Исследовательскую компанию GfK Ukraine, на основании данных которой осуществляется продажа телерекламы, обвиняют в утечке информации в пользу частной структуры, которая предлагала каналам услуги по искусственному завышению показателей.
Исследовательскую компанию GfK Ukraine, на основании данных которой осуществляется продажа телерекламы, обвиняют в утечке информации в пользу частной структуры, которая предлагала каналам услуги по искусственному завышению показателей.
Как сообщает "КоммерсантЪ-Украина", проверкой этих фактов сейчас занимается Министерство внутренних дел, а это грозит уголовной ответственностью должностным лицам GfK. На каналах говорят, что резонансное дело может закончиться тем, что рекламодатели потребуют пересмотреть итоги размещения рекламы.
Директор телеканала RuMusic Рудольф Кирнос заявил вчера журналистам, что исследование аудитории телеканалов компанией GfK, на основании которых продается телереклама в Украине, недостоверно. По его словам, в Киеве с 2008 года работает посредническая компания, которая предлагает каналам искусственно завысить свой рейтинг. "По нашим данным, в схеме задействованы минимум два достаточно высокопоставленных лица в GfK Ukraine, выдавшие третьим лицам конфиденциальную базу адресов", - отметил Кирнос.
Исследование телеаудитории в Украине проводится в 2,5 тыс. домохозяйств (более 6 тыс. зрителей). Их адреса и имена являются коммерческой тайной, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность. Все телевизоры в этих домохозяйствах оборудованы специальными приборами - пиплметрами, которые регистрируют просмотр ТВ-программ. На основании этих данных рассчитывается курс медиавалюты - GRP (пункт рейтинга), по которой продается реклама на ТВ.
По данным Кирноса, компания подкупала домохозяйства, участвующие в исследовании, и требовала от них смотреть определенные каналы. В качестве доказательств он предоставил инструкцию, которую заказчики отправляли домохозяйствам. В инструкции за сентябрь 2011 г. содержатся указания на период до января этого года. В категории "смотреть" в документе указаны каналы OTV, "Макси-ТВ", "Меню-ТВ", "Первый автомобильный" и ТВ?. В категории "не смотреть" - отдельные передачи на каналах ТЕТ, "Студия 1+1", "Интер" и СТБ, а также каналы "Тонис", "5 канал", "Первый национальный", "Малятко-ТВ", RuMusic, "Сити" и другие.
В инструкции также сказано, что "просмотр "Нового канала" больше не оплачивается". Аудитория этого канала начала резко падать в середине прошлого года, и ее сокращение продолжается и в этом году. Ирина Лысенко, занимавшая тогда должность гендиректора "Нового канала", опровергла эту информацию. "Я не понимаю, о чем идет речь. Насколько мне известно, ни "Новый", ни любой другой канал StarLightMedia (СТБ, ICTV, М1 и другие) никогда не оплачивал мошеннические схемы", - отметила она.
Кирнос сообщил, что подал заявление в Печерский райотдел милиции с требованием наказать виновных. В МВД вчера не смогли уточнить результаты рассмотрения заявления, но, по словам Рудольфа Кирноса, уголовное дело по его обращению пока не возбуждено. Название компании он сообщить отказался.
В GfK сообщили, что в компанию уже обращались представители МВД. "Сейчас мы разбираемся с этой ситуацией. Если действительно была утечка конфиденциальной информации, мы должны обнаружить ее источник", - отметила руководитель медиадепартамента GfK Ukraine Ольга Росманова. Она подчеркнула, что результатами исследований часто бывают недовольны отдельные вещатели, но компания всегда отвечает на их запросы.
Участники рынка отказываются от официальных комментариев. Но в неофициальных беседах менеджеры телеканалов говорят, что ситуация беспокоит вещателей.
В этом году объем рынка телерекламы составит 3,8 млрд грн. А доход GfK Ukraine от предоставления данных об аудитории телеканалов оценивается экспертами более чем в 2 млн долл. в год.