Государство под эгидой реформ возвращает на круги своя разнообразные схемы помощи приближенным олигархам. Так, например, сейчас явно в фаворе Ринат Ахметов, чьей энергокомпании ДТЭК государство идет на три больших уступки.
Государство под эгидой реформ возвращает на круги своя разнообразные схемы помощи приближенным олигархам. Так, например, сейчас явно в фаворе Ринат Ахметов, чьей энергокомпании ДТЭК государство идет на три больших уступки.
На прошедшем "саммите" энергетиков "Энерговесна 2016" в информпространство было выпущено много интересных сообщений. Многие из них исходили от Виталия Бутенко, директора по коммерческой деятельности ДТЭК. Например, он подчеркнул, что в данный момент компания ДТЭК, отправляя электроэнергию на экспорт, фактически работает себе в убыток. Но идет на это для того, чтобы не закрывались отечественные угольные шахты в том же Львовско-Волынском бассейне. При этом, как известно, большинство угля на западные станции ДТЭК поставляются вовсе не с соседствующих шахт, а с "Павлоградугля" самой же ДТЭК.
Дальше – больше. Бутенко говорит, что дальнейший экспорт электроэнергии невозможен, и существующая ситуация приведет к остановке 5 энергоблоков, прекращению потребления угля Львовско-Волынского бассейна. То есть шахтеры выйдут на улицы, валюта прекратит поступать в страну. И Бутенко считает, что сейчас ситуация в руках правительства, которое должно принять необходимое для энергосистемы решение.
Решение очевидно. Сейчас в Кабмине рассматривается вопрос отмены дотационных сертификатов в экспортной цене на электроэнергию. Введены они были в конце 2000-х, когда компания Ахметова боролась за господство на рынке экспорта электроэнергии для того, чтобы удалить с нее конкурентов, в частности, Ukrenergy Holding, совместного предприятия Василия Бечваржа Korlea с государственной компанией "Укринтерэнерго", по сути монополизировавшего экспорт электроэнергии в Европу. В захвате энерговласти немало помог Ахметову и приход к власти донецких.
В середине 2012 года правительство изъяло дотации из цены электроэнергии для экспорта в страны Европы - Словакию, Румынию, Венгрию, Польшу. К этому времени монопольным экспортером уже был ДТЭК. Эти решения были приняты для того, чтобы сохранить рынки сбыта, поскольку стоимость украинской электроэнергии превышала ее цену в соседних странах. Но в конце 2014 года сертификаты вернулись. Тогда их возврат аргументировали двумя причинами. Первая – необходимость аккумулировать на счетах Энергорынка дополнительные средства для закупки угля. Вторая – приведение формирования цены на экспорт в соответствие с законом, потому что в то время поставки в Европу дотировались за счет украинского потребителя.
Дотационные сертификаты — вид компенсации поставщикам электроэнергии, которые работают по регулированному тарифу, убытков от поставки электроэнергии отдельным категориям потребителей, преимущественно населению. Каждый поставщик по регулируемому тарифу защищает перед рынком объем дотационных сертификатов, исходя из структуры своих потребителей. В 2015 году они занимали примерно 30% в структуре оптовой рыночной цены.
Теперь же ДТЭК намекает, что сертификаты неплохо было бы отменить вновь. Сейчас же, очевидно, правительство готово посодействовать восстановлению поставок зарубеж. Так, в прошлом году экспорт ДТЭК составил 3,5 млрд кВт-ч. Даже если предположить, что в 2016-м он удержится на таком же уровне, при нынешней стоимости электроэнергии в украинском энергорынке в 1,237 грн/кВт-ч, только на Бурштынской ТЭС ДТЭК заработает около 850 млн грн прибыли. И это не считая еще маржи, которую компания получает на трейдинге.
Отмена сертификатов увеличивает и без того немалую прибыль компании-монополиста. Кроме промышленности, груз возмещения этих 30% ляжет и на граждан Украины: Национальная комиссия по государственному регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) будет вынуждена поднять цену для населения, чтобы сбалансировать рынок. К слову, так было сделано после отмены дотаций для экспорта электроэнергии в Молдову в 2011 году.
Экспортом ДТЭК не ограничился. Еще одним этапом восстановления ДТЭК на украинском энергорынке стала новая формула ценообразования на уголь авторства НКРЭКУ. ДТЭК еще в минувшем году настаивал на том, что стоимость угля, который Украина закупает на неподконтрольных территориях, должна составлять не меньше 1500 грн. НКРЭ весь 2015-й доказывал, что такая цена не обоснована и завышена. Однако, по сути, сейчас своим новым решением ее и подтвердил.
В качестве новой "реформы" НКРЭКУ предложил формировать стоимость угля на основе стоимости угля по международному индексу API2 + фрахт. АPI2 – это сводный индекс цен на уголь в регионе ARA (Амстердам, Роттердам, Антверпен), который включает в себя стоимость угля, а также затраты на его доставку в порт. "До этого методики вообще не было, а ее отсутствие приводило к ручному режиму и дисконтам или премиям к международной цене, – аргументирует решение комиссии ее глава Дмитрий Вовк. – API2 же является ключевым индексом для энергетического угля в Европе".
В настоящее время индекс API2 котируется на уровне $40-45 за тонну угля. Стоимость фрахта при нынешних условиях – еще около $15. Суммарно получаем около $60 за тонну. Вроде бы все понятно? Но есть нюансы. Первый – в данных расчетах не учитывается качество украинского угля, который содержит много золы и серы из-за чего Украина испытывала сложности с его экспортом. Эти параметры существенно снижают стоимость сырья, то есть стоить он должен не $40-45, а в 1,5 раза меньше. Кроме того, API2 уже учитывает стоимость транспортировки, зачем ее считать второй раз – неизвестно. Получается, уголь из ДНР и ЛНР вначале должен приехать в Роттердам, а оттуда вернуться уже на украинские ТЭС. Для сравнения – Япония импортирует уголь по $56/т, Турция – $42/т. И только Украина сама у себя покупает плохой уголь по $60, еще и преимущественно у предприятий ДТЭК, так как ДТЭК осуществляет ввоз и вывоз угля из ДН/ЛНР в соответствии с приказом Антитеррористического центра.
Впрочем, такая методика работает для импортного угля. Так, в феврале 2016 года стоимость тонны угля в МТП Южный (С IF ) составляла $56/т, после перевалки - $63/т. При этом февральский индекс API2 составил $44/т, что с учетом фрахта и перевалки дает те же 1488 грн./т в украинском порту.
Так как уголь – это основная (80%) составляющая тарифа на электроэнергию с тепловых станций, соответственно, НКРЭ подняло тариф на отпуск для ТЭС. С учетом НДС новый тариф для них с 1 марта составит около 1,30 грн/кВт-ч. До этого он составлял 1,18 грн/кВт-ч. В то же время, в ДТЭК жалуются, мол, несмотря на то, что тариф подняли, он колеблется и все равно низок. Для сравнения – в Германии э/э, произведенная на ТЭС, продается по 2,4 евроцента/кВт-ч. В пересчете на гривни – это 0,72 грн/кВт-ч, уже с учетом платы за выбросы СО2, которые украинские тепловики не платят. И никто не говорит об убыточности генерации.
В своих сообщениях ДТЭК не учитывают другой факт – стоимость оптовой цены на электроэнергию растет. В мае оптовая цена возросла на 5%, а в целом в 2016 году (декабрь 2015 к декабрю 2016) ожидаемый ее рост составит около 13,6%.
Генерирующие компании продают электроэнергию по тарифу, который устанавливает Регулятор – НКРЭКУ. В Украине атомная генерация и гидро-генерация – дешевые источники э/э, имеющие довольно низкий (в 1,5-2 в сравнении с ТЭС) фиксированный тариф. НКРЭКУ устанавливает фиксированные тарифы для всех производителей э/э кроме тепловой генерации, у которой тариф плавающий. Он рассчитывается по результатам работы ТЭС за месяц. То есть ТЭСы узнают "почем" они продали свою электроэнергию, только когда месяц закончился. Но самая соль даже не в этом. Из-за блокирования счетов НАЭК "Энергоатом", оператор АЭС, оказалась в сложной ситуации. Это дает возможность НКРЭКУ вешать на "Энергоатом" все грехи своего исключительно ручного управления энергорынком. А именно – обвинить атомщиков в том, что из-за их внеплановых остановок регулятор вынужден был привязать стоимость угля, в том числе поставляемого из неконтролируемых территорий, к европейской бирже. Мало того, что причинно-следственная связь в таких умозаключениях отсутствует, так еще и НКРЭКУ демонстрирует, что ее не интересует ни тот факт, что часть проставивающих блоков находится в режиме "продления ресурса", а еще часть – во внеплановых ремонтах из-за проблем на электротехническом оборудовании, на обновление которго та же НКРЭКУ системно недодает денег. При этом, ни Кабмин, ни АП не делают ничего, что бы могло разблокировать работу крупнейшего в стране производителя электроэнергии. Проблемы индейцев шерифа не волнуют. Тем временм в балансе потребления растет доля более дорогих ТЭС. А с ней растет и выручка ДТЭК.
Но всего вышеперечисленного оказалось мало. ДТЭК решил найти и другие способы получения денег от государства Украина. На этот раз – загребая каштаны кошачьей лапкой. На территории, неподконтрольной Украине, остались 2 тепловых и 4 ветровых электростанций. Год назад Кабмин принял постановление № 263, которым запретил выкупать электроэнергию у производителей, которые находятся в ЛНР и ДНР. Соответственно, ТЭС остались без средств для покупки угля, а ВЭС – без "зеленого" тарифа. Такой поступок был логичен – станции тогда регулярно подвергались обстрелам, да и террористы брали их под контроль. Но спустя год политическая ситуация внезапно изменилась. В конце апреля Кабмин разрешил закупать "зеленую" электроэнергию на неконтролируемых территориях, установив механизм закупки у ветропарка "Новоазовский" исключительно той электроэнергии, которая поставляется на подконтрольные Украине территории.
Примечательно, что "Новоазовский" принадлежит компании "Ветропарки Украины", владельцами которой являются Олег Мкртчан, генеральный директор и совладелец "Индустриального Союза Донбасса", Елена Близнюк, жена сына экс-губернатора Донецкой области и экс-министра регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолия Михайловича Близнюка, а также Максим Ефимов, бывший директор краматорской "Энергомашспецстали" и ныне народный депутат от БПП. И самое любопытное то, что сайт InformNapalm зафиксировал присутствие боевиков на территории новоазовского ветропарка. Поэтому неформально государство теперь платит террористам не только за уголь, но и за "зеленую" электроэнергию.
Интересно и другое. Раньше "Новоазовскому" приходилось добиваться расчетов через судебные решения. Понятно, что такая ситуация играла не на руку владельцам. Но лоббировали коррекцию постановления отнюдь не семья Близнюка и Максим Ефимов, работающий в парламенте, а ДТЭК Рината Ахметова. Своих ВЭС у ДТЭК на территории ДНР и ЛНР нет. Какой же интерес у донецкого олигарха?
Согласно постановлению №263, принятого еще в прошлом году, Минэнерго должно было определить точки "приема" электроэнергии. Естественно, электроэнергия туда заходит "вся", и определить, каким видом генерации она произведена, не представляется возможным – на электронах бирки с названиями ТЭС или ВЭС не навешены. Более того, системы АСКУЭ, которые находились на станциях, давно уже не используются. ДТЭК и дружественная ему "Донбассэнерго", чьи станции оказались на отрезанных территориях, не могут продавать электроэнергию с двух ТЭС. Соответственно – эти станции не получают притока внешних средств. Однако есть технологический выход из данной ситуации. Переброска линий на Новоазовский парк – сложна, но возможна. И тогда тепловики получат возможность мало того, что продавать э/э на территорию Украины, так еще и по стоимости "зеленого" тарифа, который составляет около 2 грн/кВт-ч для ветровых станций.
ДТЭК медленно, но уверенно возвращает себе влияние на энергетическом рынке. И делает это с одобрения Администрации Президента, Кабмина и других высших чинов, которые, используя необходимость реформ, дают зеленый свет зарождению новых энергетических схем и пирамид в Украине.