К чему приведут шаманские танцы с бубном в парламенте
Валентин Гладких, кандидат философских наук,
политический аналитик, специально для РБК-Украина
Известная путешественница и исследовательница Востока Александра Давид-Неэль в своей книге "Мистики и маги Тибета" описывает, в частности, и своеобразный "чемпионат" шаманов, которые встречаются в определенное время в определенном месте для того, чтобы посоревноваться в своем искусстве. Забавно, что спустя почти столетие перипетии состязания "кудесников бубна" может увидеть собственными глазами любой желающий украинец - достаточно просто включить прямую трансляцию пленарного заседания Верховной Рады. И перед взором предстанет картина, достойная кисти Сальвадора Дали - "Народные депутаты танцуют с бубном возле умирающей Украины".
К сожалению, карнавальное действо, разворачивающееся на наших глазах в украинском парламенте, не назовешь иначе как "шаманским камланием" или "танцами с бубном".
Верховная Рада, как любой парламент мира, должна прежде всего выполнять две основные функции: представительскую - репрезентовать интересы отдельных социальных групп общества; и законодательную - разрабатывать и принимать законы, создавая правовое поле государства. К сожалению, Верховная Рада, по крайней мере пока, достаточно плохо справляется с обеими своими функциями.
Только очень наивные или очень глупые люди могут полагать, что парламентарии, как предыдущие, так и нынешние, представляют и отстаивают интересы всего общества. На самом деле, интересы общества "народные избранники" отстаивают лишь в той мере, в какой эти интересы совпадают с их собственными интересами и интересами тех, кто привел всех этих "государственников" в парламент - спонсоров.
Весьма показательным в этом аспекте является процесс "дерибану должностей и комитетов". Забавным и красноречивым является тот факт, что должности и комитеты не могут поделить между собой не антагонисты, а политические силы, составляющие коалицию. Принимая во внимание это обстоятельство, абсолютно закономерно было бы спросить: а действительно ли участники "реформаторского" большинства единомышленники и имеют общие цели?
Кстати, вся эта возня касательно недопущения бывших регионалов, голосовавших за "диктаторские законы 16 января" - не более чем примитивная дымовая завеса, призванная скрыть безграничную алчность представителей "демократического и реформаторского большинства" и их неспособность договориться, прежде всего, между собой.
Впрочем, часть ответственности за неспособность Верховной Рады выполнять представительскую функцию лежит на избирателях, которые снова позволили политическим пройдохам ввести себя в заблуждение.
Что касается законодательной функции, то здесь дела у новоизбранного парламента обстоят еще хуже, и свалить ответственность в этом аспекте на избирателей не получится.
Дело не в том, что депутаты две недели толкут воду в ступе, решая исключительно кадровые и организационные вопросы. В конце концов, как говорил классик: "Кадры решают все". Поэтому можно было бы даже закрыть глаза на то, что новоизбранная Верховная Рада не решает вообще ничего, кроме вопроса о кадрах. С классиком не поспоришь.
Но глаза ни в коем случае нельзя закрывать на другое, а именно - на полное отсутствие в парламенте законопроектов, направленных на правовое обеспечение реальных реформ. Кстати, отсутствие "реформаторских законопроектов" выглядит несколько странным, и должно было бы насторожить экзальтированных фанатов и фанаток "новых лиц и политических сил", прежде всего "Реанимационного пакета реформ", лидеры которого в течении более чем полугода кричали во всех эфирах о разработанных ими проектах "реформаторских законов". Ну и где теперь эти "разработки" "крупнейшего объединения авторитетнейших экспертов"? Почему вместо законопроектов, направленных на проведение реальных реформ, обществу опять предлагают набор всевозможных деклараций о благих намерениях?
Вместо реальных шагов в направлении реформ власть упорно пытается отвлечь внимание общества от решения реальных проблем, переключив энергию революционного порыва на борьбу с ветряными мельницами.
Возьмем в качестве примера, недавний вброс в информационное поле проекта закона об отмене внеблокового статуса Украины. Такое чувство, что норма о внеблоковом статусе Украины - это единственное и последнее препятствие на пути Украины в НАТО. Хотя на самом деле совершенно очевидно, что основным препятствием на этом пути является разграбленная армия, убитая экономика, деградирующее общество. И начинать путь в НАТО нужно с реальных реформ, которые помогут создать сильную экономику и модернизовать армию. Но вместо этого предлагают отменить внеблоковый статус. Реформы подождут.
Еще более яркий пример - это громогласные заявления о необходимости отмены депутатской неприкосновенности, как будто эта юридическая норма делает депутатов неприкосновенными сама по себе. Безусловно, в нормальной стране все должны быть равны перед законом и депутатская неприкосновенность должна быть отменена. Но кроме этого нужно понимать, что отмена депутатской неприкосновенности сама по себе ничего не даст. Мажоры, безнаказанно убивающие и калечащие людей, не имеют де-юре неприкосновенности, но это совершенно не мешает им избегать ответственности за совершенные преступления де-факто.
Кстати, весьма показательным в этом плане является заявления Виталия Яремы о том, что проверка, проведенная в отношении заместителя генерального прокурора Анатолия Даниленко, не обнаружила причастности последнего к коррупционным деяниям. Кристально честный прокурор-латифундист.
Одним словом, законодателям стоило бы поработать над реформой системы правоохранительных органов, прокуратуры, юстиции, потому как в противном случае все эти "символические жесты" с отменой депутатской неприкосновенности принесут результата не более, чем убогий и нефункциональный закон-профанация "Об очищении власти".
Впрочем, ожидать, что новый председатель парламентского комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Егор Соболев сможет победить "мафию", это все равно, что сделать ставку на тернопольскую "Ниву" в матче против мадридского "Реала". Поддержка трибун и миллионов телезрителей принципиально ничего не решает.
В общем, в то время как больной нуждается в срочном, серьезном, скорее всего оперативном лечении, "народные избранники" продолжают свои танцы с бубном - красуются в эфирах, катаются по заграницам, делят портфели, постят в фейсбуке, раскидывают листовки в сессионном зале, делают пафосные заявления и селфи.
Результат такого политического камлания легко предсказуем...