Игра на понижение. Правительство Яценюка снижает стоимость газодобывающих компаний
Пришедшая около года назад к власти в Украине команда управленцев много говорила о новых принципах государственной политики в нефтегазовом секторе. Новые правила игры в украинских реалиях превратились в повышение налогового давления и ограничение права на продажу произведенной продукции. Между тем, источники на рынке поговаривают о том, что это лишь видимая часть айсберга. "Под водой" может быть прямая угроза бизнесу добытчиков, исходящая от высших правительственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур.
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий,
специально для РБК-Украина
Масштабное наступление правительства на частные газодобывающие и трейдинговые компании можно считать новой отличительной чертой обоих кабинетов, которые возглавлял Арсений Яценюк. Как обычно это бывает, цели декларировались весьма высокие, а именно - изъятие сверхприбылей у добытчиков и помощь "Нафтогазу" на протяжении сложного отопительного сезона 2014-2015 года.
Все началось с повышения ренты для добывающих компаний летом 2014 года и введения неформального запрета на импорт газа по реверсу в Украину для всех покупателей, кроме "Нафтогаза Украины". Так, с 31 июля прошедшего года Верховная Рада по инициативе правительства резко повысила ставку ренты для частных газодобытчиков. Вместо 28% они стали платить 55% (при добыче на глубинах более 5 тыс. м - 28% вместо 15%).
Одновременно "Укртрансгаз" ввел неформальный запрет на допуск в трубу реверсного газа для частных импортеров, который действовал до момента введения для них НДС с сентября 2014 года. При этом, "Нафтогаз" освобождался от уплаты НДС.
Частные добывающие компании подняли шум вокруг повышения ренты и попытались повлиять на решение парламента. Но безрезультатно. В ответ в Кабмине пообещали, что повышенные ставки будут действовать до 1 января 2015 года, а впоследствии их пересмотрят.
Это обещание оказалось ложью. В бюджете текущего года ставки ренты были сохранены на уровне второго полугодия 2014 года, а нардепы от "Самопомичи" пошли еще дальше и предложили увеличить ренту для газа, который производится в рамках совместной деятельности, до 70%. Этой же идеи придерживается и Минфин.
В итоге, общая доля налогов в цене реализации газа превысила 80%, что значительно превышает показатель для стран, которые испытывают его дефицит и стремятся нарастить его добычу.
Несмотря на предостережения со стороны добытчиков, повышение ренты несущественно повлияло на производственные показатели компаний в 2014 году. Частники нарастили объемы добычи газа на рекордные 27%. Вместе с тем, основные проблемы для отрасли ожидаются уже в текущем году.
Так, в декабре 2014 года американская Chevron отказалась от реализации проекта по добыче сланцевого газа на Олесской площади, указав среди мотивов такого решения увеличение налоговой нагрузки на отрасль. При этом, необходимо отметить, что участников ранее подписанных СРП, в т.ч., Chevron повышение ренты не затронуло.
По схожей причине британская нефтегазовая компания с активами в Украине JKX Oil&Gas объявила об остановке программы бурения скважин на 2015 год и сокращении около 50% персонала в регионах работы. Также компания подала иск против правительства Украины в арбитраж Торговой палаты Стокгольма.
Еще одна компания с британской пропиской Regal Petroleum (Smart Holding), которая получает все свои доходы в Украине, обвинила правительство в проведении "невыгодной экономической политики".
По оценкам отраслевых источников, высокие ставки ренты привели к снижению производства газа в зимний период на 15%. Они предупреждают, что в случае сохранения налоговой нагрузки на отрасль на протяжении ближайших трех лет Украина может лишиться около 6 млрд куб. м газа собственной добычи, а на замещение импортом потребуется потратить от 1,5 до 2 млрд долл.
Еще один мощный удар по частным компаниям был нанесен Кабмином и "Нафтогазом" в начале отопительного сезона. Постановлением Кабмина №647 от 26 ноября 2014 года "О порядке закупки природного газа промышленными, энергогенерирующими и теплогенерирующими (в части промышленных объемов газа) предприятиями" частным добывающим компаниям ограничили право продавать газ по действующим договорам внутри страны и поставили перед необходимостью искать покупателей среди мелкого и среднего бизнеса.
Справились с задачей не все. В настоящее время значительную часть газа частники вынуждены продавать "Нафтогазу". При этом, дисконт от рыночной цены достигает 1500 грн/тыс. куб. м (при тарифе 5700 грн/тыс. куб. м без НДС и транспорта). На вопрос, где оседают деньги после таких операций, читатель может ответить самостоятельно.
Частные добытчики оспорили ограничения, подав коллективный иск. Несмотря на то, что 16 декабря 2014 г. Окружной админсуд Киева удовлетворил исковые требования, а позже Киевский апелляционный админсуд отклонил апелляционные жалобы Кабмина и "Нафтогаза", судебное разбирательство не завершено.
Неудивительно, что осложнения в работе украинских частных добывающих компаний привели к снижению финансовых результатов и падению капитализации тех из них, акции которых торгуются на биржах. В качестве примера можно привести ту же JKX Oil&Gas, акции которой на Лондонской фондовой бирже демонстрировали стремительное падение всякий раз, когда приходили негативные новости из Украины. С 30 июля по 4 августа, т.е., после повышения ренты, ее акции на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи потеряли в цене почти 18%, а 7 января 2015 года на новостях о возможном уходе из Украины - сразу на 21%.
Однако, как говорят в народе, "свято мест пусто не бывает". На дешевеющие активы появились претенденты. Компания Proxima Capital Group, основным собственником которой является российский банкир Владимир Татарчук, в начале февраля 2015 года заявила о намерении приобрести JKX Oil&Gas.
И, хотя накануне Proxima Capital Group отказалась от намерения купить JKX Oil&Gas, о чем уведомила на Лондонской фондовой бирже, вопрос о странной согласованности действий "Нафтогаза Украины" и правительства Яценюка по удушению частной газодобычи остается открытым. Быть может, это игра на понижение стоимости отдельных компаний, которые впоследствии можно будет прибрать к рукам через посредника - хоть с российской, хоть с бермудской регистрацией.