Заместитель министра промышленности Украины в 1992-2002 годах Григорий Осауленко в интервью рассказал о потенциале титановой отрасли Украины, о процессах, происходящих на Запорожском титаномагниевом комбинате, а также о необходимости восстановить госконтроль над Иршанским ГОК и Вольногорским ГМК.
Заместитель министра промышленности Украины в 1992-2002 годах Григорий Осауленко в интервью рассказал о потенциале титановой отрасли Украины, о процессах, происходящих на Запорожском титаномагниевом комбинате, а также о необходимости восстановить госконтроль над Иршанским ГОК и Вольногорским ГМК.
- Расскажите, пожалуйста, об истории создания титановой отрасли Украины, ее потенциале, развитии отрасли и использовании ее потенциала.
Григорий Осауленко: Титановая отрасль Украины создавалась и развивалась как единый комплекс во времена СССР. Базой для создания комплекса послужило наличие месторождений титано-ильменитовых руд Украины, запасы которых являются одними из крупнейших запасов мира, единственными в Европе и основными на территории бывшего СССР. Первым горнообогатительным комбинатом (ГОК) стал Вольногорский в 1955 году. Иршанский ГОК введен в эксплуатацию в 1960 г.
Развал СССР стал причиной снижения военного противостояния, уменьшился выпуск на комплексах военно-промышленного комплекса (ВПК) атомного подводного флота, стратегических ракет, объектов авиации. Это повлекло за собой снижение производства титана. Однако руководство Минпрома независимой Украины сочло недопустимым остановку производства титана. Украинская титановая отрасль была сохранена для государства в самые трудные годы его становления.
- Пожалуйста, отдельно расскажите о процессах приватизации в титановой отрасли, а также процессах передачи предприятий отрасли в аренду. Принесли ли эти процессы выгоду государству? Если нет, то почему?
Григорий Осауленко: Во всем мире страны-производители титана осуществляют довольно строгий госконтроль за деятельностью таких предприятий. Это правильно, поскольку отрасль работает в основном на ВПК. В свое время Российский титановый комплекс "АВИСМА" был подведомственным олигарху В.Вексельбергу. Однако лично В.В.Путин инициировал выкуп объединения у олигарха и передал его в управление государства.
В то же время, украинские госпредприятия - Вольногорский ГМК, Иршанский ГОК - были незаконно переданы в аренду олигарху Д. Фирташу, который являлся собственником 49% акций, а ныне владеет ЗАО "Крымский титан" и имеет "непонятное отношение" к ОАО "Сумыхимпром".
Оба эти предприятия являются производителями пигментной двуокиси титана. Передача ГОКов в аренду Фирташу не была обоснована ни экономически, ни технологически. Ильменитовые концентраты ВГМК по своему химическому составу не могут быть использованы для производства пигментной двуокиси титана кислотным способом. Однако из-за некомпетентности руководства перерабатывающих предприятий эти концентраты стали применять в производстве. В результате в техногенные отходы (по сути дела - в Сиваш) стали отправлять концентраты с содержанием более 33%, а также 18% кислоты. Это экологическое преступление, совершаемое менеджментом DF Group. Минпромполитики и Минэкологии письменно подтверждают эти безобразия, но потребовать от "Крымского титана" и "Сумыхимпром" навести должный порядок в производстве двуокиси титана даже не пытались. Причина? Ведь это же предприятия, контролируемые Д.Фирташем! Во время аренды, ВГМК и ИГОК, а это 10 лет, государство в лице ряда министерств самоустранилось от управления отраслью. А ЗТМК Фирташу удалось по преступной схеме выхватить из госсобственности, не затратив ни копейки. Украина понесла огромные убытки. На ВГМК полностью остановлено металлургическое производство, потеряно несколько сотен рабочих мест. Основная причина - самоустранение госструктур от управления ВГМК и ИГОК в целом. И это факт.
- Расскажите, пожалуйста, о процессах, происходящих на Запорожском титаномагниевом комбинате - в частности, как изменились показатели работы предприятия с того момента, когда оно было отдано в управление компаниям, аффилированным с Group DF?
Григорий Осауленко: Проектная мощность ЗТМК составляет 18,6 тыс. т титановой губки, но предприятие в отдельные годы производило ее в количестве более 21 тыс. т. Последние годы производство снизилось до 10 тыс. т, а в текущем году упало до 300 т в месяц, что приведет к годовому производству в объеме около 4 тыс. т. Это преступление перед национальными интересами Украины. Из-за ряда субъективных причин титановая губка не сертифицирована, что не позволяет ее применять в строительстве ракет, самолетов, атомных подводных крейсеров и другой техники. ОАО "Мотор Січ" и НПО "Пивденне" вообще ее не потребляет. Титановую губку ЗТМК практически полностью экспортирует. Из-за приведенных причин простаивают установки по производству слитков в Институте электросварки им. Е.О. Патона, на ЗТМК, в компании "Антарес".
Вообще же, вести речь о развитии производства при непонятном отношении государственных ведомств к управлению госпредприятиями, а титановые предприятия все государственные, невозможно. Сегодня административное управление государственной титановой отраслью страны ведет иностранная частная компания Ostchem, подконтрольная DF Group Фирташа. Чиновников, давшим на это "добро", необходимо давно отдать под трибунал. А в Украине идет спор - нужно ли возвращать государству или нет из кабальной аренды ВГМК и ИГОК. Вернуть или нет ЗТМК государству? Надо вернуть немедленно, поскольку это объекты стратегического значения и стоят комбинаты очень дорого.
