Украина ищет возможность начать модернизацию своей газотранспортной системы (ГТС) без участия российского "Газпрома". Как стало известно, в конце февраля Минэнергоугля и "Нафтогаз" провели переговоры с немецкой AEG о поставке оборудования и содействии в привлечении 400 млн евро. Об этом сообщает издание "Коммерсант-Украина".
Украина ищет возможность начать модернизацию своей газотранспортной системы (ГТС) без участия российского "Газпрома". Как стало известно, в конце февраля Минэнергоугля и "Нафтогаз" провели переговоры с немецкой AEG о поставке оборудования и содействии в привлечении 400 млн евро. Об этом сообщает издание "Коммерсант-Украина".
Заключение договора с этой компанией может значительно усилить позиции Украины на переговорах с Россией о создании консорциума по управлению ГТС, отмечают эксперты.
Как рассказал изданию генеральный директор немецкой корпорации AEG Industrial Engineering Генрих Оттерполь, украинские власти обратились к его компании с предложением заняться модернизацией газокомпрессорных станций. 27 февраля Оттерполь встречался с министром энергетики и угольной промышленности Юрием Бойко, представителями НАК "Нафтогаз Украины" и двух немецких банков, чтобы обсудить детали сделки. Глава немецкой корпорации отказался сообщить подробности встречи, сославшись на договоренность с украинским правительством не разглашать информацию о ходе переговоров.
В пресс-службе Минэнергоугля и "Нафтогаза" также не стали комментировать эту информацию. Однако, как объяснил источник издания в украинской монополии, в переговорах участвовали представители Deutsche Bank и Landesbank, предложившие профинансировать переоборудование компрессорных газоперекачивающих станций в том случае, если оно будет осуществляться компанией AEG. Речь идет о выделении кредита в размере 400 млн евро. В обоих банках ситуацию не комментируют.
В 1970-х годах AEG установила 183 компрессорных агрегата SC3002 и 57 агрегатов SC5002 в СССР на магистральном газопроводе "Союз", а также на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород, причем большую часть этого оборудования - на территории Украины. В 2011 г. технические специалисты AEG провели тщательное обследование компрессорной станции "Тальное", станции "Бар" (на каждой - турбины по 10 МВт), а также электродвигателя и преобразователя на линии Уренгой-Ужгород (каждая турбина - по 25 МВт). На основании результатов проведенного осмотра AEG подготовила технико-коммерческое предложение по модернизации компрессорных станций магистрального газопровода "Союз" в рамках проекта модернизации и реконструкции украинской ГТС. Речь идет о замене работающих на газе компрессорных станций их электрическими аналогами.
Решение об этом было принято еще в 2010 г. Такая модернизация, по данным "Укртрансгаза", позволит экономить до 220-230 млн долл. ежегодно.
Источник в Минэнергоугля уточнил, что переговоры с AEG носят предварительный характер. "Нам все равно придется проводить тендер, в ходе которого мы выберем наилучшее предложение. Но поскольку совместный проект с AEG позволяет не только сменить оборудование, но и найти необходимое для этого финансирование, думаю, у немецкой стороны есть хорошие шансы на победу в тендере",- пояснил собеседник. По его словам, сейчас главная проблема - отсутствие альтернативных источников финансирования, в том числе со стороны Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). "Пока мы не получили гарантий того, что эти финансовые институты выделят нам необходимые 400 млн евро",- говорит собеседник. Напомним, ранее в ЕБРР и ЕИБ заявляли о готовности выделить на модернизацию ГТС 308 млн долл.
Главный инвестстратег финансовой группы БКС Максим Шеин отмечает, что решение привлечь AEG и немецкие банки может повлиять на отношение к украинской ГТС в Европе. "Германия является одним из основных потребителей российского газа в Европе, и если финансовые институты этой страны будут инвестировать в реконструкцию украинской ГТС, им уже будет не все равно, каким образом газ попадет на их рынок",- говорит господин Шеин. До сих пор Германия выступала за строительство Nord Stream и South Stream - газопроводов в обход Украины. Эксперт Института энергетических исследования Юрий Корольчук считает, что если удастся договориться с Германией о финансировании проекта и модернизации ГТС без участия "Газпрома", это улучшит позиции Киева на переговорах с Москвой относительно создания консорциума для управления украинской ГТС. "Фактически Украина покажет, что может решать проблемы финансирования и модернизации непосредственно с покупателями газа в Европе",- говорит Корольчук.
Отметим, что вопрос ГТС является достаточно важным в украино-российских газових переговорах. В начале месяца чрезвычайный и полномочный посол РФ в Украине Михаил Зурабов сказал что сроки заключения нового соглашения по газу между Украиной и Россией будут зависеть от срока оценки украинской газотранспортной системы. Россия в переговорах с Украиной о снижении цен на российский газ требует взамен от Киева передачи половины прав на управление местной ГТС. В ответ Украина предложила РФ создать трехсторонний консорциум с участием ЕС по управлению ГТС взамен на скидку на газ. Однако это предложение не устроило Москву, которая пока что не идет на уступки.
27 февраля НАК "Нафтогаз Украины" получила 4 тендерные предложения на проведение оценки стоимости ГТС. Это частное предприятие Thomas & Simonova (Киев), Duff & Phelps (Нью-Йорк), Baker Tilly - Ukraine (Киев), Ernst & Young (Киев).
Ранее в СМИ появилась информация, что со стороны "Газпрома" поступало предложение выкупить украинскую ГТС за 4 млрд долл., однако украинская сторона отказалась вести переговоры о продаже. При этом в "Газпроме" заявили, что украинская сторона оценила ГТС в 20 млрд долл. А Юлия Тимошенко пошла дальше, оценив украинскую газотранспортную систему в 200 млрд долл.
Украинская ГТС уже дважды оценивалась: в 2007 г. - в 24,8 млрд долл., а в 2009 г. - в 9,9 млрд долл. 25 февраля издание "Зеркало недели. Украина" опубликовало оценочное исследование известного оценщика Людмилы Симоновой, в котором говорится, что обоснованная стоимость ГТС Украины составляет 61 млрд долл.