Спасибо, что доехали: какие маршрутки выпускают на рейсы в Украине

какие маршрутки выпускают на рейсы в Украине
Одна из самых распространенных жалоб пассажиров - техническое состояние маршруток (www.livejournal.com)

В последнее время все чаще стали появляться новости о происшествиях с маршрутками. Так, в Киеве на позапрошлой неделе и взрывалась система охлаждения в автомобиле во время рейса, и загоралась вся машина. В Кропивницком у маршрутки во время движения, по словам очевидцев, отпали колеса. В Государственной службе Украины по безопасности на транспорте заявили, что чаще всего пассажиры жалуются на техническое состояние автомобилей, отказ в бесплатном проезде льготникам, невыдачу билетов и отсутствие системы вентиляции в салонах. РБК-Украина отправилось в рейд по столичным маршруткам с инспекторами Укрбезопасности. О том, какие машины выходят в рейсы на дороги столицы, какие штрафы грозят перевозчикам-нарушителям и стоит ли их повышать, а также может ли страна полностью отказаться от маршруток - в материале РБК-Украина.

В рейд

С инспекторами Государственной службы по безопасности на транспорте Романом Цыбенко и Дмитрием Гаврилюком встречаемся у Центрального автовокзала. Всего на весь Киев и область только восемь инспекторов, поэтому проводить массовые рейды, выжидать часами маршрутчиков-нарушителей в разных районах города невозможно. Они шутят, что при выездах в область местные перевозчики их вообще воспринимают, как "пришельцев или НЛО". Это и неудивительно – всего в Украине таких инспекторов до 250 человек. По словам Романа Цыбенко, они получают массу жалоб от граждан, вплоть до того, что кому-то не нравится, что на их улице вдоль дороги стоят маршрутки.

- Пишет нам бабушка, что она, стоя на балконе, увидела в своем дворе именно нелегального перевозчика, - рассказывает Цыбенко. - А на все это нам надо реагировать и проверять.

У Дмитрия Гаврилюка в руках папка, в которой хранятся жалобы от пассажиров на определенную маршрутку из-за ее технического состояния или, например, на отказ водителя бесплатно перевозить льготника. Жалобу инспекторы обязаны отработать в течение месяца. С самого начала рейда представители Укрбезопасности решают проверить информацию о том, что со столичной станции метро "Васильковская" перевозчик возит нелегально людей по маршруту 49-К, который городские власти уже закрыли. Но на остановке никого не оказалось. По словам местного диспетчера, на протяжении нескольких недель маршруток  с таким номером здесь уже нет. Если бы перевозчик все-таки ездил по нелегальному маршруту, то собственнику транспортного средства грозил бы штраф в размере всего 1700 гривен. Кстати,  на линии инспекторы никого не штрафуют, а только фиксируют нарушение. Копия протокола пересылается перевозчику, и его приглашают на рассмотрение дела в специальные комиссии, на которых уже и принимается окончательное решение штрафовать его или нет.

Проехав несколько километров, останавливаемся у станции метро "Выставочный центр", возле которой всегда много маршруток, как городских, так и пригородных. И сразу же инспекторы фиксируют нарушение - маршрутка №718 остановилась дальше, чем за полметра от бордюра. Но сам вид машины настораживает намного больше - двери, изъеденные ржавчиной, старые небольшие колеса с потертыми шинами и огромными трещинами на них. Салон внутри также оставляет желать лучшего - пол прогибается во многих местах, кривые ступеньки, на руле одна из деталей придавлена большим пластмассовым шприцом, не обозначены на стеклах места для аварийного выхода и нет специального молотка возле них, с помощью которого можно было бы выбить стекло в случае аварии. В задней части салона аварийный выход перекрыт доской, между которой и сидением впереди зачем-то засунули старую плюшевую большую обезьяну.

- Выход у меня не заблокирован, он работает, -  быстро повторяет водитель Валерий, суетливо разбирая баррикаду из досок и игрушки, и пытаясь открыть дверь.

altalt
 

На просьбу инспекторов он предъявил распакованную, всю в пыли аптечку. Но намного больше времени у него занял поиск огнетушителя. Водитель поднял все кресла, коврики, запаски и перегородки в своем автомобиле.

- Ну, где же он? - растеряно, бормотал Валерий.