- Насколько соответствует действительности информация о том, что предприятия отрасли искусственно доводятся до банкротства их менеджерами?
Григорий Осауленко: Что касается доведения предприятий титановой отрасли Украины до искусственного банкротства - это проверенный способ "прихватизации" промышленных объектов. Пример ОАО "Сумыхимпром" и ЗТМК. Фирташ лично информировал СМИ о долгах ЗТМК в сумме 800 млн грн. Хотя фактически предприятие всегда работало прибыльно. Последние два года ежегодная прибыль ЗТМК составляла 40 млн долл.
- В чьих интересах на ЗТМК создается общество с ограниченной ответственностью? Что вносит в капитал этого ООО государство и что вносит частный инвестор? Как будут распределены доли в этом ООО? Насколько это соответствует интересам страны и почему?
Григорий Осауленко: "Инвестор" Дмитрий Фирташ с помощью своей управленческой структуры OstChem сначала ворует у ЗТМК из его прибыли средства, а потом "инвестирует" ЗТМК. Во вновь созданном ООО доли распределились так: 51% Украине, а 49% - инвестору (т.е. Фирташу). Фактически инвестиций нет. Государство обворовано.
- Логично ли вернуть ЗТМК под контроль государства? Если да, то каким образом это можно сделать?
Григорий Осауленко: Необходимо вернуть 100% ЗТМК в собственность государства. Для начала необходимо провести инвентаризацию и госаудит за период нахождения ЗТМК в составе преступно созданного ООО, а также проверить законность его создания. Всех кто это осуществлял, нужно привлечь к уголовной ответственности.
- Целесообразна ли в дальнейшем продажа ЗТМК частному инвестору? Какую сумму в госбюджет может получить Украина от продажи ЗТМК?
Григорий Осауленко: ЗТМК можно продать за высокую рыночную цену, которая на открытом аукционе будет не ниже 1 млрд долл. Учитывая нынешнее сложное финансовое положение страны, это целесообразно сделать.
- Расскажите о приватизации контрольного пакета акций "Крымского титана". Была ли она проведена с выгодой для государства? Насколько выгодной она была для частного инвестора, приобретшего контрольный пакет акций "Крымского титана"?
Григорий Осауленко: Стратегически важное предприятие "Крымский титан", точнее сказать контрольный пакет его акций, был продан за 80 млн долл., а это как минимум в 10 раз ниже рыночной цены. Исполнителей этого надо привлечь к уголовной ответственности.
- Какую сумму может получить государственный бюджет, если продать на рыночных условиях "Крымский титан"?
Григорий Осауленко: Думаю, что не менее 800 млн долл. Это за контрольный пакет акций "Крымского титана".
- А если говорить о приватизации Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК. Почему вариант приватизации, запланированный ФГИ в декабре 2013 года, не выгоден государству?
Григорий Осауленко: Эти предприятия стратегические и стоят очень дорого - по 3-5 млрд долл. каждое. Но задача "инвесторов" и руководства Фонда госимущества состояла в том, чтобы забрать эти комбинаты за минимальную цену или вообще бесплатно в состав структур Фирташа.
- Кто сейчас реально управляет Иршанским ГОКом и Вольногорским ГМК? В чьих интересах осуществляется это управление?
Григорий Осауленко: Комбинатами управляют структуры Фирташа. Это выгодно ему, а страна несет колоссальные убытки.
- Считаете ли Вы целесообразным прекратить аренду этих двух предприятий "Крымским Титаном", вернуть госконтроль над ними и после этого провести приватизацию Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК? Пожалуйста, обоснуйте свою точку зрения.
Григорий Осауленко: Да, восстановить госконтроль над этими предприятиями нужно. При продаже на открытом аукционе за ИГОК и ВГМК в государственный бюджет можно привлечь по 3-5 млрд. долл. Имею в виду - за каждое предприятие. Учитывая сложное финансовое положение Украины, комбинаты можно продать по высокой цене на открытом аукционе и получить в бюджет суммарно до 10 млрд долл. Ведь необходимо учитывать, что оба эти комбината контролируют примерно 5% мирового рынка титанового сырья.
- Расскажите, пожалуйста, о результатах управления "Сумыхимпромом" менеджерами Ostchem Holding. Можно ли говорить, что предприятие управляется с учетом интересов государства?
Григорий Осауленко: Результаты можно охарактеризовать коротко - это преступление. Государству нанесен ущерб в сумме более 1 млрд. долл.
- Можно ли утверждать, что "Сумыхимпром" был доведен до фиктивного банкротства с целью дальнейшей приватизации за бесценок?
Григорий Осауленко: Да, это будет подтверждено при проведении независимого международного аудита.
- Считаете ли Вы целесообразным отстранение от должности нынешнего управляющего санацией "Сумыхимпром" и нынешнего распорядителя имуществом этого предприятия?
Григорий Осауленко: Просто отстранение? Нет, считаю, что это - поощрение. Необходимо провести аудит международной компанией. По результатам аудита, управляющего и других подельников, следует привлечь к уголовной ответственности.
- Какой дальнейший вариант развития ситуации с "Сумыхимпромом" видится Вам оптимальным?
Григорий Осауленко: Предприятие нужно выставить на продажу через открытый приватизационный аукцион. Покупатель обеспечит проведение модернизации предприятия и его эффективную работу.
- Какую сумму можно привлечь в государственный бюджет Украины, если продать на открытом аукционе "Сумыхимпром"?
Григорий Осауленко: Считаю, что при продаже "Сумыхимпром" на открытом приватизационном аукционе за это предприятие в госбюджет может быть получено не менее 1 млрд долл.