ua en ru

Кадры решают все: кто будет отвечать за подбор топ-менеджеров в госкомпании

Кадры решают все: кто будет отвечать за подбор топ-менеджеров в госкомпании Кабмин поменял процедуру отбора топ-менеджмента госкомпаний (freepik.com)

Правительство отстранило министерские комиссии от поиска руководителей госпредприятий, поручив это специалистам по рекрутингу.

Кабинет министров уполномочил рекрутинговые компании на поиск и оценку кандидатов, претендующих на должности топ-менеджмента государственных предприятий. Параллельно с этим из процесса подбора кадров исключили ряд министров и вице-премьеров, что должно деполитизировать назначения руководителей в госкомпании, а также ускорить процедуру их отбора. На этих изменениях настояли международные финансовые организации, представители которых и ранее входили в комитет по назначению руководителей госкомпаний, но у них нет реальных полномочий и возможности влиять на процесс. Подробнее о том, как теперь будет происходить отбор руководителей в госкомпании – в материале РБК-Украина.

Кабинет министров изменил механизм работы номинационного комитета при Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), который занимается отбором руководителей и членов наблюдательных советов в особо важные для экономики государственные предприятия. Среди прочего, речь идет о компаниях, стоимость активов которых превышает 2 млрд гривен или годовой размер чистого дохода которых составляет более 1,5 млрд гривен.

Изменения, оформленные правительственным постановлением, предусматривают, что, во-первых, членов комитета по назначению станет меньше, во-вторых, министерства не смогут через внутренние конкурсные комиссии продвигать "своих" людей на руководящие должности в госпредприятия, а, в-третьих, оценку профессиональным качествам кандидатов будет давать рекрутер.

В чем необходимость таких изменений? Номинационный комитет собирается крайне редко, из-за чего ряд предприятий долгое время остается без официально утвержденных руководителей и наблюдательных советов. Разумеется, это не способствует корпоративной реформе госпредприятий. К примеру, больше года назад МЭРТ объявил о планах создать наблюдательные советы в пяти госкомпаниях - "Укрэнерго", "Укргидроэнерго", "Укрпочта", аэропорт "Борисполь" и "Укрзализныця".

В июле прошлого года в этот список добавили Государственную продовольственно-зерновую корпорацию (ГПЗКУ) и "Энергоатом". Тогда же номинационный комитет утвердил перечень компаний для проведения конкурсов по отбору директоров - "Электротяжмаш", "Укрхимтрансамиак", Объединенная горно-химическая компания (ОГХК), ГПЗКУ и "Укрспирт". Впрочем, несмотря на сформированный список, номинационный комитет так никого и не назначил, поскольку не собирался.

В конце прошлого года представители международных финансовых организаций (МВФ, ЕБРР, Всемирный банк), которые входят в комитет, но не имеют в нем права голоса, направили письмо премьер-министру Владимиру Гройсману, предложив усовершенствовать подбор кадров для предприятий госсектора.

После принятых изменений комитет будет принимать решения быстрее и эффективнее, считает член Стратегической группы советников по поддержке реформ при премьере (SAGSUR) Андрей Бойцун, который до последнего времени был независимым членом в номинационном комитете. По его мнению, состав комитета был слишком раздутым, что не позволяло наладить динамичную работу этого органа. В комитет входило девять членов с правом голоса и столько же независимых членов, которые могли предлагать комитету лишь рекомендации.

Уровень членов комитета - вице-премьеры и министры. Теперь же с правом голоса в комитете будет четыре члена – министр Кабинета министров (сейчас эту должность занимает Александр Саенко), первый замминистра финансов (Оксана Маркарова), первый замминистра экономического развития и торговли (Максим Нефьодов), а также руководитель госоргана, в чьем подчинении находится то или иное госпредприятие, куда планируется назначить руководителя.

Если же субъектом управления предприятия является Кабмин, то в состав комитета должен будет войти руководитель министерства или другого госоргана, обеспечивающего госполитику в соответствующей сфере, либо его заместитель. Также в комитет будет входить четыре независимых члена с правом совещательного голоса.

Чем занимается комитет? Утверждает требования к претендентам на должность, рассматривает предложения комиссии по отбору, определяется с кандидатом на должность и подает предложение о его назначении Кабмину, а также занимается подготовкой рекомендаций относительно контракта с претендентом.

