Игорь Гольченко: "Антидемпинговый процесс в отношении российской селитры - это не война"
РБК-Украина: Когда начался этот процесс о пересмотре антидемпинговых мер в отношении аммиачной селитры из РФ? Когда он может быть завершен?
Игорь Гольченко: В марте и июне 2013 г. в МЭРТ были поданы два заявления - одно на продление срока действия существующих пошлин на селитру, второе - на пересмотр размеров пошлин в отношении производителей селитры из РФ. Министерство достаточно долго рассматривало документы, разбиралось в вопросе, запрашивая информацию и позиции у всех заинтересованных сторон. 6 марта 2014 г. в МЭРТ состоялись слушания, на которых мы официально высказали свою позицию по т. н. газовым надбавкам, приведя пример Евросоюза. О том, что такое газовая корректировка, я расскажу чуть позже.
Итак, в конце марта 2013 г. мы, как украинские производители аммиачной селитры, дали свои финальные письменные комментарии и аргументы для продления строка действия пошлин еще на пять лет. Также мы попросили пересчитать ставки демпинговых пошлин, поскольку введенные ранее пошлины так и не остановили ни демпинговый импорт, ни ущерб, наносимый таким импортом для химической отрасли Украины.
Думается, что у нас достаточно сильный аргумент. Газ - основное сырье для предприятий азотной химии. Как российских, так и украинских. Существует большая разница в цене на газ для российских предприятий и украинских. Это первопричина возникшего дисбаланса, который мы просим министерство устранить.
РБК-Украина: Вы не ответили на вторую часть вопроса о сроках пересмотра.
Игорь Гольченко: Мы ожидаем пересмотра в начале лета.
РБК-Украина: Какие ставки ввозных пошлин сегодня платят российские производители селитры?
Игорь Гольченко: 9,76% - для компании «Дорогобуж», 0% - для «Еврохима», 11,98% - для остальных экспортеров.
РБК-Украина: Почему для продукции российского предприятия «Еврохим» размер пошлины составляет 0%?
Игорь Гольченко: Это отдельная история. Министерством было проведено расследование, был установлен демпинг, подсчитаны пошлины всем российским производителям. Однако, решением Окружного админсуда Киева было признано, что МЭРТ в ходе проведения расследования нарушил процедуру.
Таким образом, «Еврохиму» была отменена пошлина. Детали я бы комментировать не хотел, но в целом дело обстояло примерно так.
РБК-Украина: Инициируя расследование, вы не только хотите сохранить старые ставки, но и намерены пересмотреть существующие в сторону увеличения. Какие вообще есть предпосылки для пересмотра ставки?
Игорь Гольченко: Российские производители поставляют продукцию в Украину по демпинговым ценам. Это означает, что они продают в Украине селитру по цене, более низкой, чем на внутреннем российском рынке. При этом, цена газа для российских производителей селитры не является рыночной, а природный газ является основным сырьем для производства азотных удобрений, и его доля достигает 65-70% в себестоимости.
Кроме того, мы уверены, что потенциал российских производителей позволяет без дополнительных инвестиций нарастить объемы производства. Это означает, что если вопрос защиты украинской азотной химии не решить достаточно оперативно, то ущерб для химической отрасли Украины будет и дальше увеличиваться.
Но вернемся к основному вопросу. Давайте сделаем прогноз. Если пошлины, к примеру, перестанут действовать, то импорт будет расти, а украинская химическая отрасль продолжит наращивать убытки. Демпинговая цена российских импортеров не дает украинским производителям возможность установить такую цену на продукцию, которая хотя бы покрывала затраты на производство.
Химия входит в тройку ведущих отраслей Украины. Это не только ВВП, налоги и торговый баланс. Это и рабочие места. И вопрос, как по мне, очень простой: мы хотим уступить рынок селитры и похоронить украинский химпром или мы за другой сценарий?
Например, очень важно, чтобы Украина, как страна, сама себя могла обеспечивать удобрениями. Или мы хотим ситуации, при которой украинский АПК на 100% зависел бы от поставок российских удобрений? Это вопрос национальной безопасности, в том числе.
И потом просчитайте ситуацию на несколько лет вперед. Если вы убираете всех украинских производителей, то останутся одни зарубежные. Где гарантия того, что они не начнут устанавливать монопольно высокие цены. И кто тогда пострадает? Правильно - украинский АПК.
РБК-Украина: Как другие страны защищают свои рынки? Например, Европа?
Игорь Гольченко: Они доказывают, какая должна быть справедливой цена реализации товара на их рынок (сравнивая цену реализации товара на внутреннем рынке страны производителя и цену на рынке ЕС) и, исходя из этой справедливой цены, производят расчет заградительных пошлин. Посмотрите, как Евросоюз, США, Китай и Австралия не пускает российскую селитру на свой рынок по демпинговым ценам. При этом, ЕС применил т. н. газовую коррективку и просчитал им стоимость товара с учетом рыночной цены на природный газ.
РБК-Украина: В чем суть этой корректировки?
