Интервью с министром экологии Украины Игорем Шевченко было записано в День окружающей среды, во время его поездки на Труханов остров. Игорь Шевченко рассказал о коррупции в Экологической инспекции и почему премьер-министр Арсений Яценюк до сих пор не назначил ее руководителя, о будущем мусороперерабатывающей промышленности, о модернизации Бортнической станции аэрации, создании экологической полиции и о перспективах создания Чернобыльского биосферного заповедника.
Интервью с министром экологии Украины Игорем Шевченко было записано в День окружающей среды, во время его поездки на Труханов остров. Игорь Шевченко рассказал о коррупции в Экологической инспекции и почему премьер-министр Арсений Яценюк до сих пор не назначил ее руководителя, о будущем мусороперерабатывающей промышленности, о модернизации Бортнической станции аэрации, создании экологической полиции и о перспективах создания Чернобыльского биосферного заповедника.
"Определенные территории зоны принудительного и добровольного отселения станут доступны для людей, люди смогут туда переезжать жить, работать. Мы хотим вернуть как можно больше территорий именно в экономический оборот государства", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина министр экологии Украины.
РБК-Украина: Какая ситуация с мусороперерабатывающими заводами в Украине?
Игорь Шевченко: Мы ведем переговоры с частными компаниями и потенциальными инвесторами, готовыми строить мусороперерабатывающие заводы. Хотя это прерогатива минрегионстроя и местных советов, это мое личное задание - чтобы в комплексе как можно быстрее и больше мусора перерабатывалось в Украине.
Например, сейчас проект разрабатывается в Киеве - по мусоросжигательному заводу в Дарницком районе. В принципе, японское правительство выражало свою готовность предоставить огромный кредит, чтобы там построить современный мусороперерабатывающий завод. Сейчас этот проект дорабатывается.
Есть предварительный проект, над которым работали четыре года, но со сменой всех этих властей он все оттягивается. У меня были представители японской компании ITOCHU, готовые поставлять свое оборудование. Конечно, если правительство Японии финансирует, то оно финансирует под покупку своего оборудования, так называемое экспортное финансирование.
Представители турецкой компании, уже более 30 лет работающей с японцами, сказали, что у них уже есть проект, который разрабатывается четыре года, поэтому необходим партнер - государственная или муниципальная организация, которая стала бы получателем этих средств либо непосредственно заказчиком строительства этого завода. Сейчас проработан этот проект.
Снова подчеркну, что бытовой мусор - это прерогатива Минрегионстроя и местных советов. Минэкологии занимается именно опасными отходами, но мы хотим, чтобы проблема мусора в Украине решалась комплексно.
РБК-Украина: Кроме этого проекта, еще какие-то мусороперерабатывающие заводы в Украине собираетесь строить?
Игорь Шевченко: Местные жители не очень хотят, чтобы на их территории строились мусороперерабатывающие комплексы. Общины предлагают изменить законодательство, в основном - Бюджетный кодекс, чтобы часть денег за переработку мусора шла непосредственно в бюджет этой общины.
Когда люди увидят реальные деньги в своем местном бюджете от того, что на их территории есть мусороперерабатывающий завод, то другие скажут: почему у нас такого нет?
РБК-Украина: Сколько в Украине мусороперерабатывающих заводов?
Игорь Шевченко: Честно - не знаю. Надо спросить.
РБК-Украина: Вы же на посту с 2 декабря 2014 года.
Игорь Шевченко: Очень много проблем, которыми нужно постоянно заниматься. Также нет нормальных кадров, которые бы отрабатывали и давали конкретную информацию, когда необходимо. В том числе, из-за недостаточного финансирования. Кто пойдет на зарплату 4-5 тыс. грн работать? Знаете, какая у меня зарплата? 4775 грн.
Из-за всех этих факторов в министерстве нет штатных единиц или соответствующего подразделения, которое будет заниматься мусором. Поэтому это направление выполняется советниками, большинство из которых работают на общественных началах.
Но главная проблема в том, что везти на мусороперерабатывающий завод и сдавать мусор дороже, чем просто отвести на нелегальную свалку. Сейчас работаем над изменениями в законодательство.
Во-первых, нужно чтобы была четкая иерархия обращения с отходами -обязать собственников отходов с органикой направлять отходы на рециклинг или на получение тепла. Во-вторых, установить строгие требования к захоронению отходов, например, сделать обязательным сортировку мусора на полигонах.
Также экологическая инспекция сегодня работает очень плохо. И я пока что не могу ничего сделать, потому что премьер-министр не выносит на Кабмин кандидатуру нового руководителя.
РБК-Украина: Почему?
Игорь Шевченко: Точно сказать не могу. Вроде бы он мне пообещал, что на следующей неделе утвердит кандидатуру.
