Хватит пить: почему Киев ввел запрет на ночную продажу алкоголя
Легально купить ночью алкоголь в Киеве станет невозможно. Вслед за другими городами столичные власти ввели ограничения на продажу крепких и слабоалкогольных напитков, а также пива с 23:00 до 10:00. Таким образом, депутаты отреагировали на обращения граждан, и в перспективе рассчитывают на снижение потребления алкоголя и уровня преступности. Бизнес уже заявил о незаконности данного решения, поскольку в полномочия местных органов власти не входит регулирование торговли подакцизными товарами. Кроме того, ограничения приведут к росту теневого рынка, как это произошло, например, в России, где выпивку на дом готовы доставлять таксисты.
Допились до первого места
Депутаты Киевсовета отреагировали на обращения столичных жителей и ввели запрет на продажу алкоголя в ночное время. Водку, слабоалкогольные напитки, пиво будет невозможно купить легально с 23:00 до 10:00. Ограничения будут распространяться на ларьки, "Магазины у дома", супермаркеты. Налить в это время, по закону, смогут только в кафе и ресторанах. За нарушения запрета пойманные продавцы будут лишены лицензии. Текст решения столичного горсовета, которое было принято 22 сентября, еще не опубликован. Кроме того, документ еще должен подписать мэр Виталий Кличко, который сейчас находится в отпуске.
Практика введения запрета на ночную продажу алкоголя уже действует в ряде областных центров Украины - Львове, Ивано-Франковске, Хмельницком, Тернополе, Сумах. Их введение вызвало массу возмущений со стороны бизнеса и с 2009 года, когда был введен первый запрет, тянутся судебные процессы о признании незаконными решения местных органов власти. Дошло до того, что в мае этого года Верховный суд Украины дал разъяснение, согласно которому "установление постоянных запретов и ограничений по торговле алкогольными напитками выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления". "Мы понимаем, что принятая нами норма - политическая. Но вы не представляете себе, какое было количество обращений граждан, - до сотен заявок ежедневно - с просьбой прекратить круглосуточную попойку и круглосуточный Октоберфест во дворах, возле магазинов!", - рассказал РБК-Украина депутат Киевсовета - Владислав Михайленко, - один из авторов запрета на ночную продажу алкоголя.
Депутаты ссылаются на опыт украинских городов, практикующих запрет, и стран, где работают ограничения: принятые здесь меры дали результат и объем потребления алкоголя снизился. А это повлекло за собой и сокращение уровня преступности. Владислава Михайленко напоминает, что в 2015 году Украина заняла "почетное пятое место" в мире по уровню алкоголизма и первое - по подростковой алкогольной зависимости. Кроме того, ежегодно от алкоголя в стране умирает 40 тысяч человек. "Мы уже столкнулись с порицанием, с заявлениями, что наше решение не будет иметь смысла. Но с такой статистикой пора что-то делать", - резюмирует Михайленко.
Бывший главный нарколог Украины - Анатолий Виевский - соглашается с тем, что страна по объемам потребления алкоголя, находится на достаточно высоких позициях. Он ее охарактеризовал как "средневысокую", и сравнил Украину с Великобритании. Разница в том, что у нас 70% граждан отдают предпочтение крепким напиткам. "Я - сторонник регулирования потребления, но законными способами. Я понимаю, что депутаты исходили из благих намерений, но есть разъяснение Верховного суда, поэтому, в первую очередь, это решение нелегитимно. Мы сейчас обсуждаем какую-то комедию", - говорит Виевский.
Законный звон бокалов
В Европе запрет ночной торговли алкоголем применяется давно и успешно. Купить его там ночью можно только в ресторанах, клубах и на заправках. Ночная лицензия стоит дорого, соответственно и дорогой и сам алкоголь, рассказал глава правления Украинской таксомоторной ассоциации (УТА) - Андрей Антонюк. Запрет хоть и действует во Львове, но ночью, по его словам, купить алкоголь в магазинах не составляет большого труда. "Кое-кто, все-таки, официально или почти совсем легально получит монополию и будет торговать. Таких, в отличие от конкурентов, не будут замечать контролирующие органы", - предполагает Антонюк.