-  Мы бы уже все здесь сгорели в случае пожара, - проговорил Роман, наблюдая за тем, как в течение пяти минут водитель ищет по салону огнетушитель, который он так и не обнаружил.

какие маршрутки выпускают на рейсы в Украине

Фото: За отсутствие огнетушителя в маршрутке предприятию-перевозчику может грозить штраф в размере 170 гривен (РБК-Украина)

Документы на маршрут у водителя были, но инспекторов сразу же удивляет бумага о прохождении обязательного техосмотра автомобиля. К слову, для пассажирских перевозок транспортное средство на техосмотр надо отдавать дважды в год. Как оказалось, несмотря на ее состояние, эта маршрутка прошла его всего несколько дней назад.

- Я вообще не понимаю, как станция техобслуживания могла дать вам документы на этот автобус, - сказал Дмитрий.

Инспекторы сели выписывать предупреждение компании, маршрутку которой и проверяли.

- Может мы что-то порешаем? - с мольбой в голосе проговорил водитель Валерий, присев на корточки возле инспекторов, которые переписывали данные в формуляр. Но протокол заполнили.

altalt
 

- Посмотрите, никого уже нет, пусто! - улыбаясь, сказал Дмитрий, указывая на пятачок вокруг машины Укртрансбезпеки и проверенной маршрутки. Действительно, в радиусе 20 метров вокруг этого места все маршрутки мигом разъехались.

Следующий по списку жалоб - маршрут № 825, отходящий от железнодорожного вокзала. Но перед ним инспекторы решили проверить документы у одной из маршруток №198 у железнодорожного вокзала. Водитель вальяжно, особо не обращая внимания на инспекторов, передал им документы, не отрываясь от подсчетов бумажных купюр и монет с напарником. С таким же лицом он передал аптечку, огнетушитель, под одним из сидений лежал еще один запакованный.

какие маршрутки выпускают на рейсы в Украине

Фото:Инспекторы Укртрансбезпеки проверяют исправность огнетушителя (РБК-Украина)

Но настроение у водителя сразу же изменилось, как только у него попросили  билетно-кассовый лист, в котором отмечают номера билетов, которые должен выдать водитель пассажиру.

- Нет? - переспросил Дмитрий. - Я понял: деньги считать научились, а фиксировать их  не научились.

Во время дальнейшей проверки салона, в котором, как и в другой маршрутке, прогибался пол, к водителю в окно заглянул какой-то мужчина.

- Поднимай всех на ноги! Чего ты сидишь? Звони! - начал он громко убеждать водителя маршрутки.

Услышав, что предприятию может грозить штраф в размере 1700 гривен, водитель отказался подписывать акт о выявленных нарушениях и начал куда-то звонить.

- Давайте, ставьте всех на уши, директора, - сказал Роман. - Счастливого пути!

Уже выйдя из маршрутки, инспекторы напомнили, что только с билетом пассажир сможет рассчитывать на какую-либо страховую компенсацию в случае аварии. Поэтому  необходимо требовать билет на проезд у водителя.  

Дорожные сводки

В новостных лентах часто появляются сообщения о происшествиях с маршрутками. Так, на позапрошлой неделе особо "отметился" Киев. 13 июня на проспекте Победы на остановке у маршрутки №455 (Виноградарь - Севастопольская площадь) взорвался расширительный бачок системы жидкостного охлаждения. При этом ожоги получил водитель машины. Как рассказал РБК-Украина первый заместитель директора департамента транспортной инфраструктуры Киевской городской госадминистрации Иван Шпилевой, это был не худший автомобиль компании-перевозчика ООО "ДМ-Киевтранс", но так произошло, что возникла техническая поломка. "Мы вызывали директоров всех автопредприятий и дали команду провести дополнительный инструктаж водителей и механиков", - рассказал Шпилевой, отметив, что разрыв договоров с перевозчиками по техническим неполадкам все-таки редкий случай.

Уже в воскресенье, 18 июня, около 22:00 загорелась маршрутка №317 А, которая перевозит пассажиров в Борисполь. По сообщению Главного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям города Киева, машина загорелась при попытке водителя завести двигатель. Сейчас автомобиль отправлен на экспертизу, чтобы выяснить причины происшествия.  И в этом случае чиновники говорят, что они удивлены происшедшим. По словам заместителя начальника управления инфраструктуры Киевской областной госадминистрации Олега Манушевича, у ЧП "Автосервис", который и обслуживает этот маршрут,  хорошая техническая база и механики, водители официально устроены, а машины проходят техосмотр.

