Недавно в СМИ были обнародованы несколько любопытных документов, касающихся кировоградской авиакомпании "УРГА". Изложенная в них информация не добавляет авторитета в глазах иностранных инвесторов ни предприятию, ни нашей стране в целом. А если выражаться не высокопарно, то это некий пример "кидалова" по-украински, что вряд ли будет стимулировать иностранный бизнес вкладывать инвестиции в нашу многострадальную экономику.
Наталья Кравченко
Недавно в СМИ были обнародованы несколько любопытных документов, касающихся кировоградской авиакомпании "УРГА". Изложенная в них информация не добавляет авторитета в глазах иностранных инвесторов ни предприятию, ни нашей стране в целом. А если выражаться не высокопарно, то это некий пример "кидалова" по-украински, что вряд ли будет стимулировать иностранный бизнес вкладывать инвестиции в нашу многострадальную экономику.
Письма с Балкан
Речь идет о письмах (№ 1, № 2) одного из основателей и совладельцев МААК "УРГА", президента Lyktos Group of Companies Мильтиадиса Апостолоу, в которых он называет фактическим владельцем авиакомпании семью нашего земляка из Александрии, опального министра топлива и энергетики с предыдущего правительства - Эдуарда Ставицкого (на фото).
Того самого, что в 2007-м на посту председателя НАК "Надра Украины" поспособствовал отчуждению Межигорья, а сегодня за компанию с прошлым высшим руководством государства объявлен в международный розыск в связи с уголовным производством по статьям "присвоение, растрата имущества путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах", а также "легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем".
Мильтиадис Апостолоу обвиняет руководство в планомерном уничтожении компании, целенаправленном выводе средств, ухудшении экономических показателей предприятия, сокращении штата, невыплате ему как акционеру дивидендов.
Конечно, мы не можем говорить наверняка о подлинности писем, но пока контролирующие органы думают, брать их во внимание или нет, редакция издания "РК" провела небольшое журналистское расследование и попыталась выяснить, соответствует ли действительности изложенное Мильтиадисом Апостолоу, или кем-то другим, также озабоченным судьбой компании. Или это лишь попытка подмочить имидж предприятия, как считает трудовой коллектив?
Коллективная правда
В своем письме от 25 апреля, обнародованном на сайте "Весь Кировоград", упреки в адрес компании и ее руководителя Александра Галинского называют неправдивыми и не подкрепленными никакими доказательствами. В нем также говорится о том, что предприятие является добросовестным налогоплательщиком, своевременно платит достойную заработную плату своим работникам, заключило новые контракты на осуществление авиаперевозок с ООН, заключило коллективный договор с работниками, обновило авиапарк и занимается благотворительностью.
Попытка коллектива защитить имидж своего предприятия, конечно, похвальна, если продиктована патриотическими чувствами, а не его руководством. Но количество работников подписавших это письмо к сожалению не указано, да и сканкопии документа с их подписями издание не разместило. Несмотря на это, искренне хотелось бы верить, что компания сохранила все лучшие традиции, начатые предыдущим руководителем - Леонидом Шмаевичем, который возглавлял ее 18 лет, в десять раз увеличил количество рабочих мест (с 40 до 400), вдвое - авиапарк, создал мощную производственную инфраструктуру, технический центр по ремонту воздушных судов, школу подготовки летных специалистов, логистический центр, терминал для приема самолетов. Ведь тогда на предприятии действовало около 70 социальных программ, по которым молодые специалисты получали так называемые "подъемные", всем без исключения в течение года выплачивались премии и в конце года - "оздоровительные", при рождении ребенка родителям вручались коляски, а весной и осенью работники получали от предприятия пособие в размере тысячи гривен на приобретение фруктов и овощей и еще много чего, о чем работники других кировоградских предприятий могли только мечтать.
Поэтому вряд ли справедливо было со стороны работников опровергать и отвергать все "пакетом", в том числе и заслуги предыдущего руководства, о которых также говорится в письме акционера. Кроме того в письме трудового коллектива не доказана необоснованность обвинений президента Lyktos Group of Companies относительно невыплаты ему дивидендов, если уже работники принялись говорить не только за себя, но и за руководство, отстаивая честь компании. Или, возможно, этот момент, по их мнению, не вредит имиджу предприятия?
Сомнения о недостаточной информированности коллектива по всем затронутым акционером вопросов вызывает финансовая отчетность предприятия, что публикуется в открытых источниках, в том числе в электронной базе Комиссии по ценным бумагам. Так, в частности, только один из примеров: в соответствии с протоколом собрания акционеров от 16 апреля 2013 года было принято решение о том, чтобы не выплачивать дивиденты.
Также документально подтвержден тот факт, что председателем наблюдательного совета предприятия является отец Эдуарда Ставицкого - Анатолий Ставицкий (на фото), а упомянутая в письмах как теща Валентина Ушакова, является членом наблюдательного совета.
Сомнения в данном случае вызывает только то, что Ушакова приходится Эдуарду Ставицкому именно тещей, хотя об этом не раз писали даже центральные СМИ.
Но согласно информации предприятия о членах наблюдательного совета, Валентина Григорьевна 1965 года рождения и лишь на 7 лет старше жены экс-министра. Елена Ставицкая 1972 года рождения, как и ее муж.
Проверенным есть и другой указанный Мильтиадисом Апостолоу факт: даже после того как в 2013 году МААК "УРГА" сменила владельца, акции ООО "Инвест Менеджмент" перешли ООО "Сириус 2013", наблюдательный совет почему-то не изменился, что видно из информации предприятия о членах наблюдательного совета и их предыдущих должностях.