РБК-Украина: Вы лоббируете своего человека, с которым будет комфортно работать?
Игорь Шевченко: я Никого не лоббирую. По закону я, как министр, вношу кандидатуру премьеру. А премьер-министр должен внести эту кандидатуру на рассмотрение Кабмина. Все члены правительства голосуют "за" или "против".
РБК-Украина: Кого вы подали?
Игорь Шевченко: Я внес Андрея Заику. Это опытный менеджер с юридическим образованием и большим опытом в строительстве. Плюс это успешный человек, который в своей жизни сделал не один полезный проект.
И меня спрашивают : "А вы не являетесь специалистом в экологии, или еще чего-то - юристов ставите". Самое главное - это знание законодательства, аналитическое мышление и умение организовать процесс. Стране, знаете, не до теоретических подходов, надо навести порядок во всех сферах, в том числе и экологической.
РБК-Украина: Вы проанализировали, насколько эффективно или неэффективно при вас работало Минприроды?
Игорь Шевченко: Я считаю, что оно работало эффективнее за все последнее время. Это при том, что у меня несколько месяцев не было заместителей, и обеспечивал не только результат, но и сам подписывал большое количество документов. Большое количество времени тратилась на заседание Кабмина, правительственных комитетов, советов по реформам.
РБК-Украина: А конкретно что сделали?
Игорь Шевченко: Например, в сфере недропользования вернули государству 19 лицензий, украденных на 19 месторождениях газа. Вернули три доли в совместных предприятиях по добыче газа и нефти. Остановили аукционы, на которых также разбазаривались наши месторождения: газовые, нефтяные, водные и другие.
Сейчас работаем над новыми правилами проведения этих аукционов, чтобы месторождения предоставлялись тем, кто не будет перепродавать, а действительно проведет разведку, изучение и добычу газа, нефти. Нам нужно повышать добычу, чтобы уменьшить зависимость от внешних источников энергообеспечения.
В заповедном деле мы создали юридическую волонтерскую "Эко-сотню" из юристов, которые сейчас помогают заповедникам решать юридические проблемы. Одна из крупнейших проблем - это границы заповедников. Они четко не определены. И это дает возможность для злоупотреблений, в том числе, кражи земель, в частности, через суды. Просто забирают куски заповедников.
РБК-Украина: Будет ли создан заповедник в Чернобыле?
Игорь Шевченко: Да. Мы сейчас на финальной стадии подготовки документов по Чернобыльскому биосферному заповеднику, который будет создан на территориях зоны отчуждения и некоторой части зоны обязательного отселения, где уровень радиации в пределах определенной нормы. Там восстанавливаются флора и фауна, появляются редкие виды животных, например, бурые медведи, которых давно там не было.
(27 апреля, уже после интервью, Игорь Шевченко завизировал и направил в Минюст проект указа Президента Украины "О создании Чернобыльского биосферного заповедника" для получения правового заключения, - Ред.).
РБК-Украина: В каком радиусе вокруг Чернобыля будет определен заповедник?
Игорь Шевченко: Нельзя просто циркулем нарисовать. Все зависит от замеров радиации. Это исследуется. В зоне отчуждения будет определена четкая территория - зона обращения с радиоактивными отходами, которая не будет входить в Чернобыльской биосферный заповедник.
РБК-Украина: Почему власть решила создать этот заповедник?
Игорь Шевченко: Дело в том, что в зоне отчуждения только лесов около 150 тыс. га. Думаю, эта территория заслуживает получить статус биосферного заповедника и обеспечить себя дополнительной юридической защитой.
Законодательно закреплено, что в эту зону нельзя ездить, там ничего нельзя делать. Поэтому нужно пересмотреть статус этой зоны и создать заповедник, чтобы научно изучать эффект радиационного воздействия. Поэтому заповедник создается, в первую очередь, для научных целей и исследований.
РБК-Украина: То есть, Чернобыль и Припять не войдут в заповедник?
Игорь Шевченко: Нет. Чернобыльская АЭС останется под строгим контролем. Потому что вокруг четвертого реактора там довольно высокий уровень радиации даже сейчас.
Определенные территории зоны принудительного и добровольного отселения станут доступны для людей, люди смогут туда переезжать жить, работать. Мы хотим вернуть как можно больше территорий именно в экономический оборот государства, чтобы там была нормальная жизнь.
РБК-Украина: Государство создаст для этого необходимую инфраструктуру?
Игорь Шевченко: Это регулирует рынок. Если будет потребность, предприниматели сами это все сделают, всю инфраструктуру. Главное - дать возможность, создать условия. Возможно, будем предлагать Кабмину какие-то стимулирующие программы.