Но председатель Государственной службе Украины по безопасности на транспорте  Михаил Ноняк в комментарии РБК-Украина уточнил, что у загоревшейся маршрутки есть протокол о том, что она проходила технический осмотр 15 июня. "То есть, три дня назад (до происшествия, - ред.) какая-то станция провела ее осмотр и выдала протокол соответствия, и это маршрутное такси  выехало на линию и загорелось. Совпадение? Не думаю. Думаю, что надо правоохранительным органам проверять, кто выдает такие протоколы технического осмотра", - заявил Ноняк.

Как рассказал Олег Манушевич, на сегодня в городе и области  около 50% подвижного состава устарело, но одновременно его  заменить невозможно. Только по мере того, как будут проводить конкурсы на новые маршруты, чиновники будут прописывать новые требования для перевозчиков. Например,  это и экологический класс  автомобиля не ниже ЕВРО-4 и ЕВРО-5, установка на машинах GPS-трекеров, по которым из специального центра будут отслеживать, как они перевозят пассажиров. Кроме того, перевозчиков обяжут установить тревожную кнопку в салоне, к которой будут иметь доступ и водитель, и пассажиры. "На конкурс перевозчики в этом году уже должны прийти с инвестиционным договором. В нем  должны быть  подписаны обязательства перевозчика с определенной компанией для замены старых машин на новые в определенной пропорции в течение нескольких лет. Если у них такого договора не будет, тогда они не получат  первоочередное право на этот маршрут", - рассказал чиновник.

Сейчас же в Укрбезопасности рассказали РБК-Украина, что их инспекторы фиксирует массу проблем, начиная от технического состояния машин - до отсутствия разрешительных документов. Среди основных жалоб от пассажиров  -  техсостояние машин, отказ в бесплатном проезде льготникам, отклонение от маршрута, невыдача билетов, неисправная система вентиляции, много переделанных машин, в которых комфортно ездить невозможно.

"У нас предприниматель не думает о развитии своего бизнеса, он просто добивает автобус, ремонтирует его так, что он ломается ежедневно, но все равно продолжает перевозить пассажиров. С одной стороны, людям некуда деваться, потому что им надо ехать, а с другой стороны предприниматель ведет себя нагло и не обеспечивает тот уровень необходимой безопасности для граждан", - отметил Ноняк. Он напомнил и о третьей стороне, а именно - о властях. 

При выявлении нарушения Укрбезопасностью на определенном маршруте, они обращаются в органы местной или центральной власти. "Если, это например, киевский маршрут, мы отправляем свои документы в КГГА. Если это в середине Киевской области, то в КОГА. Если это маршрут между областями, то материалы мы собираем у себя и решаем лишить того или иного перевозчика маршрута вообще. Мы только можем принимать подобные решения по областным маршрутам, а именно, забрать разрешение на маршрут у перевозчика. Местные же органы власти могут прислушаться к нашему предложению из-за системности нарушений правил перевозок перевозчиком или могут игнорировать его. Но они часто нам присылают отписки и никак не реагируют", - рассказал Ноняк.

Он также сообщил, что они сейчас хотят повысить размеры штрафов для перевозчиков. Отметим, что штрафы варьируются в зависимости от нарушения. Например, за необоснованный отказ в льготном проезде перевозчику может грозить наказание в сумме  170 гривен, а за перевозку пассажиров без разрешительных на это документов - 1700 гривен. При этом в Укрбезопасности заявили, что следует вообще менять подходы к штрафованию. Например, в Европе перевозчика с плохой репутацией не допускают к рынку и конкурсам.

Европейский подход

Однако безопасность перевозок зависит не только от улучшения системы штрафов. По словам главы киевского отделения Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Дмитрия Лося, подходить только с  позиции наказания  неправильно. Из-за того, что бизнес по перевозкам приносит сейчас меньше прибыли, отсутствует в стране дешевое банковское кредитование на закупку новых автомобилей и система лизинга, а также тарифы на проезд не перекрывают всех затрат с учетом поднятия минимальной зарплаты, то ждать, что ситуация с состоянием маршруток улучшится, не стоит. "Перевозчики вынуждены выпускать на линии машины не в очень хорошем техническом состоянии. Во-первых, они должны обеспечивать перевозку пассажиров на их маршруте. А, во-вторых, каким-то образом выживать и поддерживать на плаву свои предприятия. Если не будет комплексного подхода, в том числе и уменьшения налогового давления на бизнес, то у нас никто развитием не будет заниматься, а так и дальше пассажиров будут перевозить на "корытах"", - заявил РБК-Украина Дмитрий Лось.

