Газотранспортную систему (ГТС) Украины могут модернизировать без участия Европы. По данным РБК daily, приводить в порядок, а соответственно, и управлять украинскими трубами будет совместное предприятие «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины». Такую возможность подтвердил и глава Российского газового общества (РГО) Валерий Язев. По его словам, судьба трехстороннего консорциума по управлению ГТС зависит от исхода переговоров по созданию СП.
Газотранспортную систему (ГТС) Украины могут модернизировать без участия Европы. По данным РБК daily, приводить в порядок, а соответственно, и управлять украинскими трубами будет совместное предприятие «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины». Такую возможность подтвердил и глава Российского газового общества (РГО) Валерий Язев. По его словам, судьба трехстороннего консорциума по управлению ГТС зависит от исхода переговоров по созданию СП.
Трехстороннего консорциума по управлению украинской ГТС с участием России, Украины и Европы, скорее всего, не будет. «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» обсуждают возможность модернизации и управления украинскими трубами в рамках совместного предприятия, которое планируется создать, сообщил РБК daily источник, близкий к переговорам. Доля «Газпрома» в СП будет зависть от активов, которые он в него внесет.
То, что идея международного консорциума снова может остаться всего лишь теорией, подтвердил и глава РГО Валерий Язев на конференции в Берлине «Энергетический диалог: Россия - Европейский союз. Газовый аспект». Сейчас переговоры по созданию российско-украинского совместного предприятия в начальной стадии, сказал он. «В зависимости от того, какая конфигурация для него будет выбрана, станет понятно, нужно или не нужно возвращаться к теме международного консорциума», - отметил г-н Язев.
По его словам, согласно экспертным оценкам, капитализация «Нафтогаза» сейчас составляет 17 млрд долл. «Газпрома» - 170 млрд долл. Возможно, российский холдинг выделит для СП какой-то актив, например по добыче, стоимостью 15-17 млрд долл. Глава «Нафтогаза» Евгений Бакулин не захотел назвать активы, которые могут войти в будущее СП, отметив, что это процесс переговоров. В «Газпроме» от комментариев также отказались.
Вероятность соединения украинских труб и российских месторождений не исключил и депутат Верховной Рады, лидер партии «Фронт перемен» Арсений Яценюк. Если Россия войдет в СП с газовыми месторождениями, Украина сможет предложить трубу для транзита, сказал он в эфире телекомпании «Украина». «Вот это партнерские отношения», - подчеркнул депутат. Отказ от консорциума более чем вероятен, считает бывший сотрудник «Нафтогаза», независимый эксперт Валентин Землянский. Но не исключено, что в создаваемом СП какую-то долю получит и крупная зарубежная энергокомпания, по примеру предприятия, созданного для реализации Nord Stream.
Вполне возможно, что модернизацией и управлением ГТС займется СП, аналогичные прецеденты есть в Польше, Словакии, Белоруссии, говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Скорее всего, Евросоюз не будет возражать, если консорциума не будет, что позволит ему отказаться от вложений в него. Европе, по сути, не нужен этот актив, только нормальный транзит. «Газпрому» это позволит проводить самостоятельную политику.
Но украинские чиновники непредсказуемы, и в случае ухудшения межгосударственных отношений участие Европы стабилизировало бы работу ГТС, уверен господин Минченко. Однако учитывая, что по линии Бойко - Миллер уже установлены доверительные отношения, без Европы Россия и Украина смогут договориться быстрее.
Идея газотранспортного консорциума появилась еще в 2002 году. В 2003 году было создано ООО «Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины», в котором «Газпрому» и «Нафтогазу» принадлежало по 50%. Однако проект так и не был реализован из-за разногласий сторон. Российская монополия настаивала на управлении всей украинской ГТС, а украинская сторона хотела ограничиться строительством двух новых газопроводов: Богородчаны - Ужгород и Новопсковск - Александров Гай. В начале года новая власть на Украине предложила вернуться к идее консорциума по модернизации и управлению ГТС, в который должны войти Россия, Украина и Европа.