Затерянный акционер
Чтобы проверить другую информацию мы обратились непосредственно к нынешнему генеральному директору МААК "УРГА" Александру Галинскому. Александр Иванович на тот момент, по его словам, находился за границей, хотя мобильный оператор почему-то не тарифицировал наш разговор по расценкам роуминга. В телефонном разговоре Александр Иванович опроверг слухи о том, что предприятие намерено сменить прописку, а также прокомментировал обвинения греческого акционера в отношении невыплаты дивидендов. Так, по его словам, последний является фантомом, местонахождение которого невозможно установить, поскольку все направленные на его адреса письма не доходили до адресата.
В то же время бывшие работники очень удивлены тем, что компания потеряла своего акционера, ведь при прошлом руководстве таких проблем не возникало.
Относительно социально-экономической ситуации на предприятии, Александр Галинский сослался на уже известное письмо трудового коллектива об устойчивом развитии предприятия и довольных стабильной заработной платой и высокими социальными стандартами работников.
И если все написанное в нем соответствует действительности, то, по большому счету, нет разницы, кому оно принадлежит. Законно или не законно - это уже компетенция правоохранительных органов. Отметим, только на момент проведения в 2009 году фондом Госимущества приватизации, говорить о том, что предприятие остро нуждалось в более эффективном собственнике, не было никаких оснований.
Основанное фондом Госимущества и компанией Lyktos Group of Companies закрытое акционерное общество с иностранными инвестициями стало настоящим феноменом и образцом в наших экономических условиях не только для предприятий с государственной долей акций, но и для частных. Оно входило в десятку бюджетообразующих предприятий Кировограда и в двадцатку крупнейших налогоплательщиков Кировоградщины, выступало меценатом и активным участником программ развития города и области, учредителем школы авиационных кадров.
Нефантомные инвестиции
От фонда госимущества предприятию достался авиационный парк с 13 самолетами АН-24 и АН-26, который за время руководства компанией Леонидом Шмаевичем расширился до 20-ти. В свою очередь Lyktos Group of Companies внесла на то время в виде инвестиций 50 тысяч долларов и ценные бумаги. Это позволило компании несколько лет подряд получать налоговую льготу, капитально отремонтировать самолеты и стать сертифицированным перевозчиком ООН.
Успешность в сокращеннии штата и убытках?
Изучая же отчеты предприятия за последние годы и сопоставляя цифры, мы обратили внимание на несколько моментов, которые трудно трактовать как позитивные тенденции, о чем собственно и пишет автор писем. Так, на сегодняшний день на предприятии работает около 300 человек, в то время, как на конец 2011-го было более 400. Получается, что после того, как Леонид Шмаевич оставил "штурвал" авиакомпании, на до сих пор вполне успешном в экономическом плане и показательно образцовом в социальном предприятии сократили около ста работников. То, что массовые увольнения имели место в 2012 году, подтвердила бывший начальник отдела кадров компании Виктория Гура. Подобные управленческие решения нового руководства собственно и заставили ее уйти с предприятия. Да и сам Александр Галинский фактически подтверждает это в своем письме нашим коллегам из "Новой газеты", которые также писали о ситуации в МААК "УРГА", указывая, что в настоящее время на предприятии работает около 300 человек.
Почему это произошло незаметно для руководства города и области, которое декларировало увеличение рабочих мест, можно только догадываться. Возможно, потому что в то время предприятие подавало надежды сделать из Кировограда "летающий" город, что было бы жирным плюсом и для него, и для власти. Бывший Президент Виктор Янукович даже лично открыл его воздушные ворота, но, как впоследствии выяснилось, только для чартеров. В конце же 2010-го бывший председатель областной государственной администрации Сергей Ларин еще ходатайствовал перед вице-премьер-министром Украины Андреем Клюевым о выделении из государственного бюджета 16 миллионов гривен на реконструкцию взлетной полосы в аэропорту "Кировоград". Из чего напрашивается вывод, что под соусом улучшения инвестиционной привлекательности города речь шла о выделении бюджетных средств на развитие семейного бизнеса Ставицких?
Кто говорит правду?
Еще один факт в пользу правдивости писем греческого инвестора - прибыль авиакомпании с приходом нового акционера ежегодно и действительно уменьшались, по крайней мере, в финотчетах, в чем можно убедиться на сайтах компании и комиссии по ценным бумагам (предварительно зарегистрировавшись). В 2010-м они составляли - 22791 тыс. грн, в 2011-м - 15076 тыс. грн, 2012-м - 10607 тыс. грн. По 2013-му указано свыше 8 млн грн.
Вариантов ответов, почему так происходит, может быть множество: от проблем с менеджментом - до умышленного вывода средств из компании в оффшоры или на другие предприятия. В частности, последнее обычно практикуется для того, чтобы снизить стоимость акций миноритарного акционера, которым является Lyktos Group of Companies, и выкупить их за бесценок. Ибо он через незначительную долю акций хоть и не имеет возможности непосредственно участвовать в управлении компанией, но может влиять на ее деятельность и, по крайней мере, путать карты владельцу контрольного пакета.
Подтверждением намерений продать значительную часть имущества является информация о собраниях акционеров от 16.09.2013.
Поэтому, кому верить, генеральному директору и сотрудникам, которые являются лишь исполнителями чужой воли, либо основателю компании, - вопрос риторический. Как и то, куда прилетит "УРГА", и от того ли акционера коллектив защищал предприятие.