О том, что техническое состояние многих маршруток плохое, подтверждают и водители автобусов. Сергей, работавший на частных перевозках в Киеве, сравнил маршрутки с "инвалидом, которого подпирают на костылях, чтобы он хоть как-то передвигался". Мужчина рассказал, что владельцы предприятий не хотят вкладываться в закупку дорогих запчастей и экономят буквально на всем, несмотря на просьбы механиков и водителей, которые выходят на маршрут. "Не хватает средств, чтобы сделать все так, как положено, вся Украина  в таком положении, - жалуется водитель. - Тарифы на проезд не те, в Киеве их следует повысить минимум в два раза. Только тогда можно ожидать какое-то улучшение по качеству техобслуживания".

К слову, в прошлом году по всей Украине и на разных маршрутах, в том числе и на межобластных, по вине водителей автобусов произошло 1081 дорожно-транспортных происшествий, в которых 37 человек погибли и 789 получили травмы. Если говорить о городских маршрутах, то водитель Сергей отмечает, что часто маршрутчики нарушают правила дорожного движения "в погоне за рублем". Дело в том, что на один и тот же маршрут или центральные магистрали могут наставить очень много автобусов. Чтобы забрать большое количество пассажиров и тем самым заработать больше денег, водители могут устраивать гонки на дорогах. "У нас водители в той же гонке за деньгами работают по 16-18 часов в сутки, хотя они не имеют права так перерабатывать", - добавил Сергей.

Но если говорить о европейской системе городских перевозок, то маршруток, как таковых, там нет. В Украине же они остались как пережиток середины 90-х, заявил РБК-Украина экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. В некоторых наших городах ранее чиновники специально уничтожали и списывали муниципальный транспорт, чтобы очистить рынок перевозок под частные маршрутки. В то же время в столицах Европы, например, в Будапеште, Варшаве, Берлине, перевозками преимущественно занимаются именно муниципальные компании. В Берлине это вообще муниципальная монополия.

К слову, в Варшаве, на этом рынке только две частные компании, которые владеют около 20% автобусов, а 80% автобусов принадлежат городу. В то же время доход частные компании получают не напрямую от пассажиров, оплачивающих проезд. Выручку от продажи билетов они передают в муниципальную компанию. Из бюджета им оплачивают предоставленные ими транспортные услуги,  при которых учитывается количество выполненных рейсов, соблюдение графика движения, техническое состояние подвижного состава и отсутствие жалоб пассажиров.

Ежедневно в Варшаве на городские маршруты выпускают около 2800 автобусов и трамваев. Для сравнения - в Киеве на дороги выезжает около 1200 автобусов, троллейбусов и трамваев, и около 1500 маршруток. "Киев может отказаться от маршруток. Для этого требуется закупить дополнительно 1200 единиц нового современного подвижного состава. Но также нужно нормально содержать имеющийся подвижной состав и обслуживать его. Например, в Будапеште еще можно встретить на улицах Икарусы-280, в Варшаве от них отказались два года назад, в Киеве же они исчезли в середине 2000-х годов. В столице вы почти не встретите в рядах муниципального транспорта автобусы или троллейбусы, которым более десяти лет. В Европе – это повсеместно", - заявил Александр Кава. Напомним, что РБК-Украина уже писало, что  в текущем году коммунальное предприятие "Киевпастранс" планирует приобрести 47 трамвайных вагонов, 80 троллейбусов и 100 автобусов.

Пока же чтобы хоть как-то навести порядок в сфере перевозок маршрутками, эксперт настаивает, что необходимо четко прописать правила конкурса для определения перевозчика-победителя на тот или иной маршрут. По его словам, то, что существует сейчас, это "правила для маршрутчиков, прописанные сами же маршрутчиками". Кроме того, сейчас нет жесткой привязки транспорта, который подается на конкурс перевозчиком и тем, который ездит на маршрутах после победы в них. "Это опять же несовершенство законодательства и Министерство инфраструктуры должно было эти правила давно пересмотреть. Тем более, что это не закон, а уровень подзаконного акта", - отметил Кава. 

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь