Игорь Скляревский: "Уважение к пассажиру метро проявляется в том, чтобы дать ему нужную информацию понятным языком"
Гостем второго выпуска подкаста "Технократы сегодня" стал Игорь Скляревский. Лидер и идейный вдохновитель команды дизайнеров-волонтеров "Агенти змін", он уже несколько лет работает над тем, чтобы киевская городская навигация была понятной и эстетически приятной. Первым реализованным проектом Скляревского в этой сфере стало обновление внешнего вида фуникулера, который обзавелся собственным логотипом, новой навигацией и схемой окраски. После этого, благодаря объединению "Агенти змін", киевское метро заговорило с пассажирами понятным человеческим языком, избавившись от канцелярщины. А на прошлой неделе была представлена новая официальная схема Киевского метрополитена, которая вскоре появится во всех вагонах. Чем эта схема будет отличаться от предыдущей, и легко ли было убедить руководство "подземки" в том, что она нужна, Игорь Скляревский рассказал ведущим подкаста Андрею Хветкевичу и Марине Зайцевой.
Слушайте подкаст сейчас:
Основные тезисы Игоря Скляревского читайте в этом материале. В полной версии подкаста гость более подробно рассказывает о том, как шаг за шагом ему удавалось популяризировать идею о том, что хороший дизайн - это не только красиво, но и практично. Оставить комментарий и задать вопрос Игорю Скляревскому можно на странице в Facebook.
Народный фильтр
- Новая схема метро. Как она создавалась и что с ней будет дальше?
Игорь Скляревский: Шли к новой схеме мы довольно долго. Один только процесс ее публичного обсуждения продолжался около семи месяцев и проводился в несколько этапов. Мы для себя решили, что все наши проекты, которые мы делаем для города бесплатно, мы будем делать публично, и на это есть несколько причин. Во-первых, люди должны знать, кто это делает, а если у них будут какие-то предложения, как сделать лучше, - куда с этими предложениями идти. Раньше, когда киевляне сталкивались с плохим дизайном, они даже не знали, условно говоря, кого за это бить. Во-вторых, когда люди критикуют и обсуждают, это позволяет сделать финальный вариант совершеннее. Если говорить о схеме метро, то мы абсолютно уверены, что на ней нет ни одной фактической или орфографической ошибки, потому что на это все смотрело много тысяч пар глаз, которые не оставили ошибкам никаких шансов.
- А что в ней изменилось?
Игорь Скляревский: Во-первых, появился скоростной трамвай. Им пользуется больше людей, чем городской электричкой, но раньше его почему-то на схеме не было. Во-вторых - транспорт до аэропортов, так как схема метро на самом деле важнее для туристов, чем для киевлян. Третье новшество - это доступность. Мы увеличили размеры надписей, а также учли тот факт, что часть людей не различает красный и зеленый цвета, а это 8% мужчин и 1% женщин. Ну и в целом соблюли принципы универсального дизайна.
- Какие были этапы создания схемы?
Игорь Скляревский: Мы сделали свой вариант схемы. Это был не черновик, а вполне законченный и качественный проект. Опубликовали ее в интернете и сопроводили статьей с детальным объяснением каждого дизайнерского решения. Люди начали критиковать, указывать на ошибки, а мы эту информацию собирали и систематизировали. Через три месяца мы подготовили исправленный вариант - тестовую версию, которую разместили в десяти поездах "красной" линии метро. На ней тоже было приглашение написать нам замечания и пожелания. Таким образом, мы еще три месяца собирали отзывы, но на этот раз от людей, которые видят схему не на мониторе, а в реальных условиях. Результатом стала финальная версия, которая будет постепенно появляться во всех вагонах.
- Много было отзывов на втором этапе?
Игорь Скляревский: На порядок меньше, чем в интернете. Я думаю, что это связано с несколькими причинами. Во-первых, эта схема обсуждалась в интернете и часть пассажиров ее видела. Во-вторых, на ней уже были исправлены все возможные ошибки. Кроме того, написать комментарий к посту в Facebook проще, чем запомнить или сфотографировать адрес в вагоне, доехать до дома и написать письмо. Мы получили около 120 писем, а тех, кто комментировал в интернете, было больше тысячи. А вот общая аудитория, которая прочитала все посты на Facebook - около 150 тысяч человек.
- Вот такой пример. У моей соседки Людмилы Ивановны нет интернета. Она могла каким-то образом оставить отзыв, если бы захотела? Может, через городскую линию 15-51?
Игорь Скляревский: На схемах всегда указана горячая линия метрополитена, которой тоже можно воспользоваться. Но, насколько мне известно, через этот канал пожелания не поступали.
Свет в конце тоннеля
- Несколько лет назад вы уже показывали руководству метрополитена новую схему. Что изменилось в этот раз?
Игорь Скляревский: Это было в 2011 году, и это была моя личная, не коллективная работа. На меня в метрополитене посмотрели просто как на инопланетянина. Там люди в этом вопросе были совершенно дремучие, а схемой заведовала служба движения, которая на самом деле отвечает за безопасность. Они меня абсолютно не поняли, задавали странные вопросы. Я увидел, что с ними ничего не получится. А вот после Майдана, избрания нового мэра и Киевсовета, в коммунальные предприятия, в том числе и в метрополитен, пришли новые люди. Работать с ними - одно удовольствие. Утверждение схемы, например, продолжалось минут десять. Они сказали, что следят за общественным обсуждением, и доверяют нам как профессионалам, и потому готовы разместить схему в том виде, в котором мы им ее отдадим. Это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это правда. В государстве, безусловно, что-то поменялось.
- Что вы еще меняете в метро кроме схемы?
Игорь Скляревский: В кассах уже продаются проездные с новым дизайном, на которые можно смотреть без боли. Кроме того, мы сократили количество надписей на них. На старом варианте была инструкция по использованию, состоящая из четырех пунктов. Мы же оставили только то, что важно для пассажира: чтобы воспользоваться карточкой, надо приложить ее к турникету. Еще мы делали информационные плакаты. Хотя их технически делать проще всего, сила их воздействия велика. Мы фактически изменили способ общения города со своими жителями. Пока что только в метро, и на небольшом количестве плакатов, но это разговор на совершенно другом языке. Уважение проявляется не словами "Шановні пасажири" на каждом объявлении, как это было раньше. Оно в том, чтобы сказать то, что пассажиру действительно нужно, и в таком виде, чтобы он это воспринял проще и быстрее. Все наши плакаты лаконичны и написаны простым языком.
- Правильно ли мы понимаем, что вы работаете бесплатно и экономите значительные средства государству?
Игорь Скляревский: Да, все, что мы делаем для города, мы делаем совершенно бесплатно. Хотя, объективно, создание дизайна - это исследовательская работа. Она не может стоить миллионы, но с ней не справится и человек, скачавший себе графический редактор. К примеру, в Киеве логотип метро - зеленую букву "М" - раньше все рисовали как угодно. Нужно было все систематизировать. Нам нужен был вариант, который хорошо будет читаться и в большом и в маленьком размере. Это совсем не простая работа.
Команда единомышленников
- Как получилось собрать команду?
Игорь Скляревский: Мы начинали года два назад, когда город не был готов к таким проектам. Но я считал, что останавливаться не нужно, а надо работать "в стол". Когда возможность реализовывать идеи появится, все эти наработки непременно пригодятся. Я кинул клич, подготовил конкурсное задание, чтобы отобрать пусть не много людей, но профессионалов. Тогда откликов было не очень много. А вот когда я собрал команду "Агентів змін", на тот момент уже была договоренность с метрополитеном. Видимо, это сыграло роль, мне стали активно помогать. С нами в разное время работает от 10 до 20-30 человек. Это не только дизайнеры, но и журналисты, литредакторы. У всех, кто с нами работает, есть опыт, а главное - интерес к делу.
- Как вы в команде определяете себе сроки?
Игорь Скляревский: Все проекты проходят очень много итераций. Мы периодически собираемся, обсуждаем нашу работу и договариваемся, кто и что будет делать. А в любимых ситуациях чиновников, когда надо успеть к какой-то дате, мы больше не участвуем.
- Если бы вы работали за деньги, улучшился бы результат?
Игорь Скляревский: Качество бы точно не улучшилось. Мы и так очень строго следим за ним - делаем либо хорошо, либо никак. Это один из наших основных законов. Но так как у каждого из нас есть основное место работы, проекты продвигаются довольно медленно. Если же когда-нибудь "Агенти змін" сами превратятся в место работы, то проектов станет больше, и они будут продвигаться быстрее.
- Как ваша команда относится к неконструктивной критике? В том же Facebook она встречается очень часто.
Игорь Скляревский: Философски. Раньше сильно ранило, что люди не понимают, что ты тратишь свое личное время на то, чтобы сделать город лучше, а видят в этом какой-то очередной распил бабла. Теперь я просто не обращаю внимания. К счастью, есть большое количество людей, которые это ценят, и которые благодарят за работу.
В следующем выпуске мы поговорим с Дмитрием Дубилетом, руководителем IT-направления ПриватБанка, инициатором проекта igov.org.ua - портала государственных услуг.
Подпишитесь на подкаст, чтобы не пропустить:
Задавайте вопросы следующему гостю, оставляйте комментарии к этому выпуску или пишите свои предложения на странице в Facebook.