Комитет принимает свои решения путем тайного или заочного голосования (с помощью электронной почты). Некой секретности отбору добавили, чтобы снизить градус политического давления внутри самого комитета. Для кворума достаточно участия в заседании трех членов с правом голоса, а для принятия решения - большинства голосов

В чем ключевые отличия нового механизма работы комитета? Как пояснил Андрей Бойцун, теперь конкурсные комиссии при министерствах не будут заниматься первичным отбором и утверждением требований к кандидатам. Этот процесс будет переведен в сам номинационный комитет. Министерства, по сути, исключены из этой цепочки. Комитет сам будет утверждать критерии отбора, а для предварительного отбора при нем начнет работать постоянная комиссия. В нее войдут два представителя секретариата Кабмина, один от Минюста, один от органа управления госпредприятия и один независимый эксперт - представитель компании-рекрутера.

Андрей Бойцун пояснил РБК-Украина, что прежний формат отбора кандидатов на уровне министерств не всегда позволял понять, на основании каких критериев это происходило. "Выбор должен делать номинационный комитет. Но кого выбирать – решили за него раньше какие-то люди на техническом уровне в другом органе. Качественно ли они сделали предварительный отбор? Тех ли кандидатов искали? Это не всегда понимают в номинационном комитете", - говорит эксперт.

Кроме того, по его словам, комиссии в министерствах зачастую ограничивались публикацией объявлений о конкурсах лишь на сайте ведомств, и не проявляли особого энтузиазма в поиске кадров. "Вы себе представляет иностранцев, которые будут читать объявление на сайте украинских министерств? Да и украинские кандидаты не следят за ними. Потому нужен рекрутер, который сам активно ищет кандидатов. Теперь это прописано в постановлении", - разъяснил эксперт.

Протянуть на конкурс "нужных" и "своих" людей в министерствах не смогут в обход рекрутера. "Единственной "точкой входа" на комитет по назначению для всех кандидатов будет рекрутинговая компания. Она будет отбираться по тендеру на каждый конкурс, - пояснил РБК-Украина первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефьодов. - Теперь не будет комиссий, которые раньше были при каждом органе, куда хоть и входил специалист по подбору персонала, но, по большому счету, это были люди, которые не имели опыта, а зачастую и мотивации отбирать персонал".

Постоянная комиссия, которая будет работать при комитете, займется текущей технической работой, начиная от проверки документов, которые подают кандидаты, заканчивая формированием шорт-листа из кандидатов, отобранных специалистом по подбору персонала. Рекрутер же обязан выбрать для комиссии пять, по его мнению, максимально подходящих на должность кандидатов, но при этом его задача – сделать выводы по всем участникам конкурса.

И что важно - большинство претендентов, кандидатуры которых будут поданы на рассмотрение комитету, должны быть именно из числа рекомендованных специалистом по подбору персонала. Но у комиссии будет возможность заменить одного-двух претендентов. "Я не хочу, чтобы заседания срывались заинтересованными сторонами, чтобы комиссия продвигала "своих" кандидатов. Наконец, я не хочу нивелировать работу рекрутинговых компаний. Поэтому их слово будет определяющим в предварительном отборе кандидатов", - заявил вице-премьер - министр экономического развития и торговли Степан Кубив, комментируя принятые изменения.

Что же касается четырех независимых членов комитета, их перечень предстоит утвердить правительству. После чего состав независимых экспертов меняться не будет. "Предложения относительно того, кого назначать, придут от международных финансовых организаций", - сказал Андрей Бойцун. Вероятней всего, эти позиции снова займут руководители украинских представительств МВФ, Всемирного банка и ЕБРР.

Комитету в новом составе стоит собраться в течение двух-трех недель, чтобы обсудить формат работы, определиться с ближайшими предприятиями для отбора набсоветов и менеджмента и составить график конкурсов, считает Андрей Бойцун.

По словам Максима Нефьодова, номинационный комитет в новом составе сможет собраться только после того, как Кабмин получит и утвердит официальное предложение от международных партнеров о четырех кандидатах в члены комитета с совещательным голосом. И уже на ближайшем заседании комитета, по словам Нефьодова, возможно, будут объявлены первые конкурсы по нескольким предприятиям. "Ожидаю, что первые два предприятия – это "Укрэнерго", где уже выбран рекрутер, и, возможно, "Укрзализныця", где без набсовета могут быть существенные операционные проблемы", - сказал РБК-Украина чиновник.