Согласно профильному закону о госрегулировании производства и оборота подакцизных товаров и "Правилам розничной торговли алкогольными товарами", в полномочия сельских, поселковых и местных органов власти входит установление удобного режима работы предприятий. Удобный для населения режим работы спецмагазинов, отделов и секций должен согласовываться с собственниками таких объектов. Ничего о локальном запрете торговли, в отведенное время, в регулирующих документах не говорится.
"Если допускаются такие вещи, как решение Киевсовета, и не только на фоне разъяснения Верховного суда, но и решения Антимонопольного комитета, то так мы скоро дойдем до запретов конкретно по районам, по улицам, по фамилиям, - возмущен президент Национальной организации розничной торговли Юрий Бондарев. - Мы исходим их того, что если реализация регулируется законом, то государство и должно инициировать изменения на уровне Верховной Рады".
Помимо того, что подобным решением Киевсовет превысил свои полномочия, оно еще и ведет к дополнительным ограничениям для законных игроков на рынке торговли, получивших лицензии на реализацию подакцизных товаров, добавляет генеральный директор "Метро Кеш энд Керри Украина" - Мартин Шумахер. "Мы, как иностранный инвестор, против решений, которые ущемляют права на рынке и ведут к ограничениям работы частных предпринимателей, которые в мире являются основой для развития экономики", - заявил он РБК-Украина.
Только в "Метро Кеш энд Керри Украина" ежедневно большая половина закупок осуществляется субъектами малого предпринимательства-собственниками лицензий на продажу алкоголя. Что примечательно - закупаются оптовики, в основном, по утрам. Соответственно, запрет приведет к тому, что будут сбиваться графики работы, возникнут простои, появятся дополнительные расходы на доставку. Кроме того, столичный бюджет, по подсчетам сети, только от "Метро Кеш энд Керри Украина" недополучит около 1 миллиона гривен акцизного налога в год.
Пить в тени
Если решение об ограничении ночной торговли будет закреплено на общенациональном уровне, то необходим и жесткий контроль за выполнением норм, уверен Юрий Бондарев. Пока что нынешние запреты могут способствовать только росту теневого рынка. Объем "тени" на рынке водки превышает 40%. "У нас нация не совсем здорова, но запреты приведут к появлению альтернативных поставок и продаж. Появятся "бабушки", такси-сервисы, через интернет-магазин можно осуществить заказ и проконтролировать, в какое время привезли товар, - невозможно", - пояснил он.
Генеральный директор "Карлсберг Украина" - Евгений Шевченко добавляет, что ограничение ночных продаж, в частности, пива не приводило к снижению потребления алкоголя, а вызывало увеличение спроса на фальсифицированный или нелегально произведенный крепкий алкоголь. "В Латвии выросли продажи фальсификата, который бабушки продавали по ночам через окно в пластиковых бутылках из-под газировки. Его называли "крутка". В России после запрета ночных продаж алкогольной продукции, появились "такси с подарком", и алкоголь неизвестного происхождения всем желающим продавал таксист. Возможно, кто-то помнит, что в СССР водкой тоже торговали таксисты, - рассказывает Шевченко. - Важно отметить, что при подобных запретах случается эффект, обратный от задуманного, и сильно возрастают продажи крепкого, чаще всего, нелегального алкоголя, так как нелегального пива просто нет".
Прогнозируемое решение Киевсовета он считает популистским, и предлагает снижать уровень потребления алкоголя в Украине путем борьбы с нелегальным рынком и установлением рекомендованного Евросоюзом соотношения акциза на пиво и крепкий алкоголь. "Сейчас мы не просто далеки от этого, а, похоже, движемся в обратном направлении", - резюмирует Евгений Шевченко.
Андрей Антонюк из УТА не исключает появление теневого рынка, в том числе и с помощью такси, хотя и не в масштабных объемах. "Сегодня таксисты за определенную плату возят по Киеву вещи и поопасней, и поинтересней. Все догадываются, но таксистов вообще никто не может проконтролировать, тенизация рынка 99% - при обороте в 30 миллиардов гривен в год, - а для перевозки - очень удобно. На вопрос: "Это чье?" всегда можно ответить, что предыдущий пассажир забыл".