Игорь Гольченко: Опишу упрощенно. Сначала были жалобы местных производителей на российский демпинг. Госрегуляторы в ЕС после детального анализа сделали вывод о том, что цена продажи газа российским производителям не является рыночной. Это, фактически, было доказано в ходе антидемпингового расследования в ЕС. Поэтому Евросоюз применил т. н. газовую корректировку и установил демпинговые пошлины в отношении российских производителей - на уровне около 40 евро на 1 тонну.
Когда в МЭРТ и в МКМТ рассматривается вопрос об уровне пошлин на ввозимые российские удобрения, подход, как мне кажется, может быть именно таким же. В Украине ситуация ничем не отличается. Российские заводы получают дешевый газ. Законодательство Украины также позволяет применить механизм конструирования нормальной цены с учетом энергетической надбавки. Поэтому, мы считаем, что для расчета демпинговой пошлины должны использоваться рыночные цены на газ - так, как если бы российские производители покупали газ по той же цене, что и украинские.
Нормальная и справедливая стоимость реализации товара на украинском рынке у импортеров должна быть выше, чем сейчас. Это позволило бы нам, украинским производителям, выйти из убыточных продаж. Сейчас украинские заводы не могут поднять выше цену, чем российский демпинговый импорт.
Пока состязание украинских и российских производителей азотных удобрений на украинском рынке ведется в неравных условиях. Справедлива ли такая торговля? Нет. Государство Украина должно выступить независимым рефери в рамках правил ВТО, прогрессивных подходов и методик ЕС и украинских законов.
РБК-Украина: Вам не кажется, что при помощи заградительных пошлин европейцы попросту закрыли рынок для российских производителей?
Игорь Гольченко: Нет, эти меры не закрывают рынок для российских производителей, как вам кажется. Цель антидемпинговых мер - стимулировать россиян торговать удобрениями по ценам, которые считаются рыночными в Европе.
То есть, европейские и российские производители фактически конкурируют в равных условиях. Эти 40 евро на тонну нивелируют демпинг и газовое преимущество российских производителей, которое они получают в результате нерыночной цены на газ.
РБК-Украина: Какую импортную ставку на российские удобрения вы хотите получить?
Игорь Гольченко: Мы не хотим закрывать рынок от удобрений из РФ. Мы просто очень хотим, чтобы решение защитило украинские предприятия от недобросовестной конкуренции российских производителей, и при этом было справедливым.
У МЭРТ и МКМТ есть инструментарий для такой защиты, а также информация и данные, на основании которых они могут произвести расчет справедливой цены. При этом, от выбранного ими подхода будет зависеть дальнейшая судьба химической отрасли. Это, в определенном смысле, тест на прочность.
Мы не просим для себя каких-то преференций. Мы просим создать нам равные условия хозяйствования на внутреннем рынке Украины, поскольку сегодня российские производители имеют необоснованное «энергетическое» преимущество, которое дает им возможность демпинговать.
РБК-Украина: Можно ли сказать, что в случае установления повышенных антидемпинговых пошлин для российских производителей, химпредприятия Украины станут монополистами на украинском рынке?
Игорь Гольченко: Еще раз обращаю внимание, что антидемпинговые пошлины по своей природе не являются заградительными пошлинами, их цель не запретить импорт. Импортировать селитру из РФ можно будет и дальше.
Кроме того, употребление слова «монополист» в отношении селитры в принципе является неправильным. Поскольку определять монопольное положение производителей на товарном и географическом рынке, а также устанавливать его границы, имеет право исключительно Антимонопольный комитет.
В Украине не существует рынка аммиачной селитры, как отдельного товарного рынка. Существует рынок азотосодержащих минеральных удобрений. Международная ассоциация производителей удобрений рассматривает рынок азотосодержащих минеральных удобрений стран СНГ (Украина, Беларусь, Россия) и Восточной и Центральной Европы (Прибалтика, Словакия, Польша, Венгрия, Чехия, Румыния, Болгария), как единый географический рынок. Поэтому говорить о монопольном статусе здесь вообще неуместно.
РБК-Украина: Какая пошлина действует в ЕС для наших производителей?
Игорь Гольченко: Нулевая пошлина. В прошлом году ее не нашли оснований продлевать - цена газа в Украине стала сопоставимой с ЕС. Украинские заводы были поставлены в равные условия с европейскими производителями.
РБК-Украина: Получается, что от решения МКМТ и подхода МЭРТ зависит будущее азотной химии Украины?
Игорь Гольченко: Да, вы правильно поняли. Размер антидемпинговых пошлин для российских производителей - это вопрос выживания отрасли. Выживания, даже не развития!
Как показывает политика продаж российских производителей в мире, четкая экспортная ориентация - это стратегия россиян, направленная на увеличение сбыта. У них производство аммиачной селитры - экспортно-ориентированное производство. В мире свыше 30% экспорта селитры имеет российское происхождение.
Но обратите внимание - рынки США, Китая, Австралии и Евросоюза уравновешены пошлинами. Все понимают, что в экономике важно сохранить баланс. Не должно быть экономического эгоизма. Нельзя убивать одни отрасли для того, чтобы лучше жилось другой отрасли.
У украинских аграриев, по сравнению с другими отраслями экономики, достаточная рентабельность. Да, им тяжело. У всех кризис. Но посмотрите статистику АПК! Не все так плохо.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в Украине в 2013 г. вырос и составил почти 114% к 2012 г., в то время, как в промышленности наблюдалось почти пятипроцентное падение объемов выпуска, а в химической отрасли падение достигло 18-25%.
И вопрос, на самом деле, стоит так: готово ли правительство убить украинский химический сектор, отдав бизнес удобрений россиянам, выбросить тысячи людей на улицу, ради того, чтобы рентабельность агробизнеса увеличилась? Подход должен быть взвешенным. Почему Европа защищает свои рынки более эффективно? Украине тоже пора расправить плечи.
РБК-Украина: Позиция Европы - обычная политика протекционизма своих, закрытия рынков?
Игорь Гольченко: ЕС красиво и технично играют в рамках правил ВТО. И нам надо у них учиться. Ничто не мешает нам также защищать свои рынки.
ЕС установил надбавки, чтобы российский производитель на равных вел продажи своего товара с внутренними производителями. Это - выравнивание правил игры. Как мне кажется, пришло время защитить свой рынок и Украине в рамках те же правил, установленных ВТО.
РБК-Украина: Можно ли считать эту борьбу за применение антидемпинговых пошлин началом новой российско-украинской торговой войны? Это многие могут расценить, как продолжение политического противостояния.
Игорь Гольченко: Антидемпинговый процесс, проводимый в рамках правил ВТО - это не война! Наши пересмотры начались еще в марте прошлого года, потому что химические предприятия Украины терпели убытки. Все началось задолго до тех событий, которые произошли у нас в стране.
РБК-Украина: Если вы проиграете дело, для каких украинских предприятий российский демпинг будет наиболее опасен?
Игорь Гольченко: На горловском «Стироле» более 25% персонала работает в цехе по производству аммиачной селитры. На «Ривноазоте» более 60% выручки - это поступления от продаж аммиачной селитры. Национальный производитель чувствительный даже к малейшим перепадам и к малейшим снижениям продаж аммиачной селитры.
Существует реальная угроза остановки производственных мощностей украинских химпредприятий и даже потеря национального производителя аммиачной селитры, как такового. У Украины не так много отраслей, где она может быть конкурентоспособной. И химия - одна из них.
Но чтобы уверенно чувствовать себя на внешних рынках, нужно быть эффективным у себя на внутреннем рынке, в рамках правил ВТО. Для украинских предприятий важно не только инициировать антидемпинговые процессы, но и получать по их завершению решения, возобновляющие равные условия для всех. Роль государства, как регулятора и промышленной политики, в том числе, останется ключевой в установлении таких правил честной торговли.
Краткая справка по процессу пересмотров
Май 2007 года - Межведомственная комиссия по международной торговле (Комиссия) на основании жалобы Союза химиков Украины, который действовал от имени производителей аммиачной селитры, приняла решение о проведении антидемпингового расследования относительно импорта в Украину нитрата аммония (аммиачной селитры) из Российской Федерации («Урядовий кур'єр» №88 от 22 мая 2007 года).
Май 2008 года - По результатам расследования Комиссия установила ставки антидемпинговой пошлины для российских производителей аммиачной селитры: 9,76% для ОАО «Дорогобуж», 10,78% - для ОАО «МХК«ЕвроХим», 11,91% - для других экспортеров. Антидемпинговые меры начали действовать с 28 июня 2008 г сроком на 5 лет (Решение №АД-176/2008/143-47 «О применении окончательных антидемпинговых мер относительно импорта в Украину нитрата аммония (аммиачной селитры) происхождением из Российской Федерации», «Урядовий кур'єр» №97 от 29 мая 2008).
Октябрь 2010 года - Комиссия отменила антидемпинговую пошлину для ОАО «МХК «ЕвроХим», выполняя решение Окружного административного суда г. Киева, Киевского апелляционного административного суда и Высшего административного суда Украины (Решение №АД-245/2010/4403-47 «Об отмене решения Межведомственной комиссии по международной торговле от 21.05.2008 №АД-176/2008/143-47«О применении окончательных антидемпинговых мер относительно импорта в Украину нитрата аммония (аммиачной селитры) из Российской Федерации»в части, касающейся ОАО «МХК «ЕвроХим», «Урядовий кур'єр» №203 от 30 октября 2010).
Май 2013 года - Комиссия по требованию национальных товаропроизводителей приняла решение о пересмотре антидемпинговых мер относительно импорта в Украину нитрата аммония (аммиачной селитры) из Российской Федерации в связи с окончанием срока их применения (Решение№АД-294/2013/4423-06).
Июль 2013 года - Комиссия возбудила промежуточный пересмотр антидемпинговых мер относительно импорта в Украину нитрата аммония (аммиачной селитры) из Российской Федерации (Решение№АД-296/2013/4423-06).