимать отдельный закон, ведь, по его мнению, в Украине не может быть два закона о местных выборах.
"У нас уже есть закон, в него можно только вносить какие-то изменения. И надо, чтобы это был один закон - тот, по которому сейчас пройдут выборы в органы местного самоуправления, и тот, по которому выборы будут проводиться на тех территориях. Необходимо, чтобы у нас все мэры были избраны по одному закону - действующему закону Украины о местных выборах. Да, это сам по себе нелепый закон, и в него все равно нужно вносить изменения, дорабатывать его, но выбирать надо по нему", - заявил Папиев.
В том, что необходимо вносить изменения в действующий закон, уверен и нардеп от "Батькивщины" Иван Крулько.
"Я считаю, что действующего закона достаточно. Для того, чтобы там провести выборы, по всей территории Украины должен действовать один закон. Надо исключить из переходных положений те города, которые являются временно оккупированными, где сейчас нельзя выборы проводить. Мы их исключим и дадим возможность провести выборы, но они должны проходить по действующему закону", - отметил Крулько в комментарии РБК-Украина.
Всвою очередь, после завершения переговоров в Париже на пресс-конференции лидеры ЕС подчеркнули, что для проведения выборов на Донбассе в Украине должен быть принят именно отдельный закон.
Еще один вопрос, без решения которого выборы не состоятся, - это обеспечение безопасности и правопорядка во время их проведения. Кто именно этим будет заниматься - пока неизвестно.
Председатель ЦИК Михаил Охендовский заявил, что государство должно определиться с тем, какие именно органы будут уполномочены на решение вопросов безопасности во время избирательного процесса. Причем, согласно Минским договоренностям, "народная милиция" в этой части Донбасса должна появиться уже после выборов.
Итак, по словам нардепов, сегодня неизвестно кому именно будут предоставлены такие полномочия. Не исключено, что украинские силовики не будут допущены до выборов на эту часть украинской территории. Поэтому это один из важнейших вопросов, о которых следует договориться во время переговоров в рамках трехсторонней контактной группы. Один из вариантов, который предложил Михаил Папиев, - чтобы безопасность на выборах обеспечивали так называемые "народные дружины".
После того, как все эти моменты будут согласованы в рамках трехсторонней контактной группы, законопроект о местных выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской областей должен быть наработан в парламенте в рабочей группе, созданной на базе Комитета по вопросам правовой политики и правосудия.
При этом на данный момент две парламентские фракции уже заявили о том, что не планируют ни участвовать в разработке такого закона, ни голосовать за него. Наиболее радикальную позицию в данном случае занимает "Самопомич".
"Мы однозначно не готовы браться за разработку этого документа, потому что сама философия такого закона, сама концепция такого закона в корне не верна и противоречит интересам украинского народа", - заявил РБК-Украина Руслан Сидорович ("Самопомич").
Более того, нардеп считает, что в результате этих выборов произойдет легализация боевиков.
"Это абсолютно полный нонсенс - планировать проведение выборов на оккупированной территории. Тем более, что рассмотреть вопрос вывода войск и восстановления контроля над границей, как это четко заявили наши западные партнеры, предполагается после проведения выборов. Возьмите "Минские договоренности" и читайте, как там написано, а там написано четко и однозначно: восстановление контроля над украино-российской границей - после проведения выборов. О каком обеспечении мировых стандартов честных, открытых выборов мы можем говорить при отсутствии контроля над границей? Очевидно, что такие выборы могут привести к власти местных и российских боевиков, легализовать их статус. После этого весь мир назовет это нашей локальной проблемой, и собственно после того могут быть сняты санкции с России, а этого допускать категорически нельзя", - пояснил позицию фракции нардеп.
Не поддержит этот законопроект и фракция Радикальной партии Олега Ляшко.
"Мы против. Мы считаем, что в результате этих выборов легальным способом к власти на Донбассе придут сепаратисты, поэтому мы не просто не будем голосовать, а зарегистрировали с коллегами соответствующий проект постановления об отмене выборов на Донбассе. Потому что пока не закончится война, пока не будет освобождена наша территория, я не вижу возможности проводить там честные, объективные и демократические выборы", - заявил РБК-Украина Олег Ляшко.
Итак, судьбу закона о местных выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской областей пока определить трудно. Не в последнюю очередь она будет зависеть от того, удастся ли Президенту Петру Порошенко заручиться в этом вопросе поддержкой общества, а затем убедить депутатов поддержать такой закон.