Мне кажется, там будет достаточно интересных условий, чтобы люди приезжали и создавали свои бизнесы: магазины, производственные предприятия и другое. Думаю, что там будет дешевле земля.
Например, мне говорили, хорошая идея - создание солнечных электростанций. Потому что там очень много подключений к сетям и они сейчас не задействованы. Там могут строиться заводы по производству паллет.
РБК-Украина: Когда планируется на законодательном уровне урегулировать эти вопросы?
Игорь Шевченко: Надеюсь, до конца года. В любом случае будем инициировать эти законодательные акты.
Заповедник создается указом Президента. Но проект указа Президента должен пройти ряд согласований в органах власти, в том числе и Верховной Радой.
РБК-Украина: Будет ли поддержка в парламенте?
Игорь Шевченко: Надеюсь на это. В профильном комитете Рады мы говорили об этом с Николаем Томенко. Он готов поддержать этот процесс.
Если научные выводы и все дозиметрические замеры, радиологические замеры будут показывать, что там чисто, то я не вижу никаких проблем, чтобы это сделать. Мониторинг ведется там постоянно по всей территории. Сейчас это все надо свести в кучу и сделать доклад.
РБК-Украина: Вы анонсировали создание экологической полиции. На каком этапе этот вопрос?
Игорь Шевченко: Мы хотим ликвидировать экологическую инспекцию и создать экологическую полицию, которая будет меньше мешать бизнесу и будет осуществлять реальный контроль, в том числе - дистанционный. И, если дистанционно обнаружатся какие-то нарушения, то выезжают мобильные группы и реагируют на эти нарушения.
То есть, плановые проверки я считаю не совсем правильным решением. Надо проверять именно тех, у кого есть нарушения. А выявлять эти нарушения следует через дистанционные средства - различные датчики.
Надо обязать всех загрязнителей установить на своих источниках загрязнения датчики. И вся эта информация в режиме реального времени должна приходить в центры обработки информации. Если превышены нормы - сразу выезжает экологический патруль.
РБК-Украина: Кому будет подчиняться экологическая полиция?
Игорь Шевченко: Планируем, что Министерству экологии. Мы должны отвечать не только за разработку законов, но и их применение и наказание за невыполнение этих законов. Мы планируем, чтобы в этом подразделении была экологическая разведка, которая будет заниматься изучением и сбором информации о возможных нарушениях.
Например, сейчас выбросы осуществляют в пятницу вечером. В субботу-воскресенье экологическая инспекция не работает. За два дня эти загрязнения расходятся или по реке, или в воздухе. Но, если будет такая оперативная разведка, тогда можно узнавать, когда планируются какие-то загрязнения и в тот момент приезжает экополиция и делает все в рамках закона, чтобы не допустить их.
РБК-Украина: Когда может заработать экологическая полиция?
Игорь Шевченко: Возможно, она не начнет работать до конца года, но законодательно мы этот процесс запустим.
Сейчас я был во Франции, разговаривали с Сеголен Рояль (министр экологии Франции). Они также на этом пути. У них эти контрольные функции распылены между различными агентствами. Она рассказала, что сейчас подала законопроект о сохранении биоразнообразия, в котором также предусмотрено создание экологической полиции.
РБК-Украина: Какая планируется численность экологической полиции?
Игорь Шевченко: О численности еще не думали. Только концептуально разрабатываем. Мы хотим отойти от системы плановых проверок и планируем, чтобы полиция имела право заходить на предприятие только тогда, когда есть достаточно свидетельств о нарушениях. Таким образом планируем устранить коррупционную составляющую.
РБК-Украина: Какие планы у министерства относительно Бортнической станции аэрации?
Игорь Шевченко: Насколько мне известно, правительство Японии уже утвердило выделение 1,1 млрд долл. на строительство по сути новой станции аэрации. Сейчас надо подготовить площадку, и на это должны быть выделены деньги из спецфонда природоохранных мероприятий, там больше 100 миллионов гривен.
Получастная структура "Киевводоканал" должна взять эти средства в кредит или выпустить дополнительные акции, которые выкупит государство. "Киевводоканал" на 37% принадлежит частным компаниям в офшорах. Так почему государство должно дарить больше 100 млн? Но, кроме "Киевводоканала", никто не может использовать эту станцию, потому что они единственные в комплексе.
РБК-Украина: Авто, на котором вы ездите, Toyota Land Cruiser красного цвета, обеспечивает государство или это ваше личное?
Игорь Шевченко: Авто мое личное. Кстати, я, наверное, единственный министр, раскрывший данные о всем своем имуществе в декларации, которая есть на сайте Минприроды. Я не скрываю, ни адреса моей недвижимости, ни данных о других моих доходах и имуществе.
Беседовала Надежда